Краткая характеристика различных подходов к понятию субстрата Г

Все понятия Г могут быть подразделены по группам и различным основаниям:

· в зависимости от объяснения причин возникновения Г (патриархальная, теологическая, договорная и т.д.);

· в зависимости от толкования сущности Г (теологический, классовый, обще-социальный, диалектико-материалистический подход и др.);

· в зависимости от того, что понимается под субстратом (субстрат – «основа, тело чего-нибудь») Г.

Каждая из этих групп по-разному подходит к понятию Г. Также встречаются одинаковые толкования субстрата Г у разных точек зрения на понятие Г.

Субстрат Г:

Теории происхождения государства могут быть разграничены на три вида (подхода):

1. в соответствии с первым подходом государство - это аппарат особой публичной власти, который в условиях социальной дифференциации заменяет органы управления первобытного общества. Следовательно, под понятием субстрата Г можно подразумевать часть человеческого общества, которое занимается профессиональным управлением (государственные служащие);

2. государство – универсальная форма организации человеческого общества в целом, которое приходит на смену первобытной форме его организации (Г – это особый тип человеческого общества). Субстрат Г- весь народ, все человеческое общество, все универсальное общество ( для любого народа, достигшего определенного этапа развития, охватывающего все сферы общества);

3. государство - проявление универсальной формы государственности у конкретного народа. Государство всегда имеет собственную территорию, население и наименование. Субстрат Г – конкретное общество, народ.

По данным определениям ученые в своих мнениях разделены на две группы:

1-я группа считает, что термин Г в силу своей полисемичности (многозначности) предполагает только 2 явления, поэтому действительным является только один подход.

2-я группа уверена, что Г – сложное, многооспектное явление, поэтому каждый подход характеризует его только с одной стороны, следовательно, требуется объединение всех понятий.

.

Признаки Г

Для характеристики признаков нужно определить способ их обнаружения, потому любой признак является результатом сравнения.

Признаки зависят от объекта сравнения:

· с первобытным обществом;

· Г с др. Г;

· с иными организациями в обществе (политические организации, политические партии, политические движения и т. д.).

Признаки делят на:

· существенные (необходимые, внутренние);

· несущественные (приходящие, скоротечные).

Подразделяются по степени общности:

· общие (есть во всех случаях);

· специфические (свойственны только данному объекту).

Нас интересуют только существенные признаки и специальные.

В сравнении государства с первобытным обществом:

1. Наличие особой публичной власти, не совпадающей с населением (государственного аппарата);

2. Территориальный принцип организации власти и населения (территория Г подразделяется на части без учета принципа кровного родства у проживающего на данной территории населения), Таким образом, происходит организация наиболее эффективного государственного управления;

3. Наличие налоговой системы. Налоги - материальные средства, которые в обязательном порядке взимающиеся с населения, для обеспечения функционирования Г Налоги обеспечивают работу государственного аппарата, а также идут на материальное обеспечение функций государственного аппарата. Налоги являются только частью прибавочного продукта, изымаемого у населения; в первобытном обществе не было прибавочного продукта, весь продукт – цельный;

4. Наличие юридического права. Право - особая система норм и принципов, с помощью которых осуществляется управление социально-неоднородным дифференцируемым обществом с несовпадающими интересами на основе согласования конкурирующих интересов.

В сравнении государства с другими Г:

1. Присуще все 4 вышеуказанных признака сравнения

2. Наличие собственной территории (земли), на которой распространяется власть данной страны.

3. Наличие собственного населения, которое постоянно проживает на территории данного Г и каждый представитель этого населения постоянно находится с Г в устойчивой (политико-юридической) связи, называемой гражданством (подданством)

4. Наличие национального суверенитета (верховное (неотъемлемое) право населения данной страны в самостоятельном выборе формы своего экономического, социального и политического самоопределения независимо от воли населения других стран). Независимость данного Г во взаимоотношениях с другим Г. - единственный случай ликвидации независимости (покорение другой страной).

Вывод: 1 подход (узкий: субстрат – часть человеческого общества, которое занимается профессиональным управлением) является ошибочным, потому что наличие госаппарата это один из признаков Г. 2 и 3 подходы тождественны, только тогда когда мы понимаем под обществом конкретный народ. Следовательно, эти подходы считаются правильными, но характеризуют Г только с одной стороны.

