Право – и дееспособность субъекта-получателя
В теории права под правоспособностью обычно понимается способность (возможность) индивида иметь, в силу норм права, субъективные права и юридические обязанности. В связи с тем, что эти права и обязанности закрепляются в нормах различных отраслей права, было введено понятие отраслевой правоспособности. Под отраслевой правоспособностью в праве социального обеспечения понимают общую возможность обладания правами и несения обязанностей в социально - обеспечительных правоотношениях любого вида.
В литературе раскрывается практическое значение социально- обеспечительной правоспособности. Р.И. Иванова указывает, что отраслевая правоспособность в праве социального обеспечения фиксирует круг лиц, которые могут быть участниками социально-обеспечительных правоотношений. В.Ш. Шайхатдинов считает, что отраслевая правосубъектность детализирует конституционные права граждан на материальное обеспечение и обслуживание. Представляется, что социально - обеспечительная правоспособность, если ее понимать традиционно, как содержащую возможность иметь все права и обязанности, закрепленные законодательством о социальном обеспечении, не конкретизирует ни круг лиц, ни их права.
Данное понятие получается бессодержательным, расплывчатым, и потому не способным выполнять какую-либо функцию. Следует согласиться с учеными, доказывающими, что правоспособность не бессодержательна. Ярким подтверждением этой мысли является статья 18 Гражданского Кодекса Российской Федерации, именуемая «содержание правоспособности граждан» и содержащая перечень возможностей иметь определенные в ней права.
Возвращаясь к отраслевой правоспособности в праве социального обеспечения, наиболее верной представляется позиция В.Н. Толкуновой, которая сводится к следующему. «Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любого гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями. По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения». Предложенная точка зрения нуждается в уточнении, касающемся объема (содержания) правоспособности.
Если рассматриваем социально-обеспечительную правоспособность в предложенном аспекте, то, таким образом, закрепляем возможности каждого на некий гарантированный минимум возможностей.
Анализ действующего законодательства позволяет перечислить составляющие социально-обеспечительной правоспособности, исходя из ее определения, предложенного выше. Физическое лицо может иметь следующие права: право на социальную пенсию, на пенсию по случаю потери кормильца, право на социальное обеспечение по инвалидности, для лиц имеющих детей, на пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, на образование, на социальное обслуживание, на виды социального обеспечения, предусмотренные для безработных и вынужденных переселенцев, малообеспеченных, на бесплатное оказание услуг по погребению, на медицинскую помощь и лечение.
Специальной правоспособностью является «способность быть субъектом определенной группы общественных правоотношении в рамках конкретной отрасли права». Н.Г. Александров[47], рассматривая специальную трудовую праводееспособность, связывал ее с особым состоянием здоровья, особым семейным положением или с наличием диплома об определенном специальном образовании. Возможность обладания специальной социально-обеспечительной правоспособностью следует связывать, в частности, со вступлением в определенные трудовые или служебные правоотношения (приобретением иной правовой роли). Если гражданин заключает трудовой договор, то работодатель обязан его застраховать.
Можно рассмотреть любой вид социального обеспечения и любого субъекта и убедиться в этом. Пока выслуга лет у спасателя не составит 15 лет, у него не появится возможности получать пенсию за выслугу лет[48].
В трудовом праве также разработана конструкция видовой правоспособности, возникновение которой связывают с юридическими фактами. Для обозначения их совокупности В.Н. Скобелкин[49] использует термин юридическое условие. Юридический факт понимается в теории права как обстоятельство, вызывающее возникновение, изменение, прекращение правоотношений.
Тогда можем определить юридическое условие как обстоятельство, являющееся основанием возникновения специальной (видовой, подвидовой) правоспособности. Различный момент возникновения подчеркивает различие между отраслевой и специальной правоспособностью в праве социального обеспечения и подтверждает, что специальная не является частью отраслевой.
Специальной правоспособностью является «способность быть субъектом определенной группы общественных правоотношений в рамках конкретной отрасли права» . Она необходима для некоторых правоотношений, субъекты которых должны иметь специальные знания, определенный возраст, соответствовать каким-то дополнительным требованиям.
Разграничивая общую и отраслевую правоспособность, Р.П. Мананкова, отмечает, что различия между ними могут быть проведены по нескольким признакам: по кругу лиц, по основаниям и моменту возникновения, а также по их содержанию. Учитывая это, мы делаем вывод, что если одно явление не соответствует признакам другого, то значит это совершенно иное правовое явление, отличающееся от понятия правоспособность.
Таким образом, специфика социально-обеспечительной дееспособности обоих видов, в отличие, например, от гражданско-правовой дееспособности, заключается в том, что социально-обеспечительная дееспособность не может рассматриваться как способность лица своими действиями приобретать права в сфере социального обеспечения. Она включает в себя только способность осуществлять права, принадлежащие лицу. Основания для приобретения прав в сфере социального обеспечения входят в предмет регулирования других отраслей права (трудового, гражданского).