Классификации правовых норм.
1. По предмету регулирования
конституционно‑правовые
гражданско‑правовые
2. По юридической силе
нормы законов
нормы подзаконных актов.
3. По характеру правил
обязывающие нормы,
запрещающие нормы,
управомочивающие нормы
4. По действию во времени
длительного действия,
временные нормы,
чрезвычайные нормы
5. По кругу субъектов
Общие,
специальные,
исключительные
6. По способу установления норм
Императивные,
диспозитивные
Структура нормы: гипотеза, диспозиция, санкция.
Источники (формы) права.
Источники права – это способы выражения и закрепления норм права.
Виды:
Правовые обычаи
Судебный (административный) прецедент
Судебная практика
Нормативные договоры
Нормативно‑правовой акт
Признаки НПА:
1) издается только компетентными органами.
2) принимается с соблюдением строго определенных процедурных требований
3) имеет официально‑документальную форму
4) обладает определенной юридической силой
Отмена НПА:
а) Прямая
б) Косвенная
в) Самоотмена
Виды НПА:
1. Закон.
2. Подзаконный акт
Закон– это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно‑правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.
Признаки:
1. Принят органом законодательной власти или всеми гражданами на референдуме.
2. Обладает высшей юридической силой
3. Порядок разработки, принятия и вступления закона в силу определяется конституцией
4. Регулируют наиболее важные общественные отношения.
Виды законов РФ:
1) Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года)
2) ФКЗ
3) ФЗ
4) Законы субъектов федерации.
Подзаконные акты – правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему.
Виды в РФ:
- постановления правительства;
- указы Президента РФ;
- приказы, инструкции, положения министерств и пр.;
- решения и постановления органов государственной власти субъектов федерации;
- постановления, решения и распоряжения губернаторов, областных и краевых глав
- нормативные акты муниципальных органов;
- локальные нормативные акты предприятий.
ЗАКОН И ИСТОЧНИК ПРАВА
Правотворчество.
Правотворчество - деятельность компетентных государственных органов по установлению, изменению или отмене правовых норм.
Принципы:
а) гласности
б) демократизма
в) научности
г) законности
д) исполнимости
е) профессионализма
Функции:
а) обновление законодательства, издание новых нормативно‑правовых актов;
б) устранение (отмена) устаревших юридических норм;
в) восполнение пробелов в праве.
Стадии законодательного процесса:
1. Законодательная инициатива
Субъекты: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный суды
2. Стадия обсуждения законопроекта
3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента.
ФЗ – 50% ГД
ФКЗ (3/4 голосов депутатов Государственной Думы)
4. Стадия утверждения законопроекта.
5 дней – передача в СФ (50%)
5 дней - передача Президенту РФ (14 дней – подписание либо вето) должен принять решение. Президент РФ обладает правом вето.
Преодоление вето - 2/3 голосов ГД и СФ.
5. Промульгация закона.
– законы о поправках к Конституции – со дня их опубликования;
– федеральные законы – через 10 дней после их опубликования;
– нормативные акты Президента РФ – по истечении 7 дней после опубликования;
– акты правительства, затрагивающие права граждан, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти – через 7 дней после их опубликования;
– иные акты правительства – со дня их подписания;
– нормативные акты федеральных органов исполнительной власти – через 10 дней после их опубликования.
Схема
Правоотношения.
Правоотношение – общественное отношение, возникающее на основе норм права, участники которого являются носителями прав и обязанностей, гарантированных государством.
РАЗЛИЧИЯ общих отношений от правовых.
Признаки:
1. Общественный характер
2. На основе права
3. Связь правами и обязанностями
4. Сознательно‑волевой характер.
5. Гарантируется государством
Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Виды:
1. Правообразующие,
2. Правоизменяющие,
3. Правопрекращающие.
Типы:
1. События
2. Действия
Структура правоотношений:
1. Субъекты - физические и юридические лица.
Свойства:
Правоспособность
Дееспособность (лишение судом)
Деликтоспособность
2. Объект - блага и ценности, по поводу которых возникло правоотношение.
3. Содержание правоотношения - права и обязанности
Субъективное юридическое право - мера возможного поведения лица, обеспеченную исполнением юридических обязанностей другими лицами и гарантируемую государством.
Юридическая обязанность - мера должного поведения лица, соответствующая нормам права и обеспеченная возможностью государственного принуждения.
Правонарушения.
Правовое поведение:
1. Правомерное поведение
2. Неправомерное – правонарушение (проступок и преступление)
Правонарушение - противоправное, виновное деяние, влекущее за собой юридическую ответственность.
Преступление - общественно опасное деяние (действие или бездействие), причиняющее существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям.
Проступок - менее опасное противоправное деяние.
Виды проступков:
а) административные
б) дисциплинарные
в) гражданские правонарушения (деликты).
Признаки правонарушений:
1. Выражается в действии или бездействии.
2. Запрещено нормами права.
3. Наносит обществу определенный вред
4. Вина лица.
5. Влечет наступление юридической ответственности.
Состав правонарушения:
1. Объект правонарушения
2. Субъект правонарушения
3. Объективная сторона
4. Субъективная сторона - цель, мотив, вина.
Мотив - побуждение
Цель – представление субъекта о результате
Вина - психическое отношение субъекта к своему противоправному поведению
Формы вины
1. Умышленные (прямой и косвенный умысел)
2. Неумышленные (неосторожность и небрежность)
ДИСКУССИИ: меры по предотвращению преступности.