Понятие, сущность и происхождение государства.

Понятие, сущность и происхождение государства.

Государство есть одна из форм человеческого общежития, один из видов общественных союзов. Исторически известны различные формы социальной организации жизни людей: семья, род, племя, союз племен, община, селение, город-государство и, наконец, государство в его современном виде. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, органическая, историко-материалистическая, теория насилия и др. Датировка с точностью до тысячелетий не позволяет судить даже о том, что предшествовало государству – первобытное состояние, родоплеменная организация или какие-то иные политические общности, которые принципиально отличались от государства. Согласно традиционной теории, государство как социальное единство состоит из трех элементов: территории, населения и государственной власти. В современной теории права обязательными элементами государства признаются суверенитет и право. После чего необходимо отыскать существенные признаки, которыми государство отличается от других видов, входящих в данное родовое понятие. К таким признакам обычно относят следующие элементы: легитимная власть, территория, население, право, суверенитет и другие.

Существенные признаки государства.

К таким признакам относятся: публичная политическая власть; административно–территориальная организация населения; налоги и займы; право; государственный суверенитет.

Примеры определений государства:

«Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношения господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие»;

«Государство есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти»;

«Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны, располагает для этого специальным аппаратом принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом».

Понятие и виды функций государства.

Функции государства – это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности.

По длительности осуществления той или иной государственной деятельности, можно выделить постоянные и временные функции государства. По сфере государственной деятельности различаются внутренние и внешние функции государства. Функции подразделяют также на охранительные и регулятивные.

В настоящее время чаще всего предлагается и единая классификация функций государства, независимо от его типа и сферы деятельности. В этом случае выделяют четыре функции, которые осуществляются любым государством:

Экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, планирования производства, организации внешнеэкономических связей и пр.).

Политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.). Социальная (охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей граждан, поддержание необходимого жизненного уровня населения, обеспечение необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.). Идеологическая (поддержка определенной идеологии, организация образования, науки, культуры и т.д.).

Виды норм права.

Разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.

Типичные нормы содержат правила поведения и регулируют общественные отношения непосредственно.

Нетипичные нормы определяют основы правового регулирования, его цели, задачи, принципы, закрепляют правовые категории и понятия.

К нетипичным нормам относятся:

- нормы-начала, содержащиеся, как правило, в конституциях и определяющие основы правового положения человека, устои социально-экономического и общественно-политического строя

- нормы-принципы, выражающие и закрепляющие принципы права, принципы правового регулирования той или иной сферы общественных .

- нормы-дефиниции – предписания, содержащие определение правовых понятий и категорий.

- коллизионные нормы принимаются с целью устранения коллизий либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.

- оперативные нормы (нормы инструментарии) определяют момент и порядок вступления в силу того или иного юридического акта, его отмену либо пролонгацию.

Типичных норм большинство. Они различаются

- по тем видам общественных отношений, которые они регулируют (по отраслям права) – нормы гражданского, уголовного, административного, семейного права и т.д.

- в зависимости от основных функций права (или по характеру действия) они подразделяются на охранительные и регулятивные.

Охранительные нормы рассчитаны на неправомерное поведение. Регулятивные нормы рассчитаны на правомерное поведение.

В свою очередь регулятивные нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения.

Запрещающие нормы устанавливают запреты на совершение определенных действий, устанавливают обязанность воздерживаться от их совершения.

Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий.

- По методу правового регулирования нормы права (или по характеру обязательности) подразделяются на императивные, диспозитивные и рекомендательные.

Императивные (категорические) нормы носят сугубо строгий, категоричный характер, они не могут быть изменены соглашением сторон.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий участникам правоотношений самим договориться по тому или иному вопросу.

Рекомендательные нормы права содержат правила, исполнение которых только желательно для государства, но не обязательно

- По сфере действия различают правовые нормы общего, ограниченного и локального действия. Так, одни распространяют свое действие только на определенную категорию лиц (предприниматели, военнослужащие, молодые специалисты), либо на всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства (граждане); одни действуют на территории всего государства, другие на определенной его территории (заповедники, пограничная зона, территория города, области). Локальные нормы действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур (локальные нормативные предписания).

