Понятие и сущность конституции.

Термин «конституция» происходит от латинского слова, что означает «устанавливаю», «утверждаю». Первая писаная К. была принята в 1787г. В США, затем в 1791г. В РП. и во Франции.

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).

Под К. понимают совокупность правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком, обществом и государством, а также основы организации и деятельности государства.

Существуют различные взгляды на сущность конституции:

1. К. представляет собой общественный договор, заключенный индивидами, согласно которому организуется система управления государственными и общественными делами.

2. Теологическая концепция – К. – это воплощение идеалов божества

3. Историческая концепция – К. – воплощение опыта, традиций данного народа

4. Марксизка-ленинская концепция – К. – выражение воли не всего народа, а господствующей его части.

Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция – это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека.

Формальное значение К. заключается в том, что она представляет собой акт высшей юридической силы, предопределяющий цели развития общества и государства, отражающая фактическое соотношение соц. сил в обществе, закрепляющей правовое отношение индивида в обществе, является результатом компромисса, а в настоящее время и ограничителям государства.

Функции конституции.

Функции конституции –это основные направления ее воздействия на социальную действительность, характеризующие ее предназначение в обществе и государстве.

Функции:

1. Экономическая – заключается в регулировании экономической сферы общественных отношений, отношений собственности, характера производства, распространения, потребления материальных благ.

2. Политическая – определяет политическое устройство государства, регулирует политический процесс и является основой политической системы.

3. Социальная – регулирует отношения между индивидами и разными социальными группами.

4. Идеологическая – К. является господствующей правовой идеологией, формулирует мировоззрение граждан.

5. Юридическая – К.- основной закон государства, она обладает высшей юридической силой и является базой для развития законодательства.

Юридические свойства конституции.

1. К. – Основной Закон – ядро правовой системы общества (регулирует основы политической, экономической, социальной, духовной систем, правового статуса личности).

2. Учредительный характер – выражается, во-первых, в том, что положения К. являются реализацией учредительной власти, воли народа и, во-вторых, в том, что нормы К. выступают в качестве первоосновы, являются первичными по отношению ко всем иным нормам.

3. Высшая юридическая сила.

4. Стабильность К.

5. В соответствии со ст. 137 К. обладает высшей юридической силой, все другие нормативные акты принимаются на основе и в соответствии с К.

Действие конституции и порядок ее изменения.

1. К. – Основной Закон – ядро правовой системы общества (регулирует основы политической, экономической, социальной, духовной систем, правового статуса личности).

2. Учредительный характер – выражается, во-первых, в том, что положения К. являются реализацией учредительной власти, воли народа и, во-вторых, в том, что нормы К. выступают в качестве первоосновы, являются первичными по отношению ко всем иным нормам.

3. Высшая юридическая сила.

4. Стабильность К.

5. В К. закреплен правовой статус органов государственной власти, можно определить иерархию принимаемых ими нормативных актов.

6. В соответствии со ст. 137 К. обладает высшей юридической силой, все другие нормативные акты принимаются на основе и в соответствии с К.

7. К РБ 1994г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г., 17 октября 2004г., предусматривает два способа ее изменения: Парламентам и через референдум.

Толкование конституции.

Толкование – это деятельность, направленная на установление точного содержания правового акта для его правильного понимания и реализации.

К. РБ закрепляется полномочие Парламента давать толкование К., законов. Таким образом, речь идет об аутентичном толковании, т.е. толкованием органом, принявшим акт или соответствующим уполномоченным органом для уяснения смысла нормы и при отсутствии спора. Для принятия акта аутентичного толкования К. необходимо большинство голосов депутатов Парламента – 2/3. Толкование К. дается Парламентом в форме конституционного закона.

Конституционный Суд РБ осуществляет казуальное (правоприменительное) толкование, когда толкование К. может быть обусловлено необходимостью уяснения смысла норм при рассмотрении какого-либо дела. Толкование К. Конституционным Судом РБ дается в виде заключения.

Преимущества толкования К.:

1. сохраняется текст К.

2. в акт проще вносить изменения

3. процедура толкования проще.

Форма Конституции РБ.

Виды конституции:

1. По времени действия:

- постоянные

- временные

2. От особенностей структуры:

- писанные (состоят из 1 акта)

- неписаные (из совместимости нормативных актов)

3. По способу принятия:

- К. принятые законным органом

- К. принятые путем референдума

- К. принятые специально создаваемым органом – учредительным собранием или Конституционной ассамблеей

- дарованные монархом К.

4. В зависимости от порядка внесения изменений и дополнений в конституцию различают:

- гибкие (изменения и дополнения вносятся как в законы)

- жесткие (изменение и дополнения вносятся на условной процедуре)

- смешанные

Структура Конституции РБ.

9 разделов, 8 глав, 146 статей.

Структура Конституции представляет собой систему группировки конституционных норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.

Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. В целом Конституция выглядит следующим образом:

Преамбула

Раздел I. Основы конституционного строя

Раздел II. Личность, общество, государство

Раздел III. Избирательная система. Референдум

Глава 1. Избирательная система

Глава 2. Референдум (народное голосование)

Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд

Глава 3. Президент Республики Беларусь

Глава 4. Парламент - Национальное собрание

Глава 5. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь

Глава 6. Суд

Раздел V. Местное управление и самоуправление

Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля

Глава 7. Прокуратура

Глава 8. Комитет государственного контроля

Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения

Раздел IX. Заключительные и переходные положения

Наши рекомендации