Общая характеристика административного судопроизводства: понятие, виды административно-правовых споров, процессуальная форма их разрешения.
Админ-е судопроизводство является формой разрешения споров, возникающих из админ-х и иных публичных правоотношений, экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В судебном порядке рассматриваются следующие категории дел:
1. об оспаривании НПА, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если ФЗ их рассмотрение отнесено к компетенции АС.
2. об оспаривании ненормативных актов органов госвласти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, их решений и действий (бездействий), затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. дела об админ-х правонарушениях , если их рассмотрение отнесено к компетенции АС ФЗ.
4. дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, если ФЗ не предусмотрен иной порядок взыскания.
5. другие дела, возникающие из админ-х и др. публичных правоотношений, если их рассмотрение отнесено к компетенции АС ФЗ.
Необходимо четко определиться с такими неотъемлемыми элементами административного процесса, как «административное дело» и «административный спор».
Первое понятие шире второго, так как административное дело, возникающее из управленческих (административных) правоотношений, где одним из субъектов всегда является исполнительный орган публичной власти, может иметь место как при наличии административного спора (в случае административной жалобы или административного иска), так и при его отсутствии (привлечение судом правонарушителя к административной ответственности, административное судебное санкционирование и т.д.).
Данный вывод основан и на положениях Конституции Российской Федерации, содержащей понятие «административное дело» (ст. 126).
Административные дела бывают трех видов: нормотворческие, правоприменительные и юрисдикционные.
Административный спор - разногласия между субъектами управленческих правоотношений, возникающего в связи с реализацией, применением или толкованием норм административного права.
Две основные разновидности административных споров:
· Споры об объективном административном праве - споры, предметом которых является только законность правовых актов управления;
· Споры о субъективном административном праве, необходимым элементом предмета которых является вопрос о субъективных правах и обязанностях участников публичных правоотношений.
В зависимости от области публичного управления они могут быть подразделены на: налоговые, таможенные антимонопольные, финансовые, социальные, избирательные и т.д. Возможна классификация административных споров исходя из процессуального законодательства, регулирующего в настоящее