Специфика регулирования прав участников ООО.

Одной из специфических черт правового регулирования ООО является институт дополнительных прав участника (участников) общества(п. 2 ст. 8 Закона об ООО). Указанные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. При этом, в любом случае дополнительные права должны найти отражение в уставе общества, поскольку права участников входят в обязательный перечень сведений, которые должен содержать устав ООО (ст. 12 Закона об ООО).

Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных всем участникам общества, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, если участник общества, которому принадлежат такие дополнительные права, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.

Участник общества, которому предоставлены дополнительные права, может сам отказаться от осуществления принадлежащих ему дополнительных прав, направив письменное уведомление об этом обществу. С момента получения обществом указанного уведомления дополнительные права участника общества прекращаются.

Вывод: Дополнительные права участника носят персонифицированный характер, поскольку с отчуждением доли участником принадлежащие ему дополнительные права приобретателю доли не передаются.Дополнительные права могут быть предоставлены как одному так и нескольким или даже всем участникам общества.

Обобщая исследование института дополнительных прав, С. Д. Могилевский констатирует:

1. Дополнительные права, предоставленные участнику, не должны вступать в противоречие с нормами действующего законодательства и должны согласовываться, прежде всего, со всеми нормами Закона об ООО.

2. Дополнительные права, предоставленные участнику, не должны нарушать или ограничивать права других участников общества.

3. Дополнительные права, предоставленные участнику, не должны выходить за пределы осуществления гражданских прав (т.е. не должны являться формой злоупотребления правом).

4. Дополнительные права, предоставленные участнику, не могут освобождать участника общества от выполнения основных обязанностей, определенных законом.

5. Дополнительные права, предоставленные участнику, должны иметь простой и недвусмысленный механизм их реализации36.

Дискуссия.С. Д. Могилевский выявляет так называемые «ложные дополнительные права», в том числе, связанные с установлением неких привилегий при распределении прибыли общества, а так же привилегий управленческого характера для отдельных участников. К группе «ложных прав» автор, в частности, относит преимущества при голосовании, выражающиеся в праве голоса и превышающие пропорциональный размер доли в уставном капитале общества, например, при назначении генерального директора37. Автор возражает против наделения участников подобными дополнительными правами, поскольку «право участника участвовать в управлении делами общества занимает и первое место в перечне прав участников хозяйственных обществ и товариществ, содержащемся в п. 1 ст. 67 ГК РФ и оно, по мнению автора, не может быть ограничено уставом38.

С. Д. Могилевский видит достаточно узкий перечень дополнительных прав, которые соответствует Закону и признаются судебной практикой. К их числу ученый, например, относит предоставленную участнику возможность приобретать продукцию (работы, услуги) общества в приоритетном порядке или по льготной цене; право на получение информации о деятельности общества в большем объеме, чем это предусмотрено в Законе об ООО; право быть представителем этого общества и участвовать в работе общих собраний тех хозяйственных обществ с оформлением ему необходимых доверенностей), участником или акционером которых выступает первое общество39.

Представляется, что вопрос о дополнительных правах по своему значению выходит за пределы собственно этого института. Решение данного вопроса, по сути, зависит от степени диспозитивности корпоративного законодательства и ее понимания в научной доктрине и судебной практике40. Следует признать, что степень диспозитивности корпоративного законодательства в настоящий момент крайне незначительна41. Представляется, что излишняя императивность правового регулирования общества с ограниченной ответственностью не обеспечивает должную степень свободы предпринимательской деятельности, которая могла бы быть присуща этому, в значительной степени федуциарному объединению. Почему мы высказываемся за возможность предоставления участнику более широкого круга дополнительных прав в имущественной сфере и сфере управления в ООО? Во-первых, предоставление дополнительных прав производится единогласным решением участников ООО, то есть это, по сути, решение каждого участника и ничьи права таким решением не могут быть ущемлены. Во-вторых, если в сфере, в которой предоставлено дополнительное право, имеются «конкурирующие» основные права, то возможно приоритетно рассматривать специальное правовое регулирование положением устава, предоставляющим дополнительное право, в сравнении с общей нормой законодательства, регулирующей предоставление основного права, поскольку сама возможность предоставления дополнительного права в уставе санкционирована законодательством. В-третьих, нельзя считать, что предусмотренная Законом об ООО возможность установления порядка распределения прибыли непропорционально долям в уставном капитале (п. 2 ст. 28 Закона об ООО) или иного порядка определения числа голосов участников общества (п. 1 ст. 32 Закона об ООО) является абсолютным аналогом соответствующих дополнительных прав участников. Дополнительные права – персонифицированы, т.е. предоставляются отдельным участникам и не переходят к приобретателю при отчуждении доли. В частности, этом их отличие от прав, предоставление которых предусмотрено законом (п. 2 ст. 28 п. 1 ст. 32 Закона об ООО).

