Понятие, предмет и система конституционного права России. (КПР)

Понятие, предмет и система конституционного права России. (КПР)

ПонятиеКПР рассматривается, во-1х, как отрасль права РФ, в-2х,как основа правовой системы страны, во-3х, какнаука и учебная дисциплина.

КПР как отрасль права – это система правовых норм, регулирующ. конституционно-правовые отношения. КП как отрасль пр. регулирует основы не только гос., политич., экономич. строя, но и негосударственного – общественного строя (общественные объединения, политич. партии, религиозные отношения). В этом смысле КП устанавливает определенные параметры для частного права. Поэтому под КП понимается совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы чел. и учреждающих в этих целях определенную систему гос. власти. ТО эта отрасль права, регулирует обществен. отношения, связанные с осуществлением гос. власти.

КП какоснова правовой системы страны представляет собой систему правовых норм определенной страны, регулирующих положение чел. в обществе и гос-тве; основы обществен. строя и гос-ва, а также деятельность, как гос. организаций, так и органов самоуправления.

КП как наука – это наука, изучающая отрасль КП и представляющая собой совокупность возникающих в связи с этим различн. теорий, взглядов, идей. Гос-во – организм многосложный, включающий разнообразные отношения: политич., социальные, экономич. Все это находит отражение в Конституции любого современного гос-ва и в определенной степени является объектом изучения КП.

Предметом КПР яв-ся наиболее фундаментальные обществен.отношения, V-ми охватываются: конституционный строй, формы и способы осуществлен. власти в гос-ве; основы правового положения личности; гос. устройство; система, порядок формирования и деятельность органов гос. власти и местного самоуправления.

Система КП состоит из множество частей и элементов, среди них можно выделить основные: а) конституционные или конституционно-правовые институты, б) конституционные нормы, в) общие конституционные принципы. Система КП складывается из последовательности институтов, V принято располагать по аналогии с последовательностью глав действующей конституции - от норм, регулирующих общие принципы, взаимосвязи к более конкретным нормам: основы конституционного строя РФ, гос-во и личность, федеративное устройство РФ, система органов гос-ва. Конституц-правовые институты — это устойчивый комплекс норм, регулирующих однородные обществен. отношения и образующих относительно самостоятельную группу, например, правовой статус гражданина, формы правления, избирательное право, конституционный контроль.Конституционно-пр. норма – это установленное гос-вом общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные обществен. отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений гос-ва, общества и личности, гос. устройства РФ, систему органов гос. власти, основы местного самоуправления. Общие принципы – это каркас системы КП, т. к. они определяют его сущностное начало и придают ему единую направленность. Они регулируют обществен. отношения ч/з конкретные конституционно-правовые нормы и, стало быть, сами воплощены в этих нормах. К ним относят: народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, равноправие, политич. и идеологический плюрализм…

Характеристика Российской Федерации как демократического государства. (ДГ)

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) РФ есть ДГ. Демократизм выражается, прежде всего в: народовластии; разделении властей; политическом многообразии, местном самоуправлении,

Народовластие. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается гос-вом народовластия. Народовластиеесть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В зависимости от волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия – осуществление народом власти ч/з выборных полномочных представителей, V принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких либо групп населения посредством референдумов, выборов.

Демократизм, выражается в принципе разделения властей. Сущность данного принципа - для обеспечения свободы граждан различные функции гос. власти – законодательная, исполнительная и судебная – должны осуществляться различными органами, независимыми др. от др. и сдерживающими др. др. Кроме того, необходимо, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими. Разделение властей – один из основных принципов действующей конституции. Ст. 10 К.РФ предусматривает, что гос. власть в РФ осуществл. на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы V самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политич. многообразия (плюрализма).Этот принцип исключает возможность существования в стране гос. и иной обязательной идеологии. В РФ (ст.13 К.РФ) признается политическое многообразие, многопартийность. Обществен. объединения равны перед законом. Политический плюрализм предусматривает наличие политич. партий, свободу политических мнений и политических действий.

