Правовой статус полномочного представителя Президента РФ в федерал. округе.
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего ФО (он обеспечивает в пределах округа реализацию конституционных полномочий главы государства). Согласно Положению о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе (Указ Президента РФ от 13.05.2000 №849) он является гос. служащим и входит в состав Администрации Президента РФ, назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по представлению руководителя Администрации, подчиняется и подотчетен непосредственно Президенту РФ (назначается на срок, не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий).
Полномочный представитель в своей деятельности руководствуется К. РФ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента РФ, распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации. Он имеет заместителей.
Основные задачи полномочного представителя:
- организация в ФО работы по реализации органами гос. власти основных направлений внутренней и внешней политики гос-тва, определяемых Президентом РФ;
- организация контроля за исполнением в ФО решений федеральных органов гос. власти;
- обеспечение реализации в ФО кадровой политики Президента РФ;
- представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в ФО, а также о политическом, социальном и экономическом положении в ФО, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.
Полномочный представитель осуществляет следующие функции:
- обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнит. власти в ФО;
- анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в ФО;
- организует взаимодействие федераль. органов исполнит. власти с органами гос. власти субъектов РФ;
- разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономич. развития территорий в пределах ФО;
- согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных гос. служащих и иные должности в пределах ФО;
- организует контроль за исполнением ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией фед. программ в ФО;
- согласовывает проекты решений фед. органов гос. власти, затрагивающих интересы ФО;
-согласовывает направляемые в федераль. органы исполнительной власти представления о награждении гос. наградами, вручает в ФО по поруч. Президента гос. награды;
- вручает по поручению Президента РФ удостоверение судьи;
- принимает участие в работе органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
-организует по поруч. Президента проведение согласительных процедур для разрешения разногласий м/у федераль. органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ;
- вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае их противоречия К. РФ, ФЗ, международным обязательствам РФ;
- взаимодействует с Главным контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры при организации проверок исполнения в ФО ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.
53. Уполномоченный по правам человека в РФ. Порядок назначения, статус, полномочия.
Конституция РФ 1993 года впервые предусмотрела введение в России должности Уполномоченного по правам человека. Его правовое положение определяется ФКЗ от 26 февраля 1997 г «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий гос. защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения гос. органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Основные функции Уполномоченного сводятся к содействию восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Лицо, назначаемое на должность Уполномоченного, должно отвечать определенным требованиям: быть гражданином России в возрасте не моложе 35 лет, иметь познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность (сроком на пять лет) Гос. Думой большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы тайным голосованием. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу.
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан России и находящихся в РФ иностранных граждан, лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) гос. органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Жалоба может стать предметом рассмотрения со стороны Уполномоченного, если, во-1х, заявитель ранее обжаловал указанные решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласился с решениями, принятыми по жалобе; во-2х, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) гос. органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
2) обратиться в компетентные гос. органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда.
Федеральное Собрание в системе органов государственной власти РФ, его структура и состав палат.
Федеральной Собрание РФ (ФС) является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 К. РФ). ФС осуществляет законодательную власть в РФ независимо от др. органов гос. власти РФ.
ФС состоит из 2 палат: 1. Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти);
2. Гос. Думы, в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования. ГД состоит из 450 депутатов.
Члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).
Черты ФС РФ: 1) ФС – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты ФС и законы, им принимаемые, должны соответствовать только К. РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юр. силой.
Принципы деятельности ФС РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат ФС устанавливаются К. РФ; 2) ФС явл. представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) ФС – единственный орган, обладающий правом принятия гос. бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются ФС.
Основной функцией ФС является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) ФКЗ и ФЗ.
ФС РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами гос. казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.
В полномочия ФС входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших гос. судов России.
ФС независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (ГД РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения ФС кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.
Внутренняя организация палат Федерального Собрания РФ.
