Подведение итогов референдумов
Условия и порядок проведения референдума в целом соответствует условиям и порядку проведения выборов. Комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки для голосования. Комиссия признает решение принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции РБ считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Решение, принятое на референдуме, подписывается Президентом РБ и подлежит опубликованию. Оно вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок. Датой принятия решения референдумом считается день референдума.
Порядок организации и проведения выборов Президента РБ
В соответствии с ч. 1 ст. 81 Конституции РБ Президент избирается на 5лет непосредственно народом РБ на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Требования к кандидату в Президенты РБ:
· возрастной ценз: не моложе 35 лет;
· ценз гражданства: гражданин РБ по рождению;
· ценз оседлости: постоянно проживать на территории РБ не менее 10 лет непосредственно перед выборами;
· не иметь судимости (ч.6 ст.60 избирательного кодекса РБ).
Выборы назначаются Палатой представителей Национального собрания не позднее, чем за 5 месяцев и проводятся не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
В случае, если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии (ч.3,4 ст.81 Конституции РБ).
Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей. В инициативную группу должно входить не менее 100 человек.
Президент считается избранным, если за него проголосовали более половины граждан РБ, принявших участие в выборах.
Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Избранным считается тот, кто наберет абсолютное большинство голосов. Если один из кандидатов снимает свою кандидатуру, выборы проводятся по одной кандидатуре. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины граждан РБ, внесенных в списки для голосования.
Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными или баллотировалось не более двух кандидатов, и ни один не был избран или второй тур не позволил выявить избранного Президента, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов, кот. проводятся в течение 3 месяцев после основных выборов.
Избранный Президент вступает в должность после принесения им Присяги, текст которой определен в Конституции РБ. С произнесением Присяги прекращаются полномочия предыдущего Президента.
Компетенция Президента РБ
Полномочия Президента РБ закреплены преимущественно в ст. 84 Конституции РБ. Президент РБ:
1. назначает республиканские референдумы;
2. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
3. распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
4. назначает 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;
5. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента РБ, другие органы государственного управления, а также консультативные и совещательные органы при Президенте;
6. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
7. определяет структуру Правительства РБ, назначает на должности и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства; принимает решение об отставке Правительства и его членов;
8. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда; Председателя Верховного Суда; Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
9. с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда; судей Высшего Хозяйственного суда; Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
10. назначает 6 судей Конституционного суда; иных судей РБ;
11. освобождает от должности Председателя и судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного Судов, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального Прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
12. назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета госконтроля;
13. обращается с посланиями к народу РБ о положении в государстве и об основных направлениях внешней и внутренней политики;
14. обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или обращением;
15. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РБ;
16. назначает руководителей республиканских органов гос. управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено конституцией;
17. решает вопросы о приеме в гражданство РБ, его прекращении или предоставлении убежища;
18. устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
19. осуществляет помилование осужденных;
20. ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дип. представителей РБ в иностранных государствах и при международных организациях;
21. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
22. в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой со стороны группы лиц и организаций, в результате которой возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории РБ или отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в 3-дневныйсрок принятого решения на утверждение Совета Республики;
23. в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;
24. подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
25. имеет право отменять акты Правительства;
26. непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
27. возглавляет Совет Безопасности РБ; назначает на должность и освобождает от должности Госсекретаря Совета Безопасности;
28. является Главнокомандующим ВС РБ; назначает на должности или освобождает от должностей высшее командование ВС;
29. вводит на территории РБ в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
30. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.
Акты Президента РБ
Президент как глава государства обладает широкими полномочиями в законодательной сфере. Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы, распоряжения и декреты, имеющие обязательную силу на всей территории РБ.
Указы Президента РБ могут быть двух видов:
· указы, издание которых основывается на Конституционной норме;
· указы, полномочие на издание которых предусмотрено законом (имеют подзаконный характер).
Распоряжения – как правило, акты ненормативного характера, имеющие разовое применение.
Декреты могут быть двух видов:
· декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий;
· временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.
Согласно ст. 101 Конституции РБ Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством от полного состава палат по предложению Президента, могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона (Президенту не разрешается изменять этот закон).
Не допускается делегирование Президенту полномочий на издание декретов, предусматривающих:
· изменение и дополнение Конституции, ее толкование;
· изменение и дополнение программных законов;
· утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
· изменение порядка выборов Президента и Парламента;
· ограничение конституционных прав и свобод граждан.
Если временные декреты издаются по предложению Правительства, то скрепляются также подписью Премьер-министра. Временные декреты в 3-дневный срок представляются для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 от полного состава обеих палат.
Указы, декреты и распоряжения Президента публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.
Декреты Президента подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок.
Указы нормативного характера вступают в силу со дня внесения их в НРПА РБ, если в них не установлен иной срок.
Указы Президента, не имеющие нормативного характера, и распоряжения Президента вступают в силу со дня их опубликования, если ими не установлено иное.