Конституционно-правовые нормы (КПН).

КПН- это общеобязательные формально определенные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, входящих в предмет КП которые обеспеченное принудительной силой государства.

Специфические характеристики КПН:

1. Они имеют особый предмет регулирования

2. Они имеют свои собственные формы (источники)

3. Они носят учредительный характер, т.е. устанавливают направления развития, для всех других отраслей права.

4. Среди КПН содержится большое число норм – целей, норм – задач, норм – принципов.

5. КПН имеют особую структуру – они не содержат санкций.

КПН классифицируются:

1. По характеру правового предписания, т.е. по способу воздействия на субъекты права:

- управомочивающие – определяют права субъектов действовать тем или иным образом.

- обязывающие – возлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия.

- запрещающие – содержат запреты.

2. По характеру общественных отношений:

- материальные

- процессуальные

3. По характеру обязанности содержащихся в них предписаний:

- императивные – это нормы категоричные, не допускающие отступления от предписанного правила.

- диспозитивные – допускается регулирование отношений по согласию сторон, и устанавливают правило лишь на случай отсутствия соглашения.

- альтернативные - допускают различные варианты поведения участников отношений в зависимости от условий.

4. По времени действия:

- постоянные нормы (неопределенный срок действия)

- временные нормы (определенный срок действия)

- исключительные (в чрезвычайных условиях)

5. По территории действия:

- республиканские

- местные

6. По функциональной направленности:

- регулятивные

- охранительные

Конституционно-правовые отношения (КПО).

КПО –это общественные отношения, участники которых юридически взаимосвязаны правами и обязанностями, установленными нормами конституционного права.

Элементами КПО выступают: субъекты, объекты и содержание.

Субъекты КПО – это участники данных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, предусмотренные нормами КП.

Субъектами КПО в РБ выступают:

1. народ РБ

2. государство – РБ

3. граждане РБ, их группы и собрания

4. иностранные граждане и лица без гражданства

5. администрат-террит. и территориальные единицы

6. государственные органы РБ

7. органы местного управления и самоуправления

8. должностные лица

9. депутаты представительных органов, их объединения

10. общественные объединения граждан, полит. Партии

11. трудовые коллективы и др. субъекты

Объектом КПО выступают: материальные блага (напр. территория, ресурсы, денежное вознаграждение депутата), нематериальные блага (депутатская неприкосновенность) и действия (обращения граждан в государственные органы).

Содержание КПО составляют права и обязанности, которые осуществляют участники КПО.

Особенности КПО:

1. обладают высоким политическим потенциалом

2. они опосредуют наиболее важные отношения, образующие устои общества и государства (отношения собственности, власти, государственное устройство)

3. они являются базовыми правоотношениями, играют определенную роль по отношению ко всем правоотношениям

4. КПО характеризует особый субъективный состав, в частности, одним из субъектов практически всегда выступает государство в лице своих органов или должностных лиц. Вместе с тем народ также является специфическим субъектом КПО.

Источники отрасли КП РБ.

Источники КП – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм.

Источниками КП РБ являются нормативные правовые акты (НПА), которые содержат нормы конституционного права.

НПА – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством РБ процедуры, содержащей обязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативно правовые акты – различаются по своей юридической силе. Иерархия НПА может быть представлена следующим образом:

1. Конституция (в том числе и конституционные законы - это законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, например, акты толкования Конституции). Конституционные законы имеют самостоятельный предмет регулирования; причем их юридическая сила не всегда может быть равнозначна тому месту, которое они занимают в этом перечне.

2. Международные договоры – это соглашения РБ с другими государствами ратифицированные национальным собранием, действующие на территории РБ.

3. Законы, декреты и указы Президента, указы Президента, изданные на основе закона.

4. Постановления Правительства, нормативные акты центральных органов.

5. Нормативные акты министерств и ведомств.

6. Решения местных органов власти и самоуправления.

Наши рекомендации