Понятие государственного органа; виды государственных органов.
Государственный орган –это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.
Виды:
I. По способу возникновения:
1. Первичные (выборные)государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);
2. Производные (назначаемые)государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);
II. По объему властных полномочий или по предмету ведения:
1. Федеральные органыраспространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);
2. Органы субъектов федерациифункционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.
Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.
III. По широте компетенции:
1. Государственные органыобщей компетенциирешают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);
2. Государственные органыспециальной компетенцииспециализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).
IV. По способу принятия решений или осуществления компетенции:
1. Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов(Федеральное Собрание РФ);
2. Единоначальныегосударственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);
V. По правовым формам деятельности:
1. Правотворческие(Парламент);
2. Правоприменительные (Суд);
3. Правоохранительные(Прокуратура);
Содержание принципа разделения властей.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.
Правовой статус Президента
Согласно статьи 50 Конституции Российской Федерации главой государства в нашей стране является Президент России.
Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:
Президент выступает как глава государства;
- он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
Глава государства существует, как правило, во всех странах и обычно наделен широкими полномочиями при взаимодействии со всеми ветвями власти.
Согласно статьи 50 Конституции Российской Федерации главой государства в нашей стране является Президент России.
Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:
- Президент выступает как глава государства;
- он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях;
- Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;
обладает законодательными и исполнительными полномочиями, особенно широкими в сфере исполнительной власти.
Президент Российской Федерации избирается непосредственно народом. В его выборах участвуют граждане России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначаются выборы Президента России Советом Федерации. Ныне действующая Конституция установила срок полномочий Президента Российской Федерации — 4 года, по Конституции 1978 года Глава государства избирался на 5 лет.
Исчисление четырехлетнего срока начинается со дня избрания Президента. Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин России, достигший 35 лет (в то время, как для избрания в Государственную Думу достаточно достижения 21 года); постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Максимальный возраст по ныне действующей Конституции не устанавливается.
В Основном законе нашего государства содержится положение о том, что одно и то же лицо не может занимать пост Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Данное ограничение направлено против установления власти одного человека на продолжительный срок, то есть, по сути, против установления авторитарного режима в стране. Но Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президента неоднократно, но с перерывом — после пребывания на данном посту два срока подряд.