Норма права: понятие, структура, классификация
Норма права –правило поведения установленное или санкционированное правящим классом. Выражающее волю правящего класса, регулирует общественные отношения, обеспечивается силами гос.принуждения.
Структура нормы права:
гипотеза - элемент нормы права, который указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Она согласует общий вариант поведения с конкретным случаем, временем, местом;
диспозиция - элемент нормы права, который содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения;
санкция - элемент нормы права, который устанавливает неблагоприятные последствия для ее нарушителей, меры гос. воздействия на нарушителя нормы.
Виды:
1) по характеру предписываемого поведения: обязывающие; запрещающие; уполномочивающие;
2) по категоричности предписания:
императивные (представляют собой категорические предписания, допускают один вариант трактовки
диспозитивные (предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность самостоятельного выбора варианта в законных пределах;
3) в зависимости от цели: регулятивные; охранительные;
4) в зависимости от предмета регулирования (отрасли, к которой принадлежат): конституционные; уголовно-правовые; административные; гражданско-правовые; трудовые и др.;
5) в зависимости от субъекта, создавшего: нормы Конституции; нормы законов; нормы подзаконных актов; делегированные нормы права (изданы органом местного самоуправления, иным органом по поручению компетентного государственного органа);
6) по степени определенности:
абсолютно-определенные (формулируют единственный возможный вариант поведения);
относительно-определенные (устанавливают ряд вариантов поведения, при этом дают возможность выбрать один из них в пределах нормы);
7) по способу изложения:
прямой способ изложения (наличие в статье 3_х элементов нормы права);
отсылочный (бланкетный) способ изложения (одного элемента не хватает, поэтому имеется отсылка к другой норме права, в которой содержится недостающий элемент;
8) по времени действия: постоянные; временные;
9) по кругу лиц, на которых они распространяются: общие (для всех); специальные (для определенного круга лиц.
Классификация правовых норм:
1.По субъектам правотворчества (сфере действия):
• Нормы законов - нормы общего действия - распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
• Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) - нормы ограниченного действия -имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей;
• Локальные нормы - принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).
По выполняемым функциям
• регулятивные (нормы-правила поведения) - содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;
• охранительные (нормы-стражи порядка) - направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и порядок освобождения от наказания;
3.По социальному назначению и роли в правовой системе:
• учредительные (нормы-принципы) - отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства;
• обеспечительные (нормы-гарантии) - содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права;
• декларативные (нормы-объявления) - включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления;
• дефинитивные (нормы-определения) - формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);
• коллизионные (нормы-арбитры) - призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
• оперативные (нормы-инструменты) - устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;
4.По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям):уголовно-правовые;
гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.
Отраслевые нормы подразделяются:
• материальные - предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения;
• процессуальные - закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права
(совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процедуру применения норм права. Два вида процессуальных норм:
• обслуживающие отрасль в целом - нормы уголовного, гражданского или административного процесса;
• обслуживающие конкретный правовой институт - избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.
5.По методу правового регулирования:
• императивные - категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);
• диспозитивные - устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);
• поощрительные - предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель - воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);
• рекомендательные - устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование - поощрение; игнорирование - негативные последствия).
6.По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
^ обязывающие - предписывают субъектам совершить определенные действия;
^ управомочивающие - предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать
положительные действия;
^ запрещающие - устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.
7. По времени: постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);
8. По кругу лиц:
^ общие - распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного
государства;
^ специальные - распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез-
нодорожников.
9.Специализированные нормы:
^ компенсационные - направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и
морального характера;
^ коллизионные - предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-
разному регулируют одни и те же общественные отношения.
10.В зависимости от характера структурных элементов:
Уотносительно-определенные;
^ бланкетные;
^ отсылочные
По степени определенности.
^ абсолютно определенные - не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все
условия их действия оговорены в тексте;
^ относительно определенные - не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;
^ альтернативные.
Структура нормы права- совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную
самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять:
^ при каких условиях она должна действовать (гипотеза);
^ какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);
^ какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).
Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если - то - иначе».
Гипотеза - указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез:
• простые - ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия; например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования;
• сложные - ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий; например, ст. 101 СК РФ
устанавливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают
совместно с ребенком, не принимают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы;
»альтернативные - связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме; например, в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, достаточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.
Диспозиция- содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного
и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:
»абсолютно-определенные - исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);
• относительно-определенные - устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)
• бланкетные - отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.
Санкция - называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций:
• абсолютно-определенные - содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;
• относительно-определенные - допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках - «от - до» (характерно для норм УП);
• альтернативные - содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;
• кумулятивные - допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.