Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (ст. 44 ЖК РФ). К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
• принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в т. ч. с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
• принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в т. ч. введение ограничений пользования им;
• принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме;
• выбор способа управления многоквартирным домом;
• другие вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Все собрания собственников помещений в многоквартирном доме подразделяются на обязательные ежегодные и внеочередные. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Внеочередное общее собрание собственников может быть созвано по инициативе любого из собственников помещений в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50 процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме одним из следующих способов (если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ):
• заказным письмом;
• вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись;
• размещено в помещении данного дома, доступном для всех собственников помещений в данном доме (если решением общего собрания собственников помещений в этом доме такое место определено).
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
• сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
• форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);
• дата, место, время проведения собрания или в случае его проведения в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
• повестка дня данного собрания;
• порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Правом голосования на общем собрании собственников обладают собственники помещений в многоквартирном доме или их представители (чьи полномочия подтверждены законом или доверенностью). Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. Основания внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения.
Различаются основания и порядок представления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, которые определены федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Данные граждане должны быть признанными нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Таким категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма также и жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном названным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Далее мы будем рассматривать вопросы предоставления по договорам социального найма жилого помещения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Для того, чтобы получить жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, граждане должны быть:
1. малоимущими;
2. признанными по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в установленном этим кодексом порядке;
3. проживать в данном населенном пункте.
Разберем первый критерий. Малоимущие — граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Итак, ЖК РФ назвал два критерия, которыми следует руководствоваться при признании гражданина малоимущим: невысокий доход в расчете на каждого члена семьи и отсутствие имущества, подлежащего налогообложению, выше определенной стоимости. На уровне законодательства субъектов Российской Федерации устанавливается порядок признания граждан малоимущими. И непосредственно орган местного самоуправления осуществляет признание граждан малоимущими.
Приказом Минрегионразвития России от 25.02.2005 № 17 утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
В Москве, например, действует Закон г. Москвы от 25.01.2006 № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», в ст. 2 которого установлено, что малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждена Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 № 362-ПП «О мерах по реализации закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.
Далее перейдем к рассмотрению второго критерия — признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях. Однако прежде необходимо усвоить виды жилищных норм. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых во владение и пользование по договору социального найма, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, то есть о предоставлении жилья на более благоприятных условиях, нежели обычно существующие.
Законодатель предусматривает следующие виды жилищных норм:
1. норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ).
Данная норма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В Москве норма предоставления площади жилого помещения установлена законом субъекта Российской Федерации и составляет 18 кв. м на одного человека. При предоставлении жилого помещения одиноко проживающему гражданину норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в два раза1Пункты 3, 5 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2006. № 42.;
2. учетная норма площади жилого помещения (норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье) — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Так, учетная норма в Москве устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены разным семьям.
Признание граждан нуждающимися в жилье является одним из условий заключения с ними договора социального найма жилого помещения.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях закреплены в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица:
1. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или их членами семей;
2. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или их членами семей, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3. проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или их членами семей, и проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается постановлениями Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». Так, к тяжелым формам хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, отнесены: активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; эпилепсия с частыми припадками; гангрена конечностей; гангрена и некроз легкого и некоторые другие.
Если у гражданина или членов его семьи несколько жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности, то определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения производится исходя из суммарной площади всех его жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ). Супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места регистрации являются членами одной семьи.