Основы статуса судей в Российской Федерации (44)

Основы статуса судей в Российской Федерации установлены Кон­ституцией РФ, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федера­ции» (далее также — Закон 1992 г.), Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», а также рядом иных законов.

Как устанавливают названные законы, судьями являются лица, на­деленные в соответствии с Конституцией РФ и данными актами пол­номочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанно­сти на профессиональной основе.

Закон 1992 г. одним из первых отразил принцип единства статуса судей, указав, что особенности правового положения некоторых кате­горий судей определяются федеральными законами, в случаях, преду­смотренных ими, также законами субъектов РФ, а особенности пра­вового положения судей Конституционного Суда РФ — федеральным конституционным законом.

Названный Закон закрепил требования, предъявляемые к судье: он обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отно­шениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объ­ективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе: замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбит­ром; принадлежать к политическим партиям, материально поддер­живать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности; публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объеди­нениям; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управ­лении хозяйствующим субъектом независимо от его организацион- но-правовой формы; заниматься другой оплачиваемой деятельно­стью, кроме преподавательской, научной и иной творческой дея­тельности, при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе высших судов РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ с соот­ветствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Как и по другим категориям государственных служащих, по судь­ям новеллами 2013 г. определено, что им запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценно­сти в иностранных банках, расположенных за пределами террито­рии РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположен­ных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться ино­странными финансовыми инструментами.

Судья не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юри­дических лиц; допускать публичные высказывания по вопросу, кото­рый является предметом рассмотрения в суде, до вступления в закон­ную силу судебного акта по этому вопросу; использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материаль­но-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности; разглашать или ис­пользовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий су­дьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию; получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмот­ренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц; принимать без разрешения соответствующей ква­лификационной коллегии судей почетные и специальные (за исклю­чением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отли­чия иностранных государств, политических партий, иных обществен­ных объединений и других организаций; выезжать в служебные командировки за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц; входить в состав органов управления, попечи­тельских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории РФ иностранных некоммерческих неправительствен­ных организаций и их структурных подразделений.

Общие условия пребывания в должности судьи устанавливает Кон­ституция РФ. Согласно ее ст. 119 судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судь­ям судов РФ.

Так, Закон 1992 г. (а далее и Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации») определил, что судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имею­щий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет. По За­кону 1992 г. судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, дос­тигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспру­денции не менее 10 лет. Судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотско­го) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбит­ражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее семи лет; судьей ар­битражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет, при стаже работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

В России введено конституционное правило, согласно которому полномочия судьи не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными зако­нами и федеральными законами.

Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет.

Сначала Закон установил, что судья федерального суда, за исклю­чением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истече­нии которого он может быть назначен на ту же должность без ограни­чения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Однако в 2009 г. эта норма утратила силу.

Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанав­ливаются законами соответствующих субъектов.

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на долж­ность на срок, установленный законом соответствующего субъек­та РФ, но не более чем на пять лет, а при повторном и последующих назначениях (избраниях) — на срок, установленный законом соответ­ствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Конституционно установленный порядок наделения полномочия­ми судей состоит в том, что судьи высших судов РФ (Конституцион­ный Суд, Верховный Суд) назначаются на должность Советом Феде­рации по представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83 и п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), а судей всех остальных федеральных судов назначает Президент РФ (п. «е» ст. 83 Конституции РФ). Судей кон­ституционных (уставных) судов субъектов РФ назначает на долж­ность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, как правило, по представлению высшего долж­ностного лица субъекта РФ. Мировые судьи назначаются (избирают­ся) на должность законодательным (представительным) органом го­сударственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установ­ленном законом субъекта РФ.

Кроме общих требований, законодательство устанавливает кон- ституционно-правовой порядок занятия определенной (руководя­щей) должности в составе суда.

В частности, ранее уже говорилось о том, что до последнего време­ни Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Кон­ституционного Суда РФ избирались самим Конституционным Су­дом РФ тайным голосованием на трехлетний срок; теперь должность судьи-секретаря упразднена, у Председателя есть два заместителя, со­ответственно Председатель Конституционного Суда и его заместите­ли назначаются на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ.

Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Со­ветом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президен­та РФ при наличии положительного заключения Высшей квалифика­ционной коллегии судей РФ. Заместители Председателя назначаются на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представ­лению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения Выс­шей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатели, заместители председателей судов общей юрисдик­ции субъектов РФ, военных судов, всех арбитражных судов назнача­ются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по пред­ставлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положи­тельного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии по­ложительного заключения соответствующих квалификационных кол­легий судей субъектов РФ. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов РФ.

Конституционными гарантиями для судей являются их несменяе­мость и неприкосновенность.

Несменяемость судей обеспечивается, во-первых, как мы могли видеть, пожизненностью полномочий для большинства судей, особо вескими основаниями для приостановления и досрочного прекраще­ния полномочий всех судей (если это не собственное желание судьи); во-вторых, специальными требованиями относительно участия судьи в начавшемся судебном процессе (процессуальные кодексы закрепля­ют правило: дело рассматривается одним и тем же судьей или одним и тем же составом суда; если кто-либо из судей лишен возможности продолжать участие в судебном заседании, то он заменяется другим судьей и судебное разбирательство начинается сначала); в-третьих, тем, что судья не подлежит переводу на другую должность или в дру­гой суд без его согласия.

Неприкосновенность судьи закреплена на конституционном уров­не (ст. 122). Закон 1992 г., развивая норму Конституции, определяет (ст. 16), что неприкосновенность судьи включает неприкосновен­ность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и слу­жебных помещений, используемых им личных и служебных транс­портных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции. Также уста­новлено, что судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выражен­ное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом ре­шение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Закон предусматривает специальную и доста­точно сложную процедуру для возбуждения уголовного дела в отно­шении судьи, его привлечения в качестве обвиняемого, избрания в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стра­жу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий. Говоря кратко, решение вопроса ранее вос­ходило на уровень Генерального прокурора РФ, с июля 2007 г. — Председателя Следственного комитета РФ; требуется заключение специальной судебной коллегии и согласие соответствующей квали­фикационной коллегии судей.

Наши рекомендации