Условно дополнительные права можно разделить на:

· имущественные (например, наделение отдельных участников общества правом получения части имущества при распределении ликвидационного остатка);

· неимущественные (например, предоставление права вето на общем собрании общества);

· управленческие (например, представление преференций при голосовании на общем собрании участников).

Чаще всего в уставе общества предусматриваются права отдельных участников общества или наемных органов управления на получение дополнительного вознаграждения из чистой прибыли, в случае если общее собрание участников общества примет решение о распределении чистой прибыли между участниками общества.

На втором месте по частоте применения дополнительных прав находится практика предоставления особых полномочий отдельным участникам при голосовании на общем собрании, когда определенному участнику предоставляется право вето на общем собрании при принятии определенных решений (если участник, наделенный подобным правом, проголосует против, то решение будет считаться непринятым).

На третьем месте по частоте применения дополнительных прав находится предоставление преференций отдельным участникам при голосовании на общем собрании (участник может быть наделен большим числом голосов, чем те, которые соответствуют размеру его доли в уставном капитале).

6. Понятие и сущность корпоративного контроля.

Представляется, что можно дать следующее определение корпоративного контроля применительно к хозяйственным обществам.

Корпоративный контроль - это ситуация, при которой владелец акций или долей участия имеет возможность принимать решения на общем собрании акционеров (участников), как минимум по вопросам, требующим простого большинства голосов участников собрания.

Корпоративный контроль выражается в преобладающем участии в капитале общества, влиянии на принятие решений и обеспечивает контроль над бизнесом корпорации.

В Постановлении от 27 января 2009 г. N 10967/08 Президиум ВАС РФ указал, что действия уполномоченных органов управления обществом по одобрению, в частности, крупных сделок находятся в сфере действия корпоративного контроля.

Восстановление корпоративного контроля может быть обусловлено различными нарушениями интересов участника и, соответственно, обеспечиваться различными требованиями.

Поэтому способы защиты прав при восстановлении корпоративного контроля, например, достаточно разнообразны и включают оспаривание решений общих собраний об избрании органов управления и об одобрении сделок, направленных на неправомерное отчуждение имущества общества (вывод активов), когда такие решения принимаются лицами, неправомерно завладевшими голосующими акциями.

В Постановлении от 10 июня 2008 г. N 5539/08 <1> Президиум ВАС РФ подтвердил, что иск о переводе на участника прав и обязанностей покупателя по договору в части доли в размере 50% уставного капитала общества (в целях защиты преимущественного права покупки доли) и о признании за истцом права собственности на указанную долю направлен на восстановление права корпоративного контроля над обществом.

По мнению С.В. Сарбаша, "наличие членства в организации помимо прочего (выделено автором. - В.К.) предоставляет участнику юридического лица возможность так называемого корпоративного контроля, т.е. определенные права по принятию управленческих решений, корпоративных актов по управлению юридическим лицом. Преобладающий корпоративный контроль дает возможность предопределять практически все управленческие решения, извлекая из этого соответствующие выгоды

Суть корпоративного контроля заключается в возможности навязывать свою волю хозяйственному обществу (путем формирования органов управления, принятия решения о выплате дивидендов и др.) для получения от него имущественных благ. Хотя корпоративный контроль имеет имущественную ценность (например, это находит отражение в стоимости пакета акций), право корпоративного контроля не может быть признано имущественным - оно реализуется с использованием корпоративных прав, предусмотренных законодательством.

Наибольшее распространение получила доктрина общего права, согласно которой корпоративный контроль понимают как результат распределения сил, позиций, возможностей, власти среди субъектов корпоративных отношений. Контроль не исчерпывается только концентрацией акций (долей участия) в руках одного или группы акционеров или участников. Контролировать деятельность корпорации - значит иметь возможность определять ее стратегию, политику, выбор долгосрочных целей и программ, иметь решающее влияние.

Корпоративный контроль связан с правом управлять как акциями (долями участия), так и производственно-хозяйственной деятельностью корпорации, в том числе путем распределения финансовых потоков, обладания лицензиями, технологиями, представления компании на рынке. Исходя из этого, выделяют:

- акционерный контроль, который представляет собой возможность обеспечить принятие или отклонение решений органами управления корпорации, в том числе по вопросу формирования персонального состава этих органов;

производственно-хозяйственный контроль или контроль за собственно предпринимательской деятельностью - производством, реализацией продукции (работ, услуг).

