Конституционные основы местного самоуправления (45)
Местное самоуправление (наряду с разделением власти) является обязательным признаком демократического характера организации публичной власти в обществе.
В России устойчивой традиции местного самоуправления нет: земская и городская реформы (1864 и 1870 гг.) дали России некоторый опыт самоуправления населения, однако после революции 1917 г. в нашей стране была избрана концепция государственного управления на местах, советы народных депутатов всех уровней были включены в систему органов государственной власти. Переход к организации власти на местах на принципах местного самоуправления начался только в начале 1990-х гг. (6 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР», были внесены изменения в Конституцию РСФСР 1978 г., в соответствии с которыми местные советы были выведены из системы представительных органов государственной власти и включены в систему местного самоуправления, затем последовал ряд указов Президента РФ: от 26.10.1993 № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и др.).
Статья 12 Конституции РФ закрепляет, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление...». Однако в настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации находится в стадии становления: реально оно существует примерно в 10 % административно-территориальных единиц, более 90 % муниципальных образований находятся на государственных дотациях, примерно на 70 % территории России нет всенародно избранных органов местного самоуправления. Основополагающим актом, регулирующим отношения в сфере местного самоуправления в России, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в настоящее время действуют лишь его отдельные положения, а в полном объеме он должен вступить в силу лишь 1 января 2006 г.).
Детально общественные отношения в сфере осуществления местного самоуправления регулируются нормами муниципального права России, а конституционное право содержит нормы, закрепляющие лишь конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.
Трудовой договор: понятие, содержание и виды. (46)
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику ЗП, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Трудовой договор – это двухстороннее соглашение. Сторонами трудового договора являются работник и работодатель. Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. По общим правилам вступить в трудовое отношение может лицо, достигшее 16 лет (ст.63). Работодатель – физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.
Содержание трудового договора определяется взаимным согласием его сторон. Содержание трудового договора составляет совокупность его условий, определяющих права и обязанности работника и работодателя.
Различают два вида условий трудового договора:
- непосредственные, устанавливаемые соглашением сторон при заключении трудового договора;
- производные, установленные трудовым законодательством (об охране труда, об ответственности дисциплинарной, материальной).
Производные условия в силу закона обязательны для выполнения, поэтому о них стороны не договариваются.
Непосредственные условия делятся на необходимые (обязательные) и факультативные (дополнительные). Необходимые условия это такие условия, при отсутствии которых не может быть трудового договора, а следовательно, не может возникнуть и реальное трудовое правоотношение.
Факультативные условия (об установлении испытательного срока, об установлении неполного рабочего времени, неразглашении тайны и т.д.) не влияют на существование трудового договора.
Как необходимые, так и факультативные условия имеют определенную юридическую значимость: они являются обязательными для сторон, влияют в той или иной мере на судьбу трудового договора и возникших на его основе трудовых правоотношений; их невыполнение должно повлечь правовые последствия.
Трудовые договоры могут заключаться: на неопределенный срок; на неопределенный срок более 5 лет (срочный трудовой договор), если другой срок не установлен Трудовым кодексом и иными Федеральными законами. Из общего правила, когда максимальный срок договора не может превышать 5 лет, имеются исключения. Например ст. 338 устанавливает максимальный до 3 лет срок договора с работником, направляемым на работу в представительство РФ за границу.
Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то он считается заключенным на неопределенный срок.
Безусловный приоритет отдан договорам на неопределенный срок. Законодатель установил правило, что срочный договор должен заключаться лишь при наличии достаточных к тому оснований.
Срочный трудовой договор (замена временно отсутствующего работника, с лицами, работающими по совместительству и др.) заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом и федеральным законом. Главным условием заключения срочного трудового договора является объективная невозможность установить постоянные трудовые отношения.
Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до 2 месяцев предусмотрены гл. 45 ТКРФ заключается при выполнении временных работ.
Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах, предусмотренных гл.46 ТК РФ.
Сезонными признаются работы, которые в силу природных и иных климатических условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего 6 месяцев. Сезонными признаются работы, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ.
Трудовой кодекс РФ закрепил особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству в гл. 44.
Совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора и свободное от основной работы время.
Труд лиц, работающих у граждан по договорам, применяется для выполнения работ в домашнем хозяйстве граждан, оказания им технической помощи в литературной и иной творческой деятельности, других видов услуг. К лицам, работающим у граждан по договорам, могут относиться секретари, библиотекари, водители и т.д.
Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности. Прохождение в РФ альтернативной гражданской службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Федеральный закон 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливает особенности трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ. Право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности подтверждается разрешением на работу. Общим условием является достижение им 18 летнего возраста.