Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика, понятие, система, нормативная основа.

Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях называются процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Эти меры применяются в целях: пресечения административного правонарушения; установления личности нарушителя; составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, они фактически служат также обнаружению, закреплению и использованию доказательств по этому делу. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях всегда облечены в процессуальные рамки, являются процессуальными действиями. Процессуальный порядок осуществления каждой из этих мер определен соответствующими статьями гл. 27 КоАП РФ.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях осуществляются либо в процессе совершения правонарушения (что позволяет, в частности, его пресечь), либо после совершения правонарушения. В обоих этих случаях уже имеются доказательства, которые посредством применения данных мер возможно обнаружить, закрепить и использовать для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.

В КоАП РФ законодатель существенно расширил перечень процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с тем, что было в ранее действовавшем КоАП РСФСР, и во многом усовершенствовал порядок их применения.

Согласно ст. 27.1 КоАП РФ уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Возможность применения в процессе производства по делу об административном правонарушении таких процессуальных мер обеспечения производства, как доставление; осмотр принадлежащих юридическому лицу или ИП помещений; запрещение эксплуатации транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод, КоАП РФ установлена впервые.

Некоторые из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении внешне схожи и даже близки в названиях с отдельными административными наказаниями. Это, с одной стороны, административное задержание (кратковременное ограничение свободы физического лица), а с другой — административный арест (содержание нарушителя в условиях изоляции от общества) или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (принудительное перемещение указанных лиц за пределы России). Это изъятие вещей (явившихся орудиями совершения или предметами

Административного правонарушения), документов (имеющих значение доказательств по делу) или возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Но меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и административные наказания отличны и по своему назначению, и по порядку осуществления (исполнения), и по последствиям. Так, в частности, целями административного наказания, в отличие от указанных выше целей мер обеспечения производства по делу, являются предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следует также отметить внешнюю схожесть и близость в названиях некоторых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении с административно-предупредительными мерами. Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в предупредительных целях могут проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов.

Но несмотря на внешнюю схожесть, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и административно-предупредительные меры отличны и по своему назначению (целью предупредительных мер является предупреждение возможных правонарушений), и по порядку осуществления (исполнения), и по последствиям.

Конституция РФ (ст. 98) устанавливает определенный иммунитет членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в отношении применения к ним мер принуждения, включая меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Они не могут быть задержаны (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

77.Доставление, административное задержание, привод, временный запрет деятельности, помещение в специальное учреждение иностранных граждан и лиц без гражданства: понятие, основание и порядок их применения.

Доставление - принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.

При этом само доставление длится с момента как повели в орган и оказались в органе, т.е. ограничено движением.

Условия доставления:

- если не могут составить протокол (вследствие отсутствия данных о лице)

- составление протокола является обязательным (т.е. если не оспаривается событие правонарушения и может быть назначено наказание в виде штрафа)

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять доставление, указан в кодексе и является исчерпывающим (ст. 27.2). Срок доставления д.б. максимально коротким => оценочная категория.

О доставлении составляется отдельный протокол или делается запись в протоколе о задержании.

При этом доставление как меру обеспечения производства следует отличать от доставления в режиме ФЗ «О полиции». В соотв. с ФЗ «О полиции» содержание доставления шире, чем в КоАПе. (если есть угроза его жизни и здоровью – его могут доставить, т.е. не связано с правонарушением).

Административное задержание. - кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, т.е. если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Классический пример – светит административный арест. Т.е. лицо необходимо задержать, чтобы оно не убежало.

Перечень лиц указан в ст. 27.3., но при этом подлежит конкретизации тем органом, должностные лица которого наделены соотв.правом.

Задержанные лица содержатся в помещениях тех органов, в которые они доставлены, при этом правила содержания лиц (санитарные, гигиенические, правила безопасности содержания) определ-ся ПП => предусматривается изъятие шнурков, ремней, колюще-режущих предметов, кормление. Фактически, условия содержания спартанские. При этом лица, подвергнутые административному задержанию, должны содержаться отдельно от лиц, подвергнутых уголовному задержанию.

Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых.

Срок задержания: общее правило – не более 3 часов.

Когда до 48 часов – 2 случая. =>

1. правонарушение, посягающее на опред.родовые объекты, например, исключительная экономическая зона или континентальный шельф. Самое важное – нарушение режима пребывания на территории РФ. Отсюда вытекает след.вывод: можно подвергнуть задержанию иностранного гр-на или ЛБГ независимо от того, может ему быть назначено наказание в виде выдворения или нет. Фактически, когда стоит вопрос о выдворении, лицо м.б. подвергнуто задержанию.

2. В качестве 1 из видов наказания м.б. назначен административный арест.

В течение 48 часов дело д.б. рассмотрено по существу.

Срок адм.задержания начинает исчисляться с момента доставления в помещение органа.

Лицо, которое подвергнуто задержанию, помимо прав на условия содержания, имеет право на телефонный звонок.

Когда можно привлечь защитника? Судебная практика: защитник привлекается с момента заключения протокола об АПН, т.е. с начала составления уже можно (по КоАПу). Но на практике – после составления.

О месте задержания несовершеннолетнего информируются законные представители или родители.

См. 27.6 дополнительно про питание и мед.обслуживание.

Привод. Данная мера представляет принудительное препровождение лица к месту рассмотрения дела об АПН

. Специфика – на стадии рассмотрения дела. В тех случаях, когда суд, орган или д.лицо признает явку обязательной и лицо самостоятельно не является для рассмотрения дела.

Применение данной меры обеспечения оформляется определением того, кто рассм.дело и осуществляется органами внутренних дел.

Инструкция, утв.Приказом МВД «О порядке осуществления привода».

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела об административном правонарушении, прекращении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Временный запрет деятельности может применяться только в том случае, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Исключение составляют случаи, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения предпринимателя или законного представителя юридического лица. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности (ст.27.16 КоАП РФ).

Срок временного запрета деятельность КоАП РФ не установлен, исчисляется с момента фактического прекращения деятельности предпринимателем или юридическим лицом (ст.27.17 КоАП РФ).

Должностные лица, осуществляющие меры производства по делу об административном правонарушении, обязаны вручить Вам под подпись копии соответствующих протоколов.

В случае несогласия с действиями должностных лиц по применению к Вам (принадлежащему Вам имуществу) мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, либо решениями, на основании которых данные меры к Вам применяются, Вы вправе обжаловать их в судебном порядке или порядке подчиненности.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, путем предъявления искового заявления в арбитражный суд. Убытки и моральный вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения, компенсируются Вам за счет государственной или муниципальной казны (ч.2 ст.27.1 КоАП).

Наши рекомендации