7. Права участников коммерческих и некоммерческих корпораций

Статья 65.2. Права и обязанности участников корпорации(как коммерческих, так и некоммерческих)

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе:

участвовать в управлении делами корпорации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса;

в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;

требовать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1);

оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

1. Участник хозяйственного товарищества или общества наряду с правами, предусмотренными для участников корпораций пунктом 1 статьи 65.2 настоящего Кодекса, также вправе:

принимать участие в распределении прибыли товарищества или общества, участником которого он является;

получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость

требовать исключения другого участника из товарищества или общества (кроме публичных акционерных обществ) в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред товариществу или обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами товарищества или общества. Отказ от этого права или его ограничение ничтожны.

Все перечисленные здесь права, кроме права на участие в управлении корпорацией, являются новеллами, тем более что теперь они прямо распространяются и на участников некоммерческих корпораций. Так, право получать информацию о деятельности корпорации, ранее предусматривавшееся п. 1 ст. 67 ГК РФ только для участников хозяйственных товариществ и обществ, теперь принадлежит участнику любой корпорации, что вытекает из Концепции развития гражданского законодательства РФ <1>. Правда, оно может быть реализовано только "в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации" (например, право акционеров на информацию о деятельности общества в соответствии с п. 1 ст. 91 Закона об акционерных обществах предоставляется лишь акционерам, в совокупности имеющим не менее 25% голосующих акций общества).

Участники некоммерческой корпорации, в отличие от коммерческой, имеют равные права и возможности. Разделение по имущественным вкладам в некоммерческих корпорациях не проводится, поскольку у корпорации иные цели. Это обстоятельство предопределяет большее единообразие интересов участников. И цели членства, и объем прав у всех участников корпорации одни и те же, что исключает дифференциацию участников по этим критериям.

8. Особенности корпоративных прав публичных образований.

Глава XI. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Глоссарий

Директива - письменный документ, в котором выражается воля акционера - Российской Федерации, субъекта РФ или иного публично-правового образования, выдаваемый для голосования на общем собрании и (или) совете директоров акционерного общества с государственным участием.

"Золотая акция" - специальное право на участие Российской Федерации или субъекта РФ в управлении открытыми акционерными обществами в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

Независимый директор - лицо, которое связано с корпорацией исключительно в силу своего членства в совете директоров.

Публичные образования - образования, осуществляющие общественно значимые функции: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера.

Государство не выступает в качестве единого субъекта в корпоративных правоотношениях, а характеризуется множественностью субъектов, что предопределяется особенностями отечественного государственного и социально-экономического устройства. Государство как субъект корпоративных правоотношений состоит собственно из Российской Федерации как федеративного государства и субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, являющихся государственными образованиями (ст. ст. 65, 66 Конституции РФ).

Особенность рассматриваемой совокупности нормативных актов состоит в том, что отсутствует единый, стержневой законодательный акт, регулирующий участие государства в корпоративных правоотношениях, участие государства в управлении принадлежащими ему акциями (долями) в капитале акционерных и иных хозяйственных обществ. При этом велико число противоречащих друг другу подзаконных актов.

Особенности прав и обязанностей, принадлежащих государству

как акционеру

Рассмотрим лишь некоторые, наиболее важные особенности принадлежащих государству и иным публично-правовым образованиям прав в сфере корпоративных правоотношений, опираясь на вывод о том, что государство в корпоративных правоотношениях является таким же акционером, как и иные акционеры - физические и юридические лица, с той же совокупностью прав и обязанностей.

Имеющиеся особенности в правовом статусе государства и иных публично-правовых образований как акционеров не направлены на умаление прав и обязанностей иных акционеров.

Специальное право государства ("золотая акция")

Учитывая, что государство выражает общие, публичные интересы, в законодательстве закреплено специальное право государства ("золотая акция") для реализации этих интересов в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Именно в этих целях Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать решения об использовании специального права на участие соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами (п. 1 ст. 38 Закона о приватизации).

Правительство РФ или органы государственной власти субъектов РФ принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта РФ в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

Представителем Российской Федерации, субъекта РФ может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.

Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ вправе в любое время осуществить замену соответствующего представителя в совете директоров (наблюдательном совете) или ревизионной комиссии открытого акционерного общества.

Представители Российской Федерации, субъектов РФ, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:

- о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;

- реорганизации открытого акционерного общества;

- ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

- изменении уставного капитала открытого акционерного общества;

- совершении открытым акционерным обществом указанных в гл. X и XI Закона об АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Представители Российской Федерации, субъектов РФ имеют также право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Следует иметь в виду, что специальное право ("золотая акция") используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества.