- По времени действия существуют нормы права постоянного действия, их абсолютное большинство; и нормы права временного действия, т.е. действия заранее ограниченного определенным сроком.

- В зависимости от способа изложения юридических норм в статьях нормативно-правовых актов различают также нормы прямого изложения, ссылочные и бланкетные нормы.

Существуют и другие классификации норм права.

По роли в регулировании общественных отношений нормы права разграничиваются правоустановительные (регулятивные), правоохранительные и специализированные:

Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Обязывающие нормыправа устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия. Запрещающие нормы права устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий. В отличие от обязывающих эти нормы требуют воздерживаться от совершения тех или иных действий.

Управомочивающие нормы представляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий. Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений.

По характеру обязательности нормы права подразделяются на императивные и диспозитивные:

Императивные нормы содержат категорические правила поведения, которые не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений.

Диспозитивными нормами являются такие правила поведения, которые применяются постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное. Стороны могут своим соглашением исключить применение такой нормы, либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. Применение императивной нормы категорически обязательно для сторон, и последние не вправе изменять их.

В зависимости от принадлежности к той или иной отрасли права различаются нормы конституционного, административного уголовного, гражданского и других отраслей права. Кроме того, различаются нормы материального и процессуального права. Нормы материального права регулируют содержательную сторону общественных отношений, т.е. содержат юридические права и обязанности их участников. Нормы процессуального права регулируют порядок деятельности компетентных органов государства по реализации и защите норм материального права, прав и законных интересов участников правовых отношений.

Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие действие регулятивных и правоохранительных норм. К ним относятся коллизионные нормы, которые содержат правила разрешения противоречий между различными нормами позитивного права.

В учебной литературе иногда выделяют так называемые нетипичные нормы права. К ним относят дефинитивные, декларативные и другие. Дефинитивные нормы законодательно закрепляют определенные юридические понятия и термины. Декларативные (целеустановительные) нормы провозглашают принципы построения и функционирования государственно–правовой действительности, задачи, стоящие перед государственными деятелями. Норма права по определению не может быть нетипичной, так как она представляет собой правило, образец, эталон, масштаб.

Смотри НПА

Состав правоотношения.

Содержанием правовых отношений являются субъективные права и юридические обязанности.

Лицо, обладающее правами в правоотношении, называется управомоченным, а лицо, несущее обязанности – обязанным.

Субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность образуют юридическую связь “управомоченный – обязанный”.

Субъективные права – это мера возможного (дозволенного) поведения субъектов права, гарантируема государством.

Юридическая обязанность – это установленные законом вид и объем должного поведения лица, соответствующее субъективному праву другого лица.

Составляющие субъективного права обычно именуются правомочиями.

Субъективное право включает в себя следующие правомочия:

1. право на собственное действие, направленное на использование полезных свойств объекта права (носить собственную вещь, жить в собственном доме);

2. право на юридические действия, на принятие юридических решений (право собственную вещь заложить, продать, подарить);

3. право на чужие действия, т.е. право требовать от другой стороны исполнения ее обязанностей (право требовать от заемщика возврата долга);

право притязания, т.е. возможность требовать защиты нарушенного права у компетентных государственных органов (право обращения в суд с требованием взыскания долга, восстановления рабочего или служащего на работе). Это продолжение правомочия на чужие действий в случае несовершения обязанным лицом определенных действий.

Субъективное право и обязанность составляют неразрывное единство. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой бы не соответствовало субъективное право другого лица.

Обязанность может состоять в воздержании от определенных: действий или в осуществлении конкретных действий в целях реализации субъективного права других лиц.

Принципы правотворчества.

Демократизм правотворчества - участие граждан в правотворческом процессе (референдум).

Принцип законности - предполагает соблюдения процедуры принятия нормативных правовых актов в пределах компетенции правотворческого органа.

Научность правотворчества - основывается на следующем: научная разработка концепции нормативного правового акта; привлечения к его подготовке как ученых, так и практиков; использование прогнозов о последствиях действия акта; сбор социологических данных об общественном мнении, правосознании либо готовых принять и реализовывать конкретные законы либо противиться этому и т.д. В Беларуси в таком направлении работает Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.