Демократизм РФ означает наличие местного самоуправления.Ст. 12 К.РФ – В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление неразрывно связано с демократией. Оно включает в себя представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, выборы, собрания граждан и др.), а также органы территориального общественного самоуправления населения. Посредством местного самоуправления решаются вопросы местного значения в РФ.

Разделение властей - принцип конституционного строительства РФ. (РВ)

Разделение властей — принцип конституционного строя, согласно Vгос. власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо др. от др. и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий. РВ — основополагающий, фундаментальный принцип организации гос. власти.

В соответствии с К. РФ (ст. 10 и 11) гос. власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне гос. власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды — Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Гос. власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы гос. власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), к V относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы. К. устанавливает, что на региональном уровне гос. власть реализуется на основе принципа разделения властей, а также на основе разграничения предметов ведения и полномочий м/у федеральными и региональными органами гос. власти.

Разделение властей предполагает разделение компетенции м/у органами гос. власти, что наряду с рационализацией гос. управления обеспечивает взаимный контроль органов власти. Тем самым создается эффективная система сдержек и противовесов, исключается возможность концентрации властных полномочий какой-то одной из властных структур.

Образование избирательных комиссий, процедура выдвижения и регистрации кандидатов.

ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" устанавливает порядок формирования избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов и формируется 3мя субъектами – Гос. Думой, Советом Федерации и Президентом РФ. 5 членов ЦИК назначаются Гос. Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами и депутатскими объединениями. 5 членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) органами гос. власти субъектов Федерации. 5 членов назначаются Президентом РФ.

Для иных комиссий установлен единый порядок формирования. Избирательные комиссии субъектов РФ и окружные избирательные комиссии по выборам в федеральные органы гос. власти создаются законодательным и исполнительным органами гос. власти субъектов Федерации на паритетных началах: половину состава комиссии назначает законодательный орган, а половину - исполнительный. Назначение осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, обществен. объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего состава. Гарантированная квота - не менее 1/3 состава комиссии - предоставлена представителям избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в Гос. Думе, а также в законодательных органах власти субъекта Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более 1 представителя от каждого избирательного объединения . Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы гос.власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, участковых избирательных комиссий осуществляется представительными органами местного самоуправления в том же порядке на основе предложений тех же субъектов, что и в предыдущем случае, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы.

Выделяются 2 группы субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатов: 1) непосредственно избиратели: избиратели соответствующего избирательного округа и самовыдвижение.

2) избирательные объединения, избирательные блоки.

Для того, чтобы выдвинутый кандидат был зарегистрирован избирательной комиссией, необходимо, чтобы в его поддержку было собрано определенное количество подписей избирателей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, вV кандидат дает согласие на выдвижение. Кол-во подписей определяется федераль. и региональными законами для конкретных видов выборов. Альтернатива сбору подписей и представлению в избирательную комиссию собранных подписей - избирательный залог. Это денежная сумма, Vобязан внести при регистрации кандидат при условии, что данная сумма не возвращается кандидату, если он наберет менее определенной доли поданных по округу голосов.

Для регистрации кандидата в избиратель. комиссию представляются: 1) письменное заявление кандидата о самовыдвижении или представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов; 2) заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу; 3) необходимое количество подписей избирателей.Избир. комиссия проверяет достоверность подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов, а также соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона, и в течение не более 10 дней при проведении выборов в федеральные органы и не более 5 дней при проведении выборов в органы гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Администрация Президента РФ

Администрация Президента РФ является гос. органом, сформированным в соответствии с пунктом "и" статьи 83 К. РФ, V обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением его решений. Порядок формирования и компетенция Администрации През. устанавливается Положением об Администрации Президента РФ утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490.

В состав Администрации входят:

-руководитель Администрации Президента РФ;

-два заместителя руководителя Администрации Президента РФ;

-помощники Президента РФ;

-пресс-секретарь Президента РФ;

-руководитель протокола Президента РФ;

-полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;

-советники Президента РФ;

-полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ;

-старшие референты;

-референты Президента РФ;

-иные должностные лица.

В структуру Администрации Президента РФ входят самостоятельные подразделения, которые в свою очередь подразделяются на департаменты.

Администрация Президента и ее структурные подразделения подчиняются непосредственно Президенту РФ и руководителю Администрации.

Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ.

50. Порядок образования и полномочия Государственного совета Российской Федерации

Государственный совет РФ является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов гос. власти. Гос. совет в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента РФ, а также Указом Президента РФ от 01 сентября 2000 г. "О Государственном совете РФ". Основными задачами Гос. совета явл:

-содействие реализации полномочий През. РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов гос. власти;

-обсуждение имеющих особое гос. значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и субъектов РФ, важнейших вопросов гос. строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ;

-обсуждение вопросов, касающихся исполнения федеральными органами гос. власти, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту;

-содействие Президенту при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий м/у органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, а также м/у органами гос. власти субъектов РФ;

-рассмотрение по предложению Президента проектов ФЗ и указов Президента, имеющих общегосударственное значение;

-обсуждение проекта ФЗ о федеральном бюджете;

-обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета;

-обсуждение основных вопросов кадровой политики в РФ;

-обсуждение по предложению Презид. иных вопросов, имеющих важное гос. значение.

Государственный совет формируется в составе председателя Гос. совета и членов Гос. совета. Председателем Гос. совета является Президент РФ. Членами Гос. совета явл. высшие должностные лица - руководители высших исполнительных органов гос. власти РФ и субъектов РФ.

Федеральное Собрание в системе органов государственной власти РФ, его структура и состав палат.

Федеральной Собрание РФ (ФС) является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 К. РФ). ФС осуществляет законодательную власть в РФ независимо от др. органов гос. власти РФ.

ФС состоит из 2 палат: 1. Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти);

2. Гос. Думы, в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования. ГД состоит из 450 депутатов.

Члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты ФС РФ: 1) ФС – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты ФС и законы, им принимаемые, должны соответствовать только К. РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юр. силой.

Принципы деятельности ФС РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат ФС устанавливаются К. РФ; 2) ФС явл. представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) ФС – единственный орган, обладающий правом принятия гос. бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются ФС.

Основной функцией ФС является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) ФКЗ и ФЗ.

ФС РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами гос. казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия ФС входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших гос. судов России.

ФС независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (ГД РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения ФС кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Внутренняя организация палат Федерального Собрания РФ.

Федеральное Собрание состоит из 2х палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Верхняя палата – Совет Федерации - постоянно действующий орган, в состав V входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. СФ действует на постоянной основе, его деятельность основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов, заседания проводятся открыто. В СФ не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений.

Органами СФ являются: Совет палаты; комитеты СФ; комиссии СФ.

Должностными лицами СФ являются: Председатель СФ; первый заместитель Председателя; заместитель Председателя; председатель комитета, комиссии СФ; первый заместитель председателя комитета, комиссии; заместитель председателя комитета, комиссии (председатель подкомитета, подкомиссии); член комитета, комиссии.

СФ выбирает Председателя и его заместителей, срок их полномочий не установлен. Председатель ведет заседания палаты, ведает внутренним распорядком, направляет в комитеты законопроекты, представляет палату во взаимоотношениях с др/ органами гос. власти РФ и зарубежных гос-тв.

Председатель СФ назначает из числа членов СФ полномочных представителей СФ в ГД, правительстве РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Счетной палате РФ, Генеральной прокуратуре РФ, ЦИК РФ, Министерстве юстиции РФ, полномочного представителя СФ по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в РФ.

Все члены СФ обязаны войти в один из комитетов палаты (не менее 10 человек).

Нижняя палата Федерального Собрания РФ – Государственная Дума, состоит из 450 депутатов, избирается сроком на 5 лет. Деятельность ГД основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Депутаты ГД работают на профессиональной основе и не могут находиться на гос. службе, заниматься др. оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Председатель, Первый заместитель Председателя и заместители Председателя ГД избираются из числа депутатов тайным голосованием с использованием бюллетеней (может быть принято решение о проведении открытого голосования). Кандидатов на должность Председателя вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты. Председатель и его заместители координируют деятельность комитетов и комиссий ГД, решают вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя. Совет ГД создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты (в него входят Председатель, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса).

