Раздел XII. О территориальных коллективах

Статья 72. (Конституционный закон № 2003-276 от 28 марта 2003 г.) "Территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, регионы, коллективы с особым статусом и заморские коллективы, указанные в статье 74. Любые другие территориальные коллективы создаются законом в случае необходимости вместо и на месте одного или нескольких коллективов, указанных в настоящем абзаце.

Территориальные коллективы имеют право принимать решения в рамках компетенции, которая может быть им предоставлена на их уровне.

При соблюдении условий, предусмотренных законом, эти коллективы свободно управляются выборными советами и обладают регламентарной властью при осуществлении своей компетенции.

При соблюдении условий, предусмотренных органическим законом, если только не затрагиваются существенные условия реализации какой-либо публичной свободы или какого-либо конституционно гарантированного права, территориальные коллективы или их объединения, когда это, смотря по обстоятельствам, предусмотрено законом или регламентом, на ограниченную продолжительность во времени в виде исключения могут отступить в отношении какого-либо предмета, входящего в их компетенцию, содержащегося в законодательных или регламентарных положениях.

Никакой территориальный коллектив не может осуществлять опеку над каким-либо другим коллективом. Однако если осуществление какой-либо компетенции требует участия нескольких территориальных коллективов, то законом может быть разрешено одному из них или одному из их объединений определять условия их общей деятельности.

В территориальных коллективах Республики представитель Государства, представляющий каждого из членов Правительства, ответствен за обеспечение национальных интересов, за административный контроль и соблюдение законов".

Статья 72-1. (Конституционный закон № 2003-276 от 28 марта 2003 г.) "Закон устанавливает условия, при соблюдении которых избиратели каждого территориального коллектива могут осуществлять право петиций, требовать внесения в повестку дня законодательного собрания этого коллектива какого-либо вопроса, относящегося к его компетенции.

При соблюдении условий, предусмотренных органическим законом, проекты, выносимые на обсуждение, или какой-либо акт, относящийся к компетенции какого-либо территориального коллектива, могут быть переданы на референдум по решению избирателей этого коллектива.

Когда предполагается образовать территориальный коллектив с особым статусом или изменить организацию такого коллектива, то посредством издания закона может быть решено провести консультацию с избирателями, внесенными в избирательные списки соответствующего коллектива. Изменение границ территориальных коллективов в равной мере может быть поводом для консультирования с избирателями при соблюдении условий, предусмотренных законом".

Статья 72-2. (Конституционный закон № 2003-276 от 28 марта 2003 г.) "Территориальные коллективы пользуются ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при соблюдении условий, указанных законом.

Они могут получать полностью или частично доходы от налогообложения любого характера. Закон может разрешить территориальным коллективам вводить основания для налогов и их ставки в пределах, устанавливаемых этим законом.

Налоговые поступления и другие собственные доходы территориальных коллективов представляют для каждой их категории основную (diterminante) часть общей совокупности их доходов…

Любая передача компетенции между Государством и территориальными коллективами сопровождается предоставлением средств, эквивалентных тем, которые необходимы для осуществления этой компетенции. Любое предоставление или расширение компетенции, имеющей своим последствием увеличение расходов территориальных коллективов, должно сопровождаться предоставлением средств, установленных законом.

Закон устанавливает порядок пропорционального распределения средств с тем, чтобы способствовать равенству между территориальными коллективами".

Статья 72-3. (Конституционный закон № 2003-276 от 28 марта 2003 г.) "Республика признает вхождение в состав французского народа заморского населения в том, что относится к их общему идеалу свободы, равенства и братства.

Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон, Майотт, Сен-Пьер и Микелон, острова Валлис и Футюна и Французская Полинезия управляются в соответствии со статьей 73 в качестве департаментов и заморских регионов, и в качестве территориальных коллективов, образованных на основании последнего абзаца статьи 73 и статьи 74, - для других коллективов.

Статус Новой Каледонии регулируется разделом XIII.

Законом будут установлены законодательный статус и особая организация французских Австралийских и Антарктических земель"…

Статья 74. (Конституционный закон № 2003-276 от 28 марта 2003 г.) "Заморские коллективы, указанные в настоящей статье, имеют статус, учитывающий собственные интересы каждого из них в Республике.

Этот статус определяется органическим законом, принимаемым после получения заключения соответствующего законодательного собрания; статус включает:

- условия, при соблюдении которых в этом коллективе применяются законы и регламенты;

- компетенцию этого коллектива; при сохранении уже существующей компетенции передача компетенции от Государства, уточненной и дополненной в случае необходимости органическим законом, не может быть произведена в областях, указанных в четвертом абзаце статьи 73;

- нормы об организации и деятельности институтов коллектива и порядок избрания его законодательного собрания;

- условия, при соблюдении которых с институтами коллектива будут проводиться консультации по законопроектам и законопредложениям и по проектам ордонансов или декретов, содержащих особые положения, относящиеся к коллективу, а также консультации о ратификации и одобрении международных соглашений, заключаемых в областях, относящихся к компетенции коллектива.

В равной мере органический закон может установить для тех из коллективов, которым предоставлена автономия, условия, при соблюдении которых:

- Государственный совет осуществляет специфический судебный контроль в отношении некоторых категорий актов законодательного собрания в областях, относящихся к законодательной сфере;

- законодательное собрание может изменять промульгированные законы после вступления в силу статуса коллектива, если Конституционный совет, запрошенный органами власти коллектива, констатирует, что закон относится к сфере его компетенции;

- меры, оправдываемые местными потребностями, могут быть приняты коллективом для своего населения по вопросам обеспечения занятости, занятий профессиями при осуществлении им профессиональной деятельности или для защиты земельной собственности (patrimoine foncier);

- под контролем Государства коллектив при выполнении своей компетенции, которая ему предоставлена, может участвовать в реализации публичных свобод при соблюдении гарантий, распространяющихся на всю национальную территорию.

Другие особенности особой организации коллективов, указанных в настоящей статье, устанавливаются и изменяются посредством издания закона после проведения консультации с их законодательным собранием"…

Статья 75. Граждане Республики, не имеющие гражданского статуса по общему праву, указанному в статье 34, сохраняют свой личный статус, пока они от него не откажутся.

Наши рекомендации