Краткая характеристика основных подходов к понятию субстрата права
Термин права многозначен, как и его понятие:
1. Он может быть использован не в юридическом смысле слова, когда говорится о моральном праве, божественном праве и отцовском (материнском) праве. Следовательно, под правом понимается то, что существует некая объективно обусловленная свобода, которой обладают субъекты права;
2. Право в юридическом смысле - один из видов обще-социального права (всегда связано с деятельностью органов государственной власти, которые участвуют в создании государственных норм, их реализации, развитии и защите). Предполагает определенную свободу человека в некоторых сферах человеческой деятельности. Там, где есть право, там существует и свобода;
3. Право в обще-социальном смысле – здесь обозначают то, что обозначается за рубежом естественным правом участников общественных отношений (субъектов права) - это реальные правовые возможности.
Право – 1) это совокупность общеобязательных формально определенных норм, установленных и гарантируемых государством; 2) это реальные, конкретные правовые возможности, принадлежащие конкретному субъекту; 3) подразумеваются сами общественные отношения, в которые люди постоянно вступают и участвуют; 4) это наши представления о том, что такое право.
Выделяют три основные формы проявления существующего права:
· юридические нормы;
· правовые отношения;
· правовое сознание.
Существуют также различные понятия субстрата права:
1. Это нормативный тип правопонимания;
2. Это социологический тип;
3. Это психологический тип;
4. Это сочетание разных форм правопонимания друг с другом
Выделяют обычно два подхода к понятию субстрату права:
· узкий (предполагается одна из перечисленных форм понятия субстрата права - или нормативный, или социологический, или психологический);
· широкий (все остальные).
Но это неправильное разделение, т.к. например нормативный и психологический отличаются только правопониманием, если же иметь в виду, что под субстратом права подразумевается только одна из форм его существования, следовательно, они похожи, т.к. в любом случае под субстратом права понимается только одна форма.
Синтетические варианты субстрата права дают более широкий взгляд на субстрат права.
Узкие взгляды
I. Нормативный подход
Субстрат права – система юридических норм.
Юридические нормы – это общеобязательные формально-определенные, установленные и гарантированные органом государственной власти правила поведения.
Аргумент «за»:
1. характеризует право как регулятор общественных отношений (человеческого поведения) - главная ценность права;
- правильно отмечается неразрывную связь права с деятельностью органов государственной власти;
- является самым простым типом для уяснения (понимания) среди существующих типов.
Аргумент «против»:
1. не учитывает то что исторически нормы права возникли позднее, чем правоотношения и правосознание;
- не все юридические нормы являются правовыми, есть те, которые являются антиподом права, но юридически закрепленными;
3. не учитывается то, что среди юридических норм есть и такие, которые невозможно реализовать на практике;
4. не упоминает, что правосознание не только предшествовало юридическим нормам, но и оказало решающее влияние на реализацию этих норм. В результате деятельности правосознания они могут реализовываться противоположно, чем предполагалось при их создании.
II.Социологический тип
Субстрат права – система правоотношений.
Правоотношения – это не правила поведения, это реальное взаимодействие между субъектами, обладающими юридическим правом и обязанностями.
Аргумент «за»:
1. показывает, что исторически правоотношения - это самая первая форма возникновения права;
- подход совершенно правильно отмечает то, что правоотношения появляются раньше, чем юридические нормы;
- правоотношения являются главным показателем наличия права в действительности.
Аргумент «против»:
1. если признать, что субстрат пава - это правоотношения, то, следовательно, нельзя считать право регулятором правоотношений, т.к. правоотношения сами нуждаются в регулировке;
- хотя исторически правоотношения возникают раньше, чем юридические нормы, но существуют и такие, которые могут возникнуть только на основе юридических норм;
- среди правоотношений могут существовать и деформированные, в которых право искажено и соседствует с анти-правом;
- правоотношения в процессе их существования неразрывно связано с правосознанием.
III. Психологический подход
Субстрат права- правосознание людей.
Правосознание – это совокупность взглядов и представлений о праве.
Аргумент «за»:
- правосознание регулирует человеческое поведение, поэтому право тоже регулятор человеческого поведения;
- правосознание является наиболее древней формой права, как и правоотношения;
- без правосознания невозможно существование юридических норм и правоотношений.
Аргумент «против»:
- право - это не только наши взгляды и представления о нем, но и то, что существует, воплощается в фактическом поведении людей, то, что есть в реальной действительности;
- правосознание, которое формально не закреплено в юридических нормах, теряет общедоступные и четкие границы, поэтому с его помощью невозможно правильно описать варианты правомерного человеческого поведения;
- Правосознание, как и юридические нормы и правоотношения может быть деформировано.
Широкие взгляды
У всех этих вариантов под субстратом права понимают вариант синтеза узких подходов.
Единственный свободный от недостатков вариант понимания субстрата права – диалектическое единство правоотношений, правосознания, юридических норм, которые выражают право без искажений.
Нормативный тип - наиболее благоприятен для организации государственного управления, психологический тип – обосновывает необходимость ликвидации системы царских законов (как и нормативный тип), но не создает новой системы, следовательно, в качестве права провозглашается человеческое правосознание. И, наконец, социологический тип развивается, когда право предложено считать новые общественные отношения, возникшие, но не закрепленные в юридических нормах.
Признаки права
Система признаков права зависит от того, с чем мы сравниваем объект, а также от того, что понимается под субстратом права.
Признаки права выявляют в сравнении с моралью, религией, политикой.