Депутатские объединения – фракции и депутатские группы (они обладают равными правами). Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в ГД по федеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения – фракция (подлежит регистрации независимо от числа ее членов). Депутаты ГД, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы (регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 50 депутатов).

Для осуществления своих полномочий ГД образует из числа своих депутатов комитеты и комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных инициатив и законопроектов (комитет – до 35 депутатов).

Порядок работы палат Федерального Собрания РФ. Парламентские слушания.

К. РФ закрепляет основы порядка деятельности ФС. Подробно процедуры работы палат регулируются Регламентом Совета Ф. и Регламентом Гос. Думы. Согласно К. ФС – постоянно действующий орган. Только с момента начала работы Гос. Думы нового созыва полномочия этой палаты прежнего созыва прекращаются; прекращение же полномочий др. палаты не предусматривается. Г. Дума собирается на первое заседание на 30 день после своего избрания, однако, Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. 1е заседание Г. Думы открывает старейший по возрасту депутат. 1е заседание Совета Ф. первого созыва открывал Президент РФ, а потом на нем до избрания Председателя этой палаты председательствовал старейший по возрасту член Совета Ф. Палаты заседают раздельно, однако, они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституц. Суда РФ, выступлений руководителей иностранных гос-тв.

Каждая из палат принимает свой Регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных Регламентом, они вправе проводить закрытые заседания.

Г. Дума проводит, как правило, 2 сессии: весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Г. Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Г. Думы проходят дважды в неделю (в среду и пятницу); каждую пятницу на заседании проводится «правительственный час», когда члены Правительства РФ отвечают на вопросы депутатов. Один день в неделю отведен для парламентских слушаний, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие гос. проблемы. В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Г. Думы с избирателями.

Заседания Совета Ф. проводятся периодически с 1 октября по 31 июля. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты ФКЗ, ФЗ, принятие Г. Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Совета Федерации и др. проблемы гос. жизни.

Поскольку основное направление деятельности ФС – законотворчество, большое значение имеет законодательный процесс – рассмотрение, принятие и обнародование законов. Он осуществляется в особом порядке. В законодательном процессе выделяется несколько стадий, через которые проходят законы, чтобы приобрести юр. силу.

Контрольные функции Федерального Собрания

Контрольная функция ФС обусловлена системой сдержек и противовесов. Сущность данной ф/и проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Как общее правило, контрольная ф/я ФС осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуацию, изучают проблемы, делают свои оценки о работе тех или иных гос. учреждений. В действующей российской К. закреплены полномочия палат ФС, касающиеся нескольких сфер контроля. Прежде всего, это контроль за Правительством РФ, в связи с чем Гос. Дума наделена правом решать вопрос о доверии ему. Далее, это контроль за назначением на высшие гос. посты: дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ. Парламент реализует контрольные полномочия посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и др. Содержанием финансовой или финансово-бюджетной функции охватывается деятельность Гос. Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также (в определенной степени) реализация этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Центрального банка РФ. Кроме того, ч/з Счетную палату ФС осуществляет аудиторскую деятельность любых организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Характеристика нормативных актов палат Федерального Собрания.

Правовыми формами реализации компетенции ФС явл. принимаемые им акты. К. РФ устанавливает, что основной акт ФС - ФЗ, V может выступать в виде федерального закона (персонифицированный правовой акт) и в виде федерального конституционного закона. ФЗ И ФКЗ обладают общими свойствами: принимаются только палатами ФС и выражает волю народа РФ; содержат правовые нормы и потому являются нормативными актами; обязательны к исполнению всеми гос. органами, органами местного самоуправления, обществен. объединениями и гражданами; им должны соответствовать акты всех др. гос. органов; имеют прямое действие на всей территории РФ; являются юр. базой деятельности всех гос. органов, органов местного самоуправления, обществен. объединений и граждан и обладают высшей юр. силой но сравнению с любыми актами гос. органов, кроме К. РФ, V не могут противоречить.

