Понятие и элементы формы государства.
В современ. науке форма гос-ва рассматривается как совокупность 3 элементов: формы правления, формы гос. устройства, гос. пол. режима.
1) форма правл – это способ организации верховной гос. Власти.. Основные формы правления: монархия и республика;Монархия(от греч.-единовластие)-это форма правления при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства. Республикаформа правления, при которой во главе гос-ва стоит выборный и сменяемый глава.
2) форма гос устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований гос-ва, закрепленный Конституцией По форме устройства гос разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;Унитарное(от латин.-единство)-это единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.(Украина, Франция)
Федерация(от латин.-союз)-это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные органы гос. Власти, Конституцию, часто право на двойное гражданство.
Конфедерация(от латин.-объединение)-это форма межгосударственного объединения, при которой гос-ва-субъекты конфедераций образуют постоянный союз, полностью сохраняя свою независимость.
3) государ-правовой (политич) режим – это совокупность методов и способов осуществления в стране гос. власти и управления.
Основные типы полит режимов: авторитарный, демократич, тоталитарный.
Таким образом, форма гос определяет:
порядок формир орг гос вл;
структуру государ органов;
особенность территор самостоят населения;
характер взаимоотнош орг госуд вл друг с другом;
специфику отнош государ орг и населения;
приемы, способы, методы осуществ политич влас.
Рос Федер в соответ с Констит (ст. 1) явл демократ федерат правовым государ с республиканск формой правления.
В результате можно выделить характерные черты государств строя Рос государ:
демократизм;
федерализм;
республиканская форма правл;
разделен властей;
политич, идеологичес многообразие;
признание и гарантирование Основным Законом государ местн самоупр;
государств суверенитет, носитель j – многонацион народ Р Ф;
прав государс;
соц характер
Р Ф явл полупрезидентской республикой.
По своему государств устройству Рос госуд явл федерацией, j построена на след характерных признаках федерализма:
добровольное вхождение в состав Федер субъектов РФ;
равноправие субъектов Р Фед;
самоопределение народов, наций и национальностей;
государ целостность;
разграничение полномочий между федеративными органами государ вл РФ и орг власти субъектов
Государственно-правовым режимом Р Ф явл демократ режим.
28. Функции государства: понятие, виды.
Функции гоc - это осн направ деятельности гос по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного гос, его природа и соц назначение. Содержание функций показывает, что делает данное гос, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деят гос они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность гос, j оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.
Функции характеризуют гос в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа гос, осн задач, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявл социально обусловл роль, j призвано вып гос на том или ином историч этапе своего развития.
К наиболее значимым признакам функций гос отн:
1) устойчиво сложив предметная деят гос в важнейших сферах общ жизни;
2) непосредст связь между сущностной характеристикой гос и его соц назначением, j (связь) реализуется в деят гос;
3) направленность деятельн гос на выполн крупных задач и достиж целей, встающих на каждом историч этапе разв общ;
4) определен формы реализ функций государ (чаще всего правовые), связан с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов (Л.А. Морозова).
Функции государ не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисл гос органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции гос охватывают его деятельность в целом, в них реализуются соц ценность и сущность гос, их осуществ подчинена работа всего государ аппарата и каждого органа в отдельности.
В зависимости от продолжительности действия функции гос классиф на постоянные (осуществ на всех этапах развития государ, например, экономич) и временные (прекращают свое действие с решением определ задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на законод (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, функция охраны обществ порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общ жизни они осуществл, - на внутренние и внешние.