Особенности защиты прав акционеров при объявлении и выплате дивидендов.
Момент возникновения права акционера на получение дивидендов
Решение общего собрания о выплате дивидендов является юридическим фактом, с которым связано возникновение у акционера права на получение дивидендов и обязанности акционерного общества произвести выплату до определенного в решении срока (п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <4>, далее - Закон об АО). Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества. Следовательно, защита права на дивиденд может осуществляться только после возникновения самого права.
Согласно п. 1 ст. 42 Закона об АО общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям. В случаях, предусмотренных уставом общества, дивиденды могут выплачиваться не деньгами, а иным имуществом, в том числе и недвижимым (например, Постановление ФАС Уральского округа от 23 мая 2011 г. N Ф09-1246/11-С2). В отношении момента возникновения права акционера на получение дивиденда следует также учитывать разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" <5>. В соответствии с п. 15 Постановления решение о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе о размере дивиденда и форме его выплаты, принимается общим собранием акционеров по акциям каждой категории (типа), в том числе по привилегированным, в соответствии с рекомендациями совета директоров (наблюдательного совета) общества. При отсутствии решения об объявлении дивидендов общество не вправе выплачивать, а акционеры требовать их выплаты..
Из содержания п. 2 ст. 43 Закона об АО (в ред. ФЗ от 31 октября 2002 г. N 134-ФЗ) следует, что общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов (в том числе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) по обыкновенным акциям и привилегированным акциям, размер дивидендов по которым не определен, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов за соответствующий период по всем типам привилегированных акций, размер дивидендов по которым определен уставом общества. При отсутствии решения о выплате дивидендов по привилегированным акциям (одного или нескольких типов), размер дивидендов по которым определен в уставе общества, или при решении о выплате их в неполном размере владельцы таких акций приобретают право голоса на общем собрании акционеров по всем вопросам его компетенции. Если не принято решение о полной выплате дивидендов по итогам года, акционеры - владельцы привилегированных акций пользуются правом голоса начиная с общего собрания акционеров, следующего за годовым (п. 5 ст. 32 Закона об АО). В случае непринятия решения о полной выплате дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев владельцам привилегированных акций, по которым в уставе определен размер дивидендов по результатам указанных периодов, соответствующие акционеры приобретают право голоса на общем собрании акционеров начиная с первого собрания, которое будет созвано по истечении установленного Законом трехмесячного срока для принятия соответствующего решения. Право владельцев привилегированных акций участвовать в голосовании на общем собрании акционеров прекращается с момента первой выплаты дивидендов по указанным акциям в полном размере
Роль совета директоров в принятии решения о выплате дивидендов
Согласно п. 3 ст. 42 Закона об АО совет директоров наделен правом определения максимального размера дивидендов. Следовательно, совет директоров может в случае, например, недостаточной прибыли общества не рекомендовать общему собранию выплачивать дивиденды. С одной стороны, совет директоров - независимый орган общества, действующий в интересах акционеров, с другой - члены совета директоров часто представляют интересы именно крупных акционеров и при таких обстоятельствах миноритарные акционеры могут быть практически лишены возможности реализации своего права на дивиденд. Однако в целях защиты прав всех категорий акционеров законом установлены специальные ограничения, которые совет директоров обязан учитывать при подготовке рекомендаций общему собранию акционеров. Например, если уставом определен размер дивиденда по привилегированным акциям, совет директоров не может рекомендовать выплату дивидендов в большем размере. Только после проведения заседания совета директоров и выработки рекомендаций утверждается дата проведения общего собрания, дата составления списка лиц, имеющих право на получение дивидендов, и повестка дня собрания.
Список лиц, имеющих право на получение дивидендов
Право на получение дивидендов принадлежит лицу, которое фактически владело акциями на дату принятия общим собранием решения о выплате дивидендов. Если произошла смена владельца акций, то вся сумма начисленных и не выплаченных прежнему акционеру по этим акциям дивидендов подлежит выплате новому акционеру. Судебная практика поддерживает позицию, согласно которой после принятия общим собранием акционеров решения о выплате дивидендов у акционерного общества возникает перед акционером денежное обязательство, которое не прекращается с отчуждением акционером принадлежащих акций и не переходит на нового покупателя (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2009 г. N Ф04-5561/2009(19577-А45-11), Ф04-5561/2009(19578-А45-11)). В соответствии с Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2011 г. N 09АП-5294/2011-ГК по делу N А40-111759/10-134-880 в удовлетворении иска о взыскании дивидендов отказано правомерно, поскольку на момент составления списков лиц, имеющих право на участие в общих собраниях акционеров, на которых принимались решения о выплате дивидендов, истец не являлся лицом, указанным в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг ОАО.
Может ли акционер защищать право на получение дивиденда до принятия решения о выплате дивидендов общим собранием?
Следует согласиться с мнением В. В. Лаптева о том, что до принятия решения о выплате дивидендов у акционера нет субъективного права на дивиденд, которое можно было бы реализовать в судебном порядке <6>. Право на обращение акционера в суд с требованием о выплате дивидендов подтверждается арбитражной практикой. Так, в соответствии с п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 в случае невыплаты объявленных дивидендов в установленный срок акционер вправе обратиться с иском в суд о взыскании с общества причитающейся ему суммы дивидендов, а также процентов за просрочку исполнения денежного обязательства на основании ст. 395 Гражданского кодекса РФ. Проценты подлежат начислению за период просрочки выплаты дивидендов, исчисляемой со дня, следующего за днем окончания установленного срока их выплаты. -------------------------------- <6> См.: Лаптев В. В. Акционерное право. М.: Контракт; Инфра-М, 1999. С. 67.
Судебная практика также подтверждает, что решение общества о распределении прибыли общества и выплате дивидендов, принятое с соблюдением компетенции органа управления обществом и при наличии кворума, является законным основанием возникновения субъективного права акционера на дивиденд. В соответствии с Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2011 г. N 09АП-23780/2011 по делу N А40-20917/09-101-44Б в удовлетворении заявления о применении последствий недействительности ничтожной сделки по выплате дивидендов отказано правомерно, поскольку вступившим в законную силу решением суда установлено, что решение общества о распределении прибыли общества и выплате дивидендов принято с соблюдением компетенции органа управления обществом при наличии кворума, данное решение в установленном законом порядке не признано недействительным. Таким образом, если совет директоров рекомендовал выплату и нет других законодательных ограничений, установленных ст. 43 Закона об АО, то именно общее собрание принимает окончательное решение о выплате дивиденда. В частности, общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям: до полной оплаты всего уставного капитала общества; до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 76 настоящего ФЗ; если на день принятия такого решения общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов; если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Принимая решение о правомерности выплаты дивидендов или распределении части прибыли, суды обращают внимание на наличие решения общего собрания, а также на отсутствие ограничений, установленных ст. 43 ФЗ об акционерных обществах. Например, в соответствии с Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 5 мая 2011 г. по делу N А28-4157/2010 исковое требование о взыскании части прибыли, которая решением общего собрания общества распределена между его участниками, удовлетворено правомерно, так как обязанность по выплате истцу дивидендов возникла у общества на основании решения общего собрания участников общества; доказательства наличия у общества признаков несостоятельности (банкротства) либо недостаточности чистых активов не представлены.