Структура жилищного законодательства
О конституционных основах жилищного права уже шла речь в разделе 2.1. Поэтому остановимся на других источниках правового регулирования жилищных правоотношений.
Важную роль в регулировании жилищных отношений играет Жилищный кодекс Российской Федерации 2004 г.
В разделе 1 Жилищный кодекс закрепляет общие положения, основные понятия, права и обязанности граждан, а также разграничивает компетенцию государственных органов различного уровня и муниципальных органов в области регулирования жилищных отношений. Важное значение имеют закрепленное в Кодексе многообразие видов жилищных фондов и способов реализации прав граждан на жилище, а также регламентация основных жилищных прав и обязанностей граждан. В этом разделе дается определение жилищного фонда и жилого помещения, также определяются правила перевода жилого помещения в нежилое, перепланировки помещения.
Раздел 2 Жилищного кодекса закрепляет право собственности и другие вещные права граждан на жилище. Здесь содержатся не только права и обязанности собственников жилого помещения, а также права и обязанности других граждан, проживающих совместно с ними.
В разделе 3 конкретизируется порядок предоставления и использования жилых помещений по договору социального найма. В нем закрепляются основания возникновения, действия, изменения и прекращения жилищных правоотношений при предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, порядок заключения, оформления, расторжения договора социального найма, права и обязанности наймодателя, нанимателя, членов семьи нанимателя, временных жильцов, а также пользование гражданами, предоставленными им помещениями, обеспечения сохранности и ремонта жилого помещения, предоставленного по договору социального найма.
Раздел 4 закрепляет условия предоставления гражданам служебных и специализированных помещений. В рамках этого раздела рассматриваются порядок предоставления служебных и специализированных помещений, порядок заключения, оформления и расторжения договоров найма служебного или специализированного помещения, права и обязанности субъектов в описываемой сфере.
В разделе 5 Жилищного кодекса регулируются жилищные правоотношения, возникающие по поводу жилых помещений в жилищном или жилищно-строительном кооперативе. В этом разделе рассматриваются такие вопросы, как создание и деятельность жилищного или жилищно-строительного кооператива, права и обязанности членов правления кооператива, порядок приема в члены кооператива, правовое положение членов кооператива, порядок предоставления жилых помещений.
Нормы раздела 6 закрепляют порядок создания, ликвидации, реорганизации, а также деятельности товарищества собственников жилья, права и обязанности самого товарищества и его членов, правовое положение членов товарищества.
Раздел 7 посвящен определению размера платы за жилье и коммунальных услуг.
В разделе 8 говорится об управлении многоквартирными домами. В его статьях установлены требования к договору управления, принципы управления многоквартирными домами, собственниками которых являются государство или муниципальные образования. На органы местного самоуправления возложена обязанность создания надлежащих условий для осуществления управленческой деятельности в данной сфере.
Необходимо отметить, что в регулировании жилищных правоотношений большую роль играют и отдельные положения Гражданского кодекса, в частности гл. 18 и 35. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 672 договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством. К такому договору применяются правила ст. 674, 675, 678, 680, 681, ч. 1—3 ст. 685 Гражданского кодекса. Другие положения ГК РФ применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Следующими по значимости в структуре жилищного законодательства являются федеральные законы. Прежде всего, следует назвать Федеральный закон Российской Федерации № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», который признал ряд законов и подзаконных нормативных актов утратившими силу. В их число, в частности, входят: Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», Федеральный закон Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» и др. Также с 1 марта 2005 г. на территории Российской Федерации признаны недействующими Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 г.
Впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу. Изданные до введения в действие Жилищного кодекса нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты РСФСР, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.
Следующими по значимости являются, например, федеральные законы: «О жилищных накопительных кооперативах», «О государственной регистрации юридических лиц», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.
Необходимо также отметить и Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», который устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Перечисленными законами не исчерпывается федеральное регулирование жилищных отношений.
Среди подзаконных нормативных актов федерального уровня можно подчеркнуть Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 431 «О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище».
Данным Указом были одобрены основные положения нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», закреплены главные задачи нового этапа решения жилищной проблемы.
Важным элементом регулирования жилищных отношений является также создание комиссии для координации деятельности по отработке механизмов реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства, регламентированное Указом Президента РФ от 27 мая 1997 г. № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».
Важное место в правовом регулировании жилищных отношений занимают постановления Правительства Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства от 26 сентября 1994 г. № 1099 были утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг» и «Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов». Правила разработаны с целью защиты прав потребителей коммунальных услуг на основе Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации. Правила определяют порядок предоставления и оплаты услуг, права и обязанности потребителей, права, обязанности и ответственность исполнителей.
Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301 было утверждено «Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», которое закрепило основную задачу учета жилищного фонда: получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, жилые служебные помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В целях решения жилищной проблемы в Российской Федерации были приняты постановления Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» и от 8 ноября 2000 г. № 845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации». Данными постановлениями был определен порядок предоставления субсидий и льготного предоставления жилья указанным категориям граждан.
На уровне субъектов Федерации осуществляется многообразное правовое регулирование порядка приватизации, предоставления жилья, коммунальных услуг и внесение изменений в состав жилого фонда субъекта.