В сравнении с иными организациями:

1. Г - некая территориальная организация, также как, например, какая-либо партия, действующая на территории страны;

2. Г - налоги, организации - членские взносы

3. Г - вооруженные силы, универсальная организация (особенно нелегальные) - создание похожих вооруженных отрядов людей, которые ведут боевые действия против государственных сил

4. Г - охватывает всех без исключения лиц (не только граждан или подданных, но и других находящихся на территории, а также созданные ими организации)

5. Г – государственный суверенитет, который проявляется как верховенство решений по отношению ко всем иным видам социальной власти внутри территории страны, т.е. решения обладают приоритетом ко всем иным решениям организаций. Верховенство государственной власти внутри страны является проявлением народного суверенитета. Народный суверенитет – верховенство воли народа, при решении любых вопросов государственной жизни.

Сущность и функции Г

Сущность вообще с точки зрения философии – совокупность всех необходимых внутренних сторон и связей объектов, взятых в их естественной взаимозависимости. Те стороны, без которых объект существовать не может, называются внутренними.

Согласно диалектико-материалистическому подходу сущность Г– главные, основные стороны управления внешними проявлениями объекта. Также ее можно определить и как то, что наиболее устойчиво и стабильно в объекте, но, несмотря на это сущность может развиваться, так как развивается сам объект. Познать сущность объекта, значит выявить те противоположные стороны, которые он содержит.

Традиционно сущность Г связывают с тем, чьи интересы оно выражает, его социальной направленностью. Среди различных подходов к сущности Г наиболее распространенными можно считать:

- теологический (сущность Г есть выражение божественной воли, его содержание зависит от религиозных конфессий, хотя большинство представлений совпадают: власть от Бога дана правителю, она вечна, все решения беспрекословно выполняются, правомерно насилие).

- классовый подход (сущность Г усматривается в том, что оно всегда выражает интересы экономически и политически господствующего класса).

- общесоциальный (противоположность классовому подходу: Г - выразитель общих интересов, всех социальных групп, любого отдельного индивида).

- расовый (национальный) (Г - выразитель интересов той или иной нации (расы), которой позволяется в приоритетном порядке решать все ее вопросы).

- диалектико-материалистический (Г – феномен, противоречивый и не может быть сведен к одной из сторон своего содержания. В сущности, любое Г (в независимости от этапа развития, исторического периода) всегда представляет две противоположных конкурирующих между собой, но не отделимых друг от друга групп интересов. Доминируют интересы господствующих групп населения. С другой стороны в Г всегда присутствуют интересы обще-социальные (общие для всех групп населения). То есть результат взаимодействия групповых и обще-социальных интересов в деятельности Г - сущность Г. Так как Г развивается, то результат неодинаков и зависит от конкретных исторических условий, в которых существует (конкурируют) Г).

Этот подход является наиболее адекватным, по мнению многих ученых.

Функции Г -основное направление его деятельности, в которых непосредственно выражается его сущность

Признаки (особенности) функций Г:

1. Наиболее устойчивые направления его деятельности в сферах государственной жизни;

2. Направлены всегда на решения наиболее важных задач, стоящих перед Г;

3. При реализации могут быть использованы особые властно-принудительные средства и методы воздействия.

Классификацию функций проводят по нескольким основаниям:

- по продолжительности их действия:

1. постоянные (реализуются Г на протяжении всего времени его существования). Например, охрана правопорядка;

2. временные (реализуются Г лишь на отдельных этапах его развития). Например, функция ведение войн с целью захвата рабов.

- по территории их реализации:

1. внутренние функции (в пределах территории Г). Например, функция обеспечения поиска социального компромисса;

2. внешние (реализуются с помощью взаимодействия с другими Г; на международной арене). Например, функция поддержания мирового порядка, функция сотрудничества с другими странами, оборонительная функция.

- по сферам действия:

1. экономические (в экономической сфере);

2. социальные (в социальной сфере);

3. политические (в кратосфере);

4. идеологические (в духовной сфере).

- в зависимости от основного способа реализации:

1. правотворческая (законодательная) – создание, установление юридических норм;

2. исполнительная (исполнительно-распорядительная) – заключается в управлении конкретными общественными отношениями на основе норм права;

3. судебная (правоохранительная) – заключается в разрешение юридических споров, которые возникают между участниками правоотношений: функция по защите прав и свобод субъектов правоотношений.