Принцип своевременности - точное определение момента подготовки и принятия нормативного правового акта, соответствующего социальной потребности, готовности общественных отношений к их правовому регулированию.

Принцип профессионализма, требующий от субъектов правотворчества особого уровня правовой культуры;

Принцип исполнительности, который позволяет принимать такие нормативные правовые акты, который могут реально действовать, т.е. опираться на реальные экономические, финансовые, кадровые, организационные, юридические условия; Принципы гласности, связи теории с практикой, использования правового опыта и другие.

Гарантии прав и свобод.

Гарантии прав и свобод — условия и средство их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан, переход от предусмотренной в законе возможности к действительности.

--обеспечение обладания и пользования ими на практике.

Классификация:

Внутригосударственные

Международно-правовые (ст.61)

Внутригосударственные делятся по объему на:

Общие (предназначены для обеспечения всех прав и свобод, которыми гражданин наделен как субъект правоотношений:

Основной гарант—Президент (ст. 79), Правительство--общий гарант (ст. 107)

Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами, либо к отказу от своих прав (ст.58)

Государство обязано принимать все доступные меры для создания порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан РБ (ст. 59)

Гарантии правосудия (ст.60) Никто не должен принуждать к даче показаний и объяснений против себя, членов семьи, близких родственников (ст.27)

Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления защиты прав и свобод (ст. 62)

Специальные (закрепляются вместе, в одной и той же статье, с теми правами и свободами, которыми ими гарантируются (ст.25—право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста)).

Необходимым условием для реализации прав и свобод является хорошая международная обстановка (ст.59).

Основные обязанности граждан РБ.

Основные обязанности закрепляются в ст. 52-57 Конституции. Там закреплены 6 основных обязанностей и + взаимная ответственность детей перед родителями и наоборот.+ собственность не должна использоваться во вред обществу и государству.

45. Личные права и свободы граждан, их содержание и гарантии.

Гражданские (личные) права и свободы.

Личные права и свободы — естественные права, т.к. они возникают с рождения. В нашей Конституции о них говорится в ст.24-32.

Особенности:

не зависят от наличия у лица гражданства, т.е. принадлежности к государству

неотчуждаемы, т.е. они принадлежат человеку от рождения до смерти.

Право на жизнь—ст.24 Конституции. Впервые было закреплено в Декларации Независимости США (1776г.)

Содержание права на неприкосновенность — гарантия от необоснованного ареста, обыска или задержания. Ст. 107 УПК дает перечень оснований для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, т.е. задержание может быть применено:

К лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, ареста или дисциплинарного батальона.

К обвиняемому, нарушившему условия, примененные к нему мерой пресечения (подписка о невыезде, домашний арест, залог)

К осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора или постановление суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочное освобождение

Ст.143 УПК «лицо, подвергнувшееся аресту санкцией прокурора, имеет право обжалования в суде законности его содержания под стражей»

Все сомнения, которые не представляются возможным устранить должны толковать в пользу подсудимого.

Ст. 27 Конституции «модно не давать показания против себя и ближних родственников».

Ст.28 «каждый имеет право на защиту от посягательств на его личную жизнь».

Личная жизнь—совокупность взаимных отношений граждан, обусловленных их личными привязанностями, симпатией, дружбой, любовью и другими сокровенными чувствами человека».

Ст.29—неприкосновенность жилища и законных владений.

Ст.30 «Граждане РБ могут свободно передвигаться и переселяться в пределах РБ, а также имеют право покидать и беспрепятственно возвращаться в РБ».

Свобода совести включает в себя свободу вероисповедания.

Ст.32—свобода вступления в браки, забота о родителях и т.д.

46. Политические права и свободы граждан, их содержание и гарантии.

По ним судят о демократичности государства. Обладание политическими правами зависит от наличия гражданства.

Они закреплены в ст.33-40 Конституции:

Ст.33—каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их выражение.

Ст.34—Государство гарантирует гражданам право на получение, хранение и распространение полной достоверной информации о государственных органах, учреждениях.

При ознакомлении с материалами дела гражданин имеет право делать выписки, а при вынесении решения—требовать его копии.

