Специальная компетенция Совета Федерации.
Специальная компетенция СФ-это компетенция, или вопросы ведения СФ, установленные в ряде статей К. (в основном ст. 102) и ФЗ. Специальная компетенция, предусматривает исключительное право СФ принимать решение по тому или иному вопросу в полном объеме. Регламент СФ предусматривает специальный порядок рассмотрения каждого такого вопроса.
В специальную компетенция СФвходит решение следующих вопросов:
1) утверждение изменения границ м/у субъектами РФ;
2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;
3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
4) назначение выборов Президента РФ;
5) отрешение Президента от должности;
6) назначение на должность судей Конституц. Суда РФ, Верховного Суда , Высшего Арбитражного Суда ;
7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
По вопросам, отнесенным К. РФ к ведению СФ, СФ принимает постановления. Постановления СФ принимаются большинством голосов от общего числа членов СФ, если иной порядок принятия решений не предусмотрен К. РФ.
Специальная компетенция Государственной Думы
Специальная компетенция ГД.Это компетенция, или вопросы ведения ГД, установленные в ряде статей К. РФ (в основном в ст. 103) и ФЗ. Специальная компетенция ГД предусматривает исключительное право ГД принимать решение по тому или иному вопросу в полном объеме. Регламент ГД предусматривает специальный порядок рассмотрения каждого такого вопроса. В специальную компетенцию ГД входят следующие вопросы:
1)дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ;
2) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
6) объявление амнистии;
7) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
По вопросам, отнесенным К. РФ к ведению ГД, ГД принимает постановления. Постановления ГД принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен К. РФ.
Контрольные функции Федерального Собрания
Контрольная функция ФС обусловлена системой сдержек и противовесов. Сущность данной ф/и проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Как общее правило, контрольная ф/я ФС осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуацию, изучают проблемы, делают свои оценки о работе тех или иных гос. учреждений. В действующей российской К. закреплены полномочия палат ФС, касающиеся нескольких сфер контроля. Прежде всего, это контроль за Правительством РФ, в связи с чем Гос. Дума наделена правом решать вопрос о доверии ему. Далее, это контроль за назначением на высшие гос. посты: дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ. Парламент реализует контрольные полномочия посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и др. Содержанием финансовой или финансово-бюджетной функции охватывается деятельность Гос. Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также (в определенной степени) реализация этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Центрального банка РФ. Кроме того, ч/з Счетную палату ФС осуществляет аудиторскую деятельность любых организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Характеристика нормативных актов палат Федерального Собрания.
Правовыми формами реализации компетенции ФС явл. принимаемые им акты. К. РФ устанавливает, что основной акт ФС - ФЗ, V может выступать в виде федерального закона (персонифицированный правовой акт) и в виде федерального конституционного закона. ФЗ И ФКЗ обладают общими свойствами: принимаются только палатами ФС и выражает волю народа РФ; содержат правовые нормы и потому являются нормативными актами; обязательны к исполнению всеми гос. органами, органами местного самоуправления, обществен. объединениями и гражданами; им должны соответствовать акты всех др. гос. органов; имеют прямое действие на всей территории РФ; являются юр. базой деятельности всех гос. органов, органов местного самоуправления, обществен. объединений и граждан и обладают высшей юр. силой но сравнению с любыми актами гос. органов, кроме К. РФ, V не могут противоречить.
ФЗ характеризуется особенностями своей юр. природы, что проявляется в следующ. свойствах: 1. ФЗ принимается палатами ФС в порядке, установлен. статьей 105 К. РФ;
2.ФЗ содержит нормативные предписания, т.е. всегда является н/п актом;
3.ФЗ имеет прямое действие и обязателен к исполн. на всей территории РФ;
4.ФЗ не должны противоречить акты, принимаемые Президентом, федераль. органами исполнитель. власти, гос. органами субъектов РФ и органами местного самоуправления;
5. В случае противоречия м/у ФЗ и н/п актом субъекта РФ, изданным по предметам ведения субъекта, действует н/п акт субъекта РФ;
6. по вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 К. РФ к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, издаются ФЗ, определяющие общие принципы правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий.
7.ФЗ не могут быть приняты, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установленных К.РФ прав и свобод чел. и гражданина, нарушению гос. целостности РФ и единства системы гос. власти в РФ;
8. ФЗ не могут противоречить ФКЗ.
К индивидуальным особенностям ФКЗ законов относятся:
1. ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным в К. РФ.
2. в К. установлен особый порядок принятия ФКЗ.
3. принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию. ТО на ФКЗ вето Президента РФ не распространяется:
4. в части 3 статьи 76 К. РФ установлено, что ФЗ не могут противоречить ФКЗ. Этим подтверждается верховенство ФКЗ по отношению ко всем н/п актам в гос-ве.
5. ФКЗ принимается во исполнение К. РФ; не должен изменять ее положений; не может стать ее основной частью. ФКЗ предназначены для обеспечения стабильности К.РФ как Основного закона гос-ва