Решение о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, принявшими решение об использовании специального права ("золотой акции"). Специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении.

Специальное право ("золотая акция") не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.

Со специальным правом государства корреспондируются обязанности самого открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"). Оно, например, обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации, субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ.

Следует обратить внимание также на то, что муниципальные образования не наделены законодателем специальным правом в отношении акционерных и иных хозяйственных обществ

Учитывая, что государство и иные публично-правовые образования выражают публичные интересы, за ними закрепляется право на сохранение доли в уставном капитале открытых акционерных обществ.

Так, в соответствии со ст. 40 Закона о приватизации при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих более чем 25% голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования, в случае если иное не предусмотрено соответствующим решением Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, и обеспечивается внесением в уставный капитал указанного акционерного общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительного выпуска акций.

В целях обеспечения прав и интересов государства и (или) иных публично-правовых образований, общества в целом законодатель предусмотрел применительно к ним также иные права и обязанности акционерных и иных хозяйственных обществ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 77 Закона об АО, в случае если владельцем от 2 до 50% включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества осуществляется советом директоров общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ (далее - уполномоченный орган), о принятом советом директоров общества решения об определении цены объектов.

10 Ограничение прав участников.

Существует ограничение прав на продажу принадлежащих участнику акций (долей), которое не коснулось лишь публичного акционерного общества. В таких корпорациях акционер вправе свободно отчуждать принадлежащие ему акции третьим лицам. Акционер вправе осуществить отчуждение акций третьему лицу лишь при условии, что другие акционеры общества и (или) общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех отчуждаемых акций в течение двух месяцев со дня получения извещения обществом. Данное правило должно быть предусмотрено уставом общества.

Для ООО эта норма является императивной. Участники ограничены в праве отчуждать свою долю третьим лицам обязательством направить другим членам общества, в том числе самому обществу нотариально удостоверенную оферту о продаже доли, которые обладают преимущественным правом ее покупки.

Данный механизм установлен в связи с тем, что ООО является объединением лиц, между членами которого завязываются партнерские доверительные отношения, преследуют целью сохранение корпоративного контроля и стабильных отношений в обществе даже при выбытии одного из дольщиков, в связи с чем закон прописывает пропорциональное распределение между участниками доли выбывшего члена общества.

Норма ст. 85 Закона об АО, регламентирующая право акционера на осуществление проверки(ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества также содержит ограничение на осуществление данного права, установленное в размере 10 % акций , которыми в совокупности должны обладать акционер(акционеры). Аналогичной является норма п.5 ст.103 ГК РФ согласно которой аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов.

СТ 71 АО 5. Общество или акционер (акционеры), владеющие в совокупности не менее чем 1 процентом размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), временному единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и к управляющей организации (управляющему) о возмещении причиненных обществу убытков в случае, предусмотренном абзацем первым пункта 2 настоящей статьи. Если же убытки причинены самому акционеру, то он вправе обратиться с иском в суд независимо от количества акций, обладателем которых он является.

Статья 53. Предложения в повестку дня общего собрания акционеров

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

1. 1. Акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа.

В ООО любой участник правомочен вносить предложения в повестку дня общего собрания

Обременение – ограничение, которое возникает на основании договора или закона и ограничивает возможность владения, распоряжения или пользования собственностью. Некоторые ограничения могут возникать по воле собственника (к примеру, залог имущества), другие от него не зависят (например, арест).

Одним из наиболее используемых на практике инструментов обеспечения исполнения обязательств и способом обременения корпоративных прав является залог, в частности, залог акций и долей в уставном капитале
/При залоге акций удостоверенные ими права осуществляет залогодатель (акционер), а в обществе с ограниченной ответственностью — до момента прекращения залога права участника общества — залогодержатель. Тем не менее указанные выше нормы являются диспозитивными, и соответствующими договорами залога может быть предусмотрено иное.