Ст.35—свобода собраний, митингов, пикетов. Порядок их проведения определяется законом (закон «О массовых мероприятиях РБ» от 2003г.). Но существует разрешительный порядок, ответ дается письменно

Ст.36—каждый имеет право на свободу объединен6ий. Но для обеспечения беспристрастности ОВД, закон запрещает их членам быть состоять в политических партий, а также судьям, Президенту членам Центральной избирательной Комиссии.

Ст. 37—граждане РБ имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей.

Ст.38—граждане РБ обладают избирательным правом. (Оно может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным)).

Ст.39—граждане РБ в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям государственных органов.

Ст.40—граждане РБ имеют право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы и соответствующие должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенные сроки.

Виды обращений:

Предложение (граждане направляют рекомендации, критические замечания в соответствующие органы по улучшению их деятельности)

Заявление (просьба лиц к органам государства в осуществлении им содействия в реализации их прав либо сообщение каких-либо важных заявлений)

Жалоба (обращение в государственный орган тех, чьи права нарушены, с требованием восстановить их)

47. Социально-экономические права граждан, их содержание и гарантии.

Социально-экономические права закреплены в ст. 41-51 Конституции. От этих прав зависит материальное и духовное благосостояние человека.

Ст.41—право на труд, т.е. право на выбор профессии, рода занятий, работы в соответствии с желание, образованием, способностями. Государство создает полные условия для полной занятости, а в случае незанятости существует право на переобучение. Раньше право на труд рассматривалось как обязанность, а теперь — как возможность.

Ст. 42—право лиц, которые работают по найму на вознаграждение за выполнение работы с качеством, количеством, общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера. Мужчины и женщины, взрослые и несовершеннолетние, имеют право на одинаковое вознаграждение.

Ст. 43—право на отдых: 40-часовая рабочая неделя, ежегодные отпуска, еженедельные выходные, др. виды отпусков.

Ст.44-право собственности. Собственник имеет право владеть, пользоваться, распоряжаться своим имуществом. Особенность: обязанность собственника не наносить вред окружающей среде, ущемлять права и законные интересы др. лиц.

Ст.45—право на охрану здоровья, включая право на бесплатное медицинское обслуживание в государственных органах здравоохранения.

Ст.46—право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, связанного с нарушением этого права.

Ст.47—право на социальное обеспечение в старости, в случаях болезни и т.д.

Ст.48—право на жилище.

Ст.49—государство гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. А среднее и высшее—на конкурсной основе.

Ст.50—право каждого сохранить свою принадлежность.

Ст.51—право на участие в культурной жизни. Государство гарантирует свободу творчества.

Компетенция Парламента.

Для того чтобы Парламент мог успешно реализовать свои социальные функции, законодательство наделяет его необходимыми полномочиями, которые вместе с функциями образуют его компетенцию. В мировой практике в зависимости от того, каков объем конституционной компетенции Парламента, выделяют 3 вида Парламентов:

· С неограниченной компетенцией (Великобритания)

· С абсолютно ограниченной компетенцией (Парламент Франции, который принимает только законы и решения, а все иные вопросы входят в компетенцию Правительства)

· С относительно ограниченной компетенцией, которая характерна для федеративных и децентрализованных государств, т.к. в таких государствах компетенция центральной власти конституционно ограничена правами субъектов федерации (Парламент США (Конгресс))

Компетенция Парламента РБ больше относится ко второму виду, причем компетенция поделена между палатами. В соответствии со ст.97 Конституции Палата представителей:

1. рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан РБ, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

2. рассматривает проекты законов;

3. назначает выборы Президента;

4. дает согласие Президенту при назначении Премьер-министра;

5. заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет его;

6. рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству

7. по инициативе не менее одной трети от полного состава палаты выражает вотум недоверия Правительству;

8. принимает отставку Президента;

9. выдвигает большинством голосов от полного состава палаты обвинения против Президента, а также на основании решения Совета Республики принимает квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента;

10. отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Компетенция Совета Республики закреплена ст. 98 Конституции. В частности Совет Республики:

1. одобряет или отклоняет принятые палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты других законов

2. дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка

3. избирает 6 судей Конституционного Суда

4. избирает 6 членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов

5. отменяет решения местных Советов депутатов, противоречащих законодательству

6. принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случаях систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом

7. рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании

8. квалифицированным большинством голосов принимает решение о смещении Президента с должности

9. рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Законодательный процесс

В законодательном процессе явно проявляется законодательная компетенция Парламента, которая представляет собой совокупность полномочий по принятию законов, образующая основную часть компетенции Парламента и реализация которых занимает в его деятельности наибольшее место.

