Семья как субъект социально-обеспечительных правоотношений
Еще в начале 60 -х годов был поднят вопрос о том, является ли семья субъектом права. Указывалось, что семья является определенным коллективом, но не признается единым субъектом, ни в одной из отраслей права[53]. Практически сразу было высказано и противоположное мнение[54], которое представляется на наш взгляд более верным. Доказательством этому могут служить следующие два аргумента.
Во-первых, закон «О государственных пенсиях в РФ»[55] предоставляет право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца каждому члену семь.
Во-вторых, понятие «нетрудоспособность» и «иждивенство», наличие которых обуславливает возникновение субъективного права на пенсию, могут быть применены лишь в отношении индивидуально определенных лиц. Следует согласиться с позицией авторов, которые утверждают, что субъектом - получателем пособий гражданам, имеющим детей, является исключительно семья. В статье 16 Федерального закона «О государственных пособия гражданам, имеющим детей»[56] идет речь о семьях, размер среднедушевого дохода которых не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ.
Существует также точка зрения, согласно которой в признании субъектом права семье отказано, однако в настоящий момент эта проблема вновь приобрела особую актуальность[57]. А вопрос о предоставлении семье самой широкой охраны и помощи именно в настоящий момент становится особо значимым и работа над ним является одним из приоритетных направлений в законодательной деятельности государства.
Многие семейные традиции издревле закладывались родом. В России община имела обязанность опекать своих членов, лишившихся трудоспособности, что было закреплено в законодательных актах того времени. Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»[58] содержат следующие словосочетания «государственная политика в интересах ребенка основана на принципе поддержки семьи», «обеспечивается поддержка семьи», В отношении некоторых видов социального обеспечения законодатель вообще не предусматривает возможности реализации права на них членами семьи по отдельности.
В настоящее время все более проявляющееся воздействие на семью также будет закрепляться посредством прав и обязанностей, предоставленных семье в целом. Вопрос о семье был достаточно подробно исследован в специальной литературе советского периода, однако принятие в настоящее время целого ряда нормативных актов позволяет углублять изучение особенностей этого субъекта.
Соответственно в случае выполнения этих действий, направленных на получение указанной помощи, можем сделать вывод о единстве волеизъявления нескольких членов семьи.
Таким образом, единая консолидированная воля семьи как необходимый признак субъекта права (речь не идет о физическом лице) присутствует.
Субъект права должен обладать определенными качествами, к числу которых относятся следующие: внешняя обособленность, персонификация (выступление вовне в виде отдельного лица - персоны), способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю.
Пример с предоставлением необходимых документов демонстрирует нам способность семьи выработать и выразить общую волю. В отношениях с государственными органами обычно вступает один из членов семьи, представляющий ее интересы в целом (получение какого-либо вида социального обеспечения)[59].
Нахождение в одной квартире или доме не означает фактического совместного проживания.
В теории права под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Учитывая нормы указанного Федерального закона и других нормативных правовых актов, где предусмотрено право семьи на получение какого-либо вида социального обеспечения, можно сделать вывод о признании семьи субъектом права.
Семья обладает право- и дееспособностью, которые, как и у юридического лица (в этом сходство семьи и юридического лица) едины и возникают одновременно[60]. В данном случае речь идет о видовой, специфичной именно для права социального обеспечения праводееспособности. Можно вполне обоснованно сделать вывод о том, что в праве социального обеспечения есть особый субъект - семья. С.С. Алексеев подразделяет всех субъектов права на три основные группы: общественные образования, индивидуальные и коллективные субъекты.
М.В. Антокольская пишет «само понятие семьи всегда было настолько неопределенным, что его невозможно даже закрепить в законодательстве». A.M. Нечаева объясняет отсутствие определения семьи в СК РФ тем, что расшифровка употребляемых им терминов не входит в его зaдaчy в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в РФ»[61] впервые было дано легальное понятие семьи.
Семья – это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Представляется, что помимо родства или свойства необходимо указать на возможность такой связи как супружество. Юридическое значение брака определяется тем, что он является союзом супругов, создавших семью. Кроме того, из двух указанных характеристик, только факт совместного проживания будет иметь значение. Нельзя согласиться с тем, что ведение совместного хозяйства должно входить в качественные признаки, характеризующие семью. Разумеется, во втором случае не может идти речи о ведении совместного хозяйствования. Тем не менее, эту группу лиц также следует признать семьей, а не одиноко проживающим гражданином с ребенком. Поскольку у гражданина может быть не один ребенок, а несколько. И тогда никак невозможно говорить о том, что здесь нет семьи, пусть неполной, по сложившейся терминологии, но семьи.
Несовершеннолетняя мать с ребенком будет семьей и имеет право на получение ежемесячного пособия на ребенка, в случае если она имеет доход, ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.
Можно только утверждать, что в составе семьи должно быть не менее двух человек.
В словарях русского языка семью определяет как группу лиц живущих вместе, «группа живущих вместе родственников». Критерием отличия группы лиц, живущих вместе и даже, питающихся за счет общих денег, например, студенты в комнате общежития, от семьи будет наличие кровнородственной связи (отношений брака, свойства) между членами семьи.
Верность предложенного определения, в частности, такую характеристику как совместное проживание можно подтвердить также правовой нормой. Различаются члены семьи погибшего и лица, находящиеся на его иждивении. Можно сделать вывод из этой нормы, что членами семьи погибшего будут проживающие с ним лица, а «находящимися на его иждивении» - отдельно проживающие лица, которых он обязан содержать. В ряде случаев предоставление какого-либо вида социального обеспечения гражданину обусловлено членством в определенной семье.
Во многих случаях, однако, законодатель не указывает, кто именно является членом семьи. Таких нормативных правовых актов большинство. Ранее в период дореформенной России проблем с предоставлением каких-либо видов социального обеспечения не возникало. Работодателем в большинстве случаев выступало государство. Оно предусматривало случаи и виды социального обеспечения, оно же за свой счет их предоставляло. В настоящее время многие работодатели отказывают своим работникам предоставлять алиментирование, закрепленное законами.
В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дано понятие семьи, находящейся в социально опасном положении. К сожалению, в нем не раскрывается понятие семьи, акцент сделан на термине социально опасное положение.
Нельзя не заметить при осуществлении практической деятельности и при теоретическом анализе норм, что законодательство в сфере социального обеспечения значительно отстает от реалий современности.
Справедливо в данном случае мнение Н.И. Матузова, который, рассматривая эффективность института прав и свобод, пишет: «Необходимо сместить акценты в практическую плоскость, в плоскость достижения конечных целей. Только реальные плоды, ощутимый социальный результат, облегчение жизни большинства населения»[62].