например, в договоре залога акций стороны могут пре­дусмотреть, что осуществ­ление прав, принадлежащих залогодателю и удостоверенных акциями, будут осуществ­ляться залогодержателем, и наоборот, в договоре залога долей стороны могут преду­смотреть, что права участника общества с ограниченной ответственностью будут осуществляться самим участником. Кроме того, для залога акций предусмотрен еще один новый механизм, который не подлежит применению в отношениях, связанных с обременением доли, — это осуществление прав, удостоверенных ценной бумагой самим акционером (залогодателем), но с согласия залогодержателя.
Обращает на себя внимание п. 1 ст. 358.17 ГК РФ, в котором говорится о том, что если по условиям договора преду­смотрена передача прав, удос­товеренных ценной бумагой залогодателем залогодержателю, такие права могут быть переданы либо в полном объеме, либо в полном объеме за исключением права на получение дохода (дивидендов). Казалось бы, при буквальном толковании этой нормы законодатель предоставил сторонам только два варианта: либо залогодатель передает все права, удостоверенные акция­ми, либо все права за исключением права на получение дивидендов. Однако уже следую­щий пунк­т этой же статьи говорит об ответственности залогодержателя за нарушение ограничений при осуществ­лении прав, удостоверенных акциями
Пунк­т 3 ст. 358.17 ГК РФ содержит императивную норму об ответственности залогодателя за нарушение своей обязанности получить согласие залогодержателя: если по условиям договора залога акций залогодатель обязан согласовывать с залогодержателем свои действия по осуществ­лению прав, удостоверенных заложенными акциями, в случае нарушения залогодателем указанной обязанности он несет перед залогодержателем ответственность, предусмот­ренную законом и договором, а залогодержатель вправе требовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательств
Невозможность частичной передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, объясняется тем, что на практике это могло бы привести к отдельным вопросам при составлении списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров: регистраторам каждый раз приходилось бы анализировать повестку дня и принимать решение, кто именно, залогодатель или залогодержатель, вправе принимать те или иные решения в отношении общества в период действия договора залога. Возможно, именно для того чтобы излишне не усложнять работу регистратора, законодатель и предусмотрел такую конструкцию, как согласование действий по осуществ­лению корпоративных прав залогодателем с согласия залогодержателя.

Пожалуй, именно право требовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства является наиболее адекватной мерой воздействия на недобросовестного залогодателя, нарушившего свои обязательства по получению согласия залогодержателя, так как перспективы предъявления иска об убытках остаются сомнительными.
Статья 358.16 ГК РФ устанавливает общее правило о том, что залог любой бездо­кумен­тарной ценной бумаги (акции в частности) возникает с момента внесения записи о залоге по счету, на котором учитываются права владельца таких бездо­кумен­тарных ценных бумаг, то есть залог акции возникает с момента внесения записи по лицевому счету или счету депо акционера. Статья 22 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) говорит о том, что договор залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью подлежит нотариальному удос­товерению, а залог доли или части доли подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.

Статья 22. Залог долей в уставном капитале общества

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

1. Участник общества вправе передать в залог принадлежащую ему долю или часть доли в уставном капитале общества другому участнику общества или, если это не запрещено уставом общества, с согласия общего собрания участников общества третьему лицу. Решение общего собрания участников общества о даче согласия на залог доли или части доли в уставном капитале общества, принадлежащих участнику общества, принимается большинством голосов всех участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества. Голос участника общества, который намерен передать в залог свою долю или часть доли, при определении результатов голосования не учитывается.

2. Договор залога доли или части доли в уставном капитале общества подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы указанной сделки влечет за собой ее недействительность. Залог доли или части доли в уставном капитале общества подлежит государственной регистрации в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, и возникает с момента такой государственной регистрации.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

К нотариальному удостоверению договора залога доли или части доли в уставном капитале общества, за исключением случаев, если на момент нотариального удостоверения договора залога доля или часть доли еще не принадлежит залогодателю, применяются правила, предусмотренные пунктами 13 и 13.1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)

3. В течение двух рабочих дней со дня нотариального удостоверения договора залога доли или части доли в уставном капитале общества, за исключением случаев, если в соответствии с гражданским законодательством либо договором залога доли или части доли в уставном капитале общества залог возникнет в будущем, нотариус, удостоверивший договор залога, подает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, удостоверившего договор залога доли или части доли в уставном капитале общества.

В случае, если залог доли или части доли в уставном капитале общества в соответствии с гражданским законодательством либо договором залога доли или части доли возникнет в будущем, заявление о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц подписывается и направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, залогодателем в срок не позднее чем в течение трех дней со дня выполнения всех условий и наступления всех сроков, необходимых для возникновения залога.

В заявлении о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц должны быть указаны сведения о залогодержателе и о договоре залога.

Запись в едином государственном реестре юридических лиц об обременении залогом доли или части доли в уставном капитале общества погашается на основании заявления залогодержателя или на основании вступившего в законную силу решения суда.

Не позднее чем в течение двух рабочих дней с момента нотариального удостоверения договора залога доли или части доли в уставном капитале общества нотариус, совершивший нотариальное удостоверение договора залога, сове<

Наши рекомендации