- по характеру выражения интересов

1. групповые (классовые) - преимущественно выражается классовая составляющая сущности Г. Например, подавление классовых противоречий;

2. обще-социальные – выражаются интересы всех слоев населения. Например, функция достижения социального компромисса.

Но существует еще одна классификация, где функции Г делят на основные и не основные.

Ученые считают, что нет логического основания для этого деления. Автором его является Сталин.

Если проанализировать функции Г то встречаются и те, которым Г уделяет больше внимания, чем другим в зависимости от ситуации в стране.

Большую часть функций реализует госаппарат через функцию организации гос. власти. Они частично совпадают, так как функции госаппарата реализуются всеми звеньями, а отдельные органы госаппарата могут использовать их, что не влечет за собой исчезновения функций Г.

4. Форма Г (форма политического режима, форма правления, государственного устройства)

Форма Г – способ организации и осуществления государственной власти, которая проявляется во взаимосвязи трех элементов:

· политического режима;

· форма правления;

· форма государственного устройства.

Описать форму Г – это значит описать форму правления и форму государственного устройства.

Все определения Г можно свести к функциям государственной власти.

В понятие функций Г может включаться понятие политической динамики (характер политики на международной арене).

Определяющим элементом можно считать политический режим каков характер политического режима, такова и форма правления, и государственного устройства. Политический режим обозначают особым термином «внутренняя форма Г», а остальные элементы - «внешняя форма Г».

Политический режим – совокупность средств, способов, методов реализации государственной власти, а также показывает состояние общественных отношений, т. е. результат, достигнутый при использовании средств, способов, методов..

В зависимости от того, какие интересы доминируют в деятельности государства, политические режимы делятся на:

1. демократические;

2. недемократические.

Демократический режим - это либо когда в деятельности Г преобладают обще-социальные интересы, либо когда общие интересы находятся в гармоническом равновесии с классовыми

Признаки демократического режима:

1. реальное участие народа в формировании органов государственной власти и в определении основ проводимой ими политики. Данный признак осуществляется:

-через процедуру выборов

-через институт референдумов

-через политические партии и организации

2. реальность и гарантированность прав и свобод человека и гражданина (не только закреплены юридически, но и обладатели прав и свобод могут реализовывать их на практике). Г создает материальную, организационную, идеологическую базу для реализации прав, также преследует нарушителя, назначает ответственность.

3. связанность госаппарата правом (при принятии решений госаппарат опирается на право, действует в тех рамках, в которых установлены режимы)

4. государственная политика направлена на решение противоречий между конкурирующими социальными группами путем поиска компромисса.

Недемократический режим – режим, который формируется и устанавливается в результате преобладании в деятельности Г групповых, классовых интересов в ущерб функциям обще-социальным.

Признаки:

1. оторванность госаппарата от народа, который лишен возможности реально участвовать в процессе формирования органов Г власти и в определенных направлениях проводимой им политики

2. незащищенность населения от произвола со стороны представителей Г

3. широкое использование мер психологического и физического принуждения при осуществлении Г функций

4. навязывание госаппаратом воли определенного класса (социальной группы).

Все политические режимы делят на два вида в зависимости от этапа развития Г: добуржуазныеи буржуазные (современные).

Современные демократические режимы в свою очередь делят в зависимости от степени развитости на развитые демократические режимы (собственно-демократические), которые полностью реализуют все демократические принципы и неразвитые (либеральные), которые обеспечивают реализацию только части принципов, остальные же по тем или иным причинам оказываются не реализованными.