ФЗ характеризуется особенностями своей юр. природы, что проявляется в следующ. свойствах: 1. ФЗ принимается палатами ФС в порядке, установлен. статьей 105 К. РФ;

2.ФЗ содержит нормативные предписания, т.е. всегда является н/п актом;
3.ФЗ имеет прямое действие и обязателен к исполн. на всей территории РФ;

4.ФЗ не должны противоречить акты, принимаемые Президентом, федераль. органами исполнитель. власти, гос. органами субъектов РФ и органами местного самоуправления;

5. В случае противоречия м/у ФЗ и н/п актом субъекта РФ, изданным по предметам ведения субъекта, действует н/п акт субъекта РФ;
6. по вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 К. РФ к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, издаются ФЗ, определяющие общие принципы правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий.

7.ФЗ не могут быть приняты, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установленных К.РФ прав и свобод чел. и гражданина, нарушению гос. целостности РФ и единства системы гос. власти в РФ;

8. ФЗ не могут противоречить ФКЗ.

К индивидуальным особенностям ФКЗ законов относятся:

1. ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным в К. РФ.

2. в К. установлен особый порядок принятия ФКЗ.

3. принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию. ТО на ФКЗ вето Президента РФ не распространяется:
4. в части 3 статьи 76 К. РФ установлено, что ФЗ не могут противоречить ФКЗ. Этим подтверждается верховенство ФКЗ по отношению ко всем н/п актам в гос-ве.

5. ФКЗ принимается во исполнение К. РФ; не должен изменять ее положений; не может стать ее основной частью. ФКЗ предназначены для обеспечения стабильности К.РФ как Основного закона гос-ва

Понятие, предмет и система конституционного права России. (КПР)

ПонятиеКПР рассматривается, во-1х, как отрасль права РФ, в-2х,как основа правовой системы страны, во-3х, какнаука и учебная дисциплина.

КПР как отрасль права – это система правовых норм, регулирующ. конституционно-правовые отношения. КП как отрасль пр. регулирует основы не только гос., политич., экономич. строя, но и негосударственного – общественного строя (общественные объединения, политич. партии, религиозные отношения). В этом смысле КП устанавливает определенные параметры для частного права. Поэтому под КП понимается совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы чел. и учреждающих в этих целях определенную систему гос. власти. ТО эта отрасль права, регулирует обществен. отношения, связанные с осуществлением гос. власти.

КП какоснова правовой системы страны представляет собой систему правовых норм определенной страны, регулирующих положение чел. в обществе и гос-тве; основы обществен. строя и гос-ва, а также деятельность, как гос. организаций, так и органов самоуправления.

КП как наука – это наука, изучающая отрасль КП и представляющая собой совокупность возникающих в связи с этим различн. теорий, взглядов, идей. Гос-во – организм многосложный, включающий разнообразные отношения: политич., социальные, экономич. Все это находит отражение в Конституции любого современного гос-ва и в определенной степени является объектом изучения КП.

Предметом КПР яв-ся наиболее фундаментальные обществен.отношения, V-ми охватываются: конституционный строй, формы и способы осуществлен. власти в гос-ве; основы правового положения личности; гос. устройство; система, порядок формирования и деятельность органов гос. власти и местного самоуправления.

Система КП состоит из множество частей и элементов, среди них можно выделить основные: а) конституционные или конституционно-правовые институты, б) конституционные нормы, в) общие конституционные принципы. Система КП складывается из последовательности институтов, V принято располагать по аналогии с последовательностью глав действующей конституции - от норм, регулирующих общие принципы, взаимосвязи к более конкретным нормам: основы конституционного строя РФ, гос-во и личность, федеративное устройство РФ, система органов гос-ва. Конституц-правовые институты — это устойчивый комплекс норм, регулирующих однородные обществен. отношения и образующих относительно самостоятельную группу, например, правовой статус гражданина, формы правления, избирательное право, конституционный контроль.Конституционно-пр. норма – это установленное гос-вом общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные обществен. отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений гос-ва, общества и личности, гос. устройства РФ, систему органов гос. власти, основы местного самоуправления. Общие принципы – это каркас системы КП, т. к. они определяют его сущностное начало и придают ему единую направленность. Они регулируют обществен. отношения ч/з конкретные конституционно-правовые нормы и, стало быть, сами воплощены в этих нормах. К ним относят: народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, равноправие, политич. и идеологический плюрализм…

Наши рекомендации