Законодательный процесс делится на определенные стадии:

1. Законодательная инициатива (право инициативы в соответствии со ст.99 конституции принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, членам Совета Республики, Правительству, гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек). Право законодательной инициативы реализуется в Палате представителей. Причем законопроекты, следствием которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, вносятся в Палату представителей только с согласия Президента либо по его поручению—Правительства.

Также Президент или по его поручению Правительство имеют право на внесение предложений в палату представителей и Совета Республики об объявлении рассмотрения законопроекта срочным. Причем Парламент в данном случае должен рассмотреть срочный законопроект в течение 10 дней со дня его внесения Правительством. Палаты принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть.

2. Рассмотрение законопроекта. Первоначально законопроект рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики. Палатой представителей он принимается, а Советом Республики одобряется большинством голосов от полного состава каждой палаты. Принятые Палатой представителей законопроекты в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Республики, где рассматривается не более 20 дней (если проект провозглашен срочным, то в течение 10 дней). В случае отклонения проекта закона Советом Республики, палаты вправе создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе для преодоления разногласий. Вновь выработанный текст законопроекта согласительной комиссией передается на рассмотрение палат.

Исполнительные комитеты

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.

Исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)),базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.

Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь, первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета - председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом.

Исполнительный комитет осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией, Законом о местном управлении и самоуправлении и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполнительные комитеты первичного и базового уровней - Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам.

Исполнительный комитет ответствен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.

Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Исполнительный комитет:

1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;

2) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении.

В процессе исполнения местного бюджета исполнительные комитеты вправе вносить в соответствующий Совет свои предложения об изменениях по доходам и расходам этого бюджета.

Областные и Минский городской исполнительные комитеты представляют в республиканский орган государственного управления в области финансов консолидированные бюджеты на очередной финансовый (бюджетный) год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий финансовый (бюджетный) год в порядке и сроки, установленные этим органом;

3) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;

4) организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;

5) распоряжается коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;

6) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности; в порядке, определенном соответствующим Советом, утверждает режим работы таких предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также согласовывает режим работы других предприятий, организаций, учреждений и объединений независимо от форм собственности, расположенных на подведомственной ему территории, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь; дает согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;

7) заключает договоры с юридическими и физическими лицами;

8) кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;

9) осуществляет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроль на подведомственной ему территории за использованием коммунальной собственности;

10) отменяет в пределах своей компетенции решения руководителей иных органов местного управления, принятые с нарушением законодательства Республики Беларусь или противоречащие решениям Совета и исполнительного комитета;

11) образует по вопросам своей деятельности комиссии, определяет их полномочия и руководит их деятельностью;

12) принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в судебном порядке, а также в вышестоящих органах государственного управления и иных государственных органах;

13) решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы землеустройства и землепользования;

13-1) обеспечивает разработку градостроительных проектов на подведомственной ему территории.

Областные и Минский городской исполнительные комитеты вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложения для представления на утверждение Президенту Республики Беларусь генеральных планов областных центров и города Минска.

Генеральные планы городов областного подчинения Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь совместно с областными исполнительными комитетами представляет на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь;

14) принимает решения, направленные на защиту прав и удовлетворение законных интересов граждан, организует прием населения руководителями исполнительного комитета и его структурных подразделений, рассматривает обращения граждан и принимает по ним решения;

15) решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;

16) организует разъяснение законодательства Республики Беларусь и оказание юридической помощи населению;

17) обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории;

18) оказывает нижестоящим исполнительным комитетам и местным администрациям необходимую помощь;

19) содействует развитию народных традиций и обычаев на подведомственной территории;

20) обеспечивает ис

Наши рекомендации