Современные недемократические режимы делят по уровню или степени недемократичности (жестокости) на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарные режимы самые жестокие из современных, для них характерно:

1. Полный всеобъемлющий (тоталитарный) контроль со стороны органов государственной власти над всеми сферами общественной жизни (в том числе там такими, в которых такой контроль является вредным). Следовательно, все сферы жестко регламентированы, а управление централизовано;

2. Наличие единой общеобязательной, официальной государственной идеологии, в центре которой находится заведомо недостижимая, утопическая сверхцель. Например, построение светлого будущего, создание мировой империи. Именно наличие такой цели объясняет вечность значения тоталитарного режима. Тягчайшим преступлением считается несогласие с идеологией;

3. Наличие одной правящей политической организации (как правило – политическая партия или официальное признание ведущей роли какой-то единственной политической организации, если в Г признается многопартийность). Следовательно, происходит сращивание партийного аппарата с государственным (фактически, но не юридически). Госаппарат утрачивает роль официального выразителя суверенитета;

4. Систематическое, массовое применение репрессий по отношению к населению (не только к противникам и к сторонникам политического режима, но и ко всем). Из этого возникает атмосфера всеобщего страха перед органами гос. власти.

Авторитарный режим более мягкий в сравнении с тоталитарным:

1. Существует такие сферы общественной жизни, которые свободны (либо относительно свободны) от вмешательства государственной власти в сферы деятельности (экономическую, сферу межличностных отношений), т.е. не всеобщий контроль;

2. отсутствие единой общеобязательной государственной идеологии;

3. Репрессии используются лишь в отношении противников режима (носят избирательный характер).

В чистом виде в реальной действительности не один из этих режимов не встречается (только преобладание какого-либо одного в пересечении нескольких).

Форма правления – способ формирования высших органов государственной власти, порядок их взаимоотношений между собой и с населением.

Выделяют две группы: классические (складывание с момента зарождения Г и существующие до начала ХХ века), нетипичные (являются продолжением деятельности людей в ХХ веке и существуют в настоящее время).

Классические - это монархии и республики. Критерием такого их подразделения служит правовой статус главы Г.

Монархия – форма правления, при которой во главе Г находится единоличный пожизненный правитель, получивший свои полномочия, как правило в порядке наследования.

Признаки:

· Наличие единоличного правителя Г, который осуществляет свои полномочия пожизненно

· Монах приобретает свои полномочия в порядке наследования

· монарх не несет юридической ответственности за свои действия как глава Г. Ответственность несет орган, подготовивший решение.

Монархии делят по объему полномочий монарха на абсолютную (в руках главы Г все верховные государственные полномочия, он не делит их с другими государственными органами. Но не вся верховная власть принадлежит ему, а лишь верховные полномочия – Саудовская Аравия) и ограниченную монархию (глава Г делит верховные государственные полномочия с иными органами государственной власти - с парламентом).

В свою очередь ограниченные монархии различают двух видов по объему полномочий монарха:

- номинальная (конституционная) - монарх является формальной главой Г, не имеющим никаких реальных верховных государственных полномочий (Англия);

- дуалистическая - монарху принадлежит верховная исполнительная власть (или судебная власть), но законодательная власть отдается в руки парламента.

Республика- это форма правления, при которой во главе Г находится выборный орган (единоличный или коллегиальный), представители которого избираются на определенный срок населением.

Признаки:

· выборность главы Г населением или коллегией выборщиков (США);

· срочность полномочий лиц, осуществляющих функции главы Г;

· глава Г несет юридическую ответственность за принимаемые им решения.

Республики делят по порядку формирования и степени ответственности правительства на президентские (правительство формируется президентом и правительство несет ответственность перед ним за свою деятельность) и парламентские (правительство формируется парламентом и правительство отвечает за последствия своей деятельности перед ним).

Наличие или отсутствие принципа разделения власти не является признаком республики.

Нетипичные формы правления возникают, т.к. классовые имеют некоторые недостатки.

Смешенные республики – такие республики, которые формируются в середине XX века и сочетают в себе элементы различных классических форм правления.

Причины возникновения неклассовых форм:

1. классические формы имеют целый ряд недостатков

-в президентской республике существует тяготение к установлению тоталитарного режима, концентрации власти в одних руках

-в парламентской республике возможна необоснованно частая смена правительств (кризис власти, следовательно, возникают проблемы с управляемостью)

-при монархической форме правления, в случае смерти монарха и отсутствии законного наследника, возможен политический кризис, гражданская война в условиях борьбы за трон

2. в современных условиях необходимо обеспечить максимально эффективное взаимодействие между звеньями государственного аппарата. И неклассовые формы позволяют этого достичь

3. начинается процесс экспансии. Распространение европейских политических ценностей (выборность и периодическую сменяемость состава высших органов государственной власти) на территории, где они раньше не признавались

Наши рекомендации