Федеральное Собрание состоит из 2х палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Верхняя палата – Совет Федерации - постоянно действующий орган, в состав V входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. СФ действует на постоянной основе, его деятельность основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов, заседания проводятся открыто. В СФ не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений.
Органами СФ являются: Совет палаты; комитеты СФ; комиссии СФ.
Должностными лицами СФ являются: Председатель СФ; первый заместитель Председателя; заместитель Председателя; председатель комитета, комиссии СФ; первый заместитель председателя комитета, комиссии; заместитель председателя комитета, комиссии (председатель подкомитета, подкомиссии); член комитета, комиссии.
СФ выбирает Председателя и его заместителей, срок их полномочий не установлен. Председатель ведет заседания палаты, ведает внутренним распорядком, направляет в комитеты законопроекты, представляет палату во взаимоотношениях с др/ органами гос. власти РФ и зарубежных гос-тв.
Председатель СФ назначает из числа членов СФ полномочных представителей СФ в ГД, правительстве РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Счетной палате РФ, Генеральной прокуратуре РФ, ЦИК РФ, Министерстве юстиции РФ, полномочного представителя СФ по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в РФ.
Все члены СФ обязаны войти в один из комитетов палаты (не менее 10 человек).
Нижняя палата Федерального Собрания РФ – Государственная Дума, состоит из 450 депутатов, избирается сроком на 5 лет. Деятельность ГД основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Депутаты ГД работают на профессиональной основе и не могут находиться на гос. службе, заниматься др. оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Председатель, Первый заместитель Председателя и заместители Председателя ГД избираются из числа депутатов тайным голосованием с использованием бюллетеней (может быть принято решение о проведении открытого голосования). Кандидатов на должность Председателя вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты. Председатель и его заместители координируют деятельность комитетов и комиссий ГД, решают вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя. Совет ГД создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты (в него входят Председатель, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса).
Депутатские объединения – фракции и депутатские группы (они обладают равными правами). Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в ГД по федеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения – фракция (подлежит регистрации независимо от числа ее членов). Депутаты ГД, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы (регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 50 депутатов).
Для осуществления своих полномочий ГД образует из числа своих депутатов комитеты и комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных инициатив и законопроектов (комитет – до 35 депутатов).
Порядок работы палат Федерального Собрания РФ. Парламентские слушания.
К. РФ закрепляет основы порядка деятельности ФС. Подробно процедуры работы палат регулируются Регламентом Совета Ф. и Регламентом Гос. Думы. Согласно К. ФС – постоянно действующий орган. Только с момента начала работы Гос. Думы нового созыва полномочия этой палаты прежнего созыва прекращаются; прекращение же полномочий др. палаты не предусматривается. Г. Дума собирается на первое заседание на 30 день после своего избрания, однако, Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. 1е заседание Г. Думы открывает старейший по возрасту депутат. 1е заседание Совета Ф. первого созыва открывал Президент РФ, а потом на нем до избрания Председателя этой палаты председательствовал старейший по возрасту член Совета Ф. Палаты заседают раздельно, однако, они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституц. Суда РФ, выступлений руководителей иностранных гос-тв.
Каждая из палат принимает свой Регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных Регламентом, они вправе проводить закрытые заседания.
Г. Дума проводит, как правило, 2 сессии: весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Г. Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Г. Думы проходят дважды в неделю (в среду и пятницу); каждую пятницу на заседании проводится «правительственный час», когда члены Правительства РФ отвечают на вопросы депутатов. Один день в неделю отведен для парламентских слушаний, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие гос. проблемы. В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Г. Думы с избирателями.
Заседания Совета Ф. проводятся периодически с 1 октября по 31 июля. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты ФКЗ, ФЗ, принятие Г. Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Совета Федерации и др. проблемы гос. жизни.
Поскольку основное направление деятельности ФС – законотворчество, большое значение имеет законодательный процесс – рассмотрение, принятие и обнародование законов. Он осуществляется в особом порядке. В законодательном процессе выделяется несколько стадий, через которые проходят законы, чтобы приобрести юр. силу.