Признаки:
I. Нормативность:
-предписания права распространяются на неперсонифицированный круг лиц;
-предписания расчитаны на заранее не ограниченное число случаев реализации.
II. Общеобязательность:
-предписания права распространяется на всех адресатов вне зависимости от их отношения к праву (согласны они с ними или нет);
-в случае конкуренции предписаний права с иными социальными правилами (религиозными, политическими) приоритет отдается правовым предписаниям.
III. Формально-определенность:
-предписания права зафиксированы в источниках законы, указы, договоры и т.д., кроме правового обычая), которые установлены государством;
-предписания права точно, четко определяют границы человеческого поведения (исключение: юридические принципы).
IV. Государственная гарантированность:
-государство создает экономические, организационные, идеологические и другие условия необходимые для реализации юридических требований;
-защита государством юридических предписаний от нарушений.
К существенным признакам относят нормативность. К специфическим – общеобязательность, формально-определенность и государственную гарантированность.
И юридические признаки обладают всеми этими признаками.
Правоотношения не всегда отвечают им, т.к. это не правила поведения, а само фактическое человеческое поведение, оно нуждается в регуляции.
Признаки правоотношений:
1. Нормативность - типичность, повторяемость правоотношений;
2. Общеобязательность - права и обязанности участников парвоотношений обязательны не только для них, но и для всех лиц, их окружающих. Эти правоотношения нельзя заменить без несоразмеренного ущерба для общественного порядка другими видами общественных отношений;
3. Формально-определенность - правоотношения проявляются в четкой, однозначной конкретизированности прав и обязанностей участников правоотношений;
4. Государственная гарантируемость - правоотношения, равно как и юридические нормы и принципы, с одной стороны защищают государство от посягательств, а с другой стороны государство создает организационные, психологические, политические и иные условия для нормальной реализации правоотношений.
Выделяют множество других признаков, но во всех случаях подменяются объекты сравнения.
В теократических государствах действуют религиозные нормы, которые являются общеобязательными.
1.Нормативность – безусловно, не является специфическим признаком;
2.Государственная гарантированность – всегда и везде присущ только юридическим нормам;
3.Формальная определённость – есть такие социальные нормы, которые зафиксированы в письменной форме (религиозные нормы);
4.Общеобязательность – всегда и везде присущ только юридическим нормам – (специальный признак). Признаки необходимо толковать в системе.
Есть и другие негативные признаки – суждение, которые гласят об отсутствии у объекта каких-то качеств. Например:
Право – это не закон:
· Он не вполне точен (так как право может быть и законом).
· Меняется система признаков, так как меняется объект.
Сущность права
Сущность права – выражение (проявление) божественной воли, заповедей (теологический подход).
Сущность права – возведенная в закон общеобязательная воля политически и экономически господствующих социальных групп (классовый подход).
Сущность права – мера, норма, форма свободы. Сущность права состоит в нормативном закреплении справедливости (либеральный подход).
Сущност права – особенности воли, которые зафиксированы в поддержании порядка (диалектико-материалистический подход).
Основное определение сущности права – воля, ставшая общеобязательной и закрепленная в источниках юридических норм и постоянно проявляющаяся в правоотношениях, выражающая интересы каждого индивида, различных социальных групп людей и всего общества в целом.
В праве представлена воля тех социальных групп, которые находятся у власти, которые могут сделать волю обязательной для всех. Следовательно, воля закрепляет интересы экономически и политически господствующего класса.
Сущность конкретного права – результат взаимодействия общесоциальной и групповой (классовой) воли, выраженной в праве.
Принципы действия права
Принципы права – основополагающие, руководящие идеи, его фундаментальные положения. Им отведена особая роль:
· характеризуются наибольшей стабильностью, чем юридические нормы. Принципы права обладают большей юридической силой, чем правовые нормы и выполняют правотворческую функцию, следовательно, являются основой действующей системы правовых норм;
· регулируют возникшие пробелы в правоотношениях (неурегулированные), поэтому позволяют поддерживать правопорядок, даже без существующих юридических норм.
Принципы права возникли позднее норм, это является парадоксом, таким образом подтверждается, что правила поведения (обычаи) создаются в силу того, что такова закономерность общественного развития (для возникновения принципов права необходимо, чтобы человеческое сознание достигло определенного уровня рзвития и было бы в состоянии их сформулировать).
Виды:
I. в зависимости от сферы реализации:
· Общие (действуют во всех сферах правового регулирования), например принцип свободы, справедливости, гуманизма, единства юридических прав и обязанностей;
· Межотраслевые (проявляются в нескольких облястях, сферах правового регулирования), например принцип процессуального права;
· Отраслевые (в одной области, сфере правового регулирования), например принципы уголовного права, принципы административного права;
· Институциональные или отдельных правовых институтов (распространяются на какую-то часть отдельной области правового регулирования), например принцип гражданско-правовой ответственности.
II. в зависимости от способа изложения:
· Принципы, получившие прямое закрепление в содержании конкретных правовых норм. Например, принцип законности;
· Принципы, получившие косвенное закрепление, содержание которых выводится из содержания многих юридических норм. Например, принцип свободы.
III. по хорактеру содержания:
· Общесоциальные принципы права (это такие его идеи, которые для права неспецифичны и которые можно обнаружить и у других социальных регуляторов). Например, принцип справедливости, гуманизма;
· Специально-юридические принципы права (присущи только праву). Например, принцип свободы, единства прав и обязанностей.
Также существуют принципы правосознания, которые не закреплены в юридических документах.