Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с его конституцией (уставом).
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, в субъекте РФ может учреждаться пост высшего должностного лица, которые, как правило, сочетают в своей деятельности функции главы субъекта РФ и главы исполнительной власти.
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ имеет следующие основные полномочия:
представляет субъект РФ;
обнародует законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта РФ;
формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Его наименование, структура и порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законодательством субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ выполняет следующие функции:
осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
разрабатывает проект бюджета субъекта РФ, и обеспечивает его исполнение;
формирует органы исполнительной власти субъекта РФ;
управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ;
заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;
вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие изданные им правовые акты в случае, если они противоречат нормативным правовым актам государственных органов;
Органы исполнительной власти республик.
В настоящее время в большинстве республик главой субъекта РФ признаны президенты (например, в республиках Бурятия, Татарстан, Марий Эл и др.). Высшим органом исполнительной власти признается правительство. Так, в Республике Хакасия пост президента не предусмотрен, исполнительную власть осуществляет Председатель Правительства и возглавляемое им Правительство. Аналогичная ситуация сложилась и в Республике Карелия, Республике Калмыкия.
Что касается системы республиканских органов исполнительной власти, то она, как правило, включает в свой состав министерства и государственные комитеты.
Органами исполнительной власти в иных субъектах РФ, как правило, являются администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Это их обобщенное наименование, имеющее различные формы своего конкретного выражения. Так, в Ставропольском крае исполнительную власть осуществляет губернатор и возглавляемое им правительство.
15. Федеральное министерство
Федера́льным министе́рством в Росси́и называется федеральный (не принято говорить «государственный») орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.
Федеральное министерство возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации. Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных актов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с вышеназванными актами осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Федеральное министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Кроме того, федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
Федеральная служба
Федера́льная слу́жба — общее название федерального органа государственного управления (исполнительной власти) в Российской Федерации — России.
Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере, а также оказание услуг.
Большинство федеральных служб находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России
17. Федеральное агентство
Федера́льное аге́нтство — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Статус федеральных агентств упорядочен в 2004 году в результате административной реформы. Большинство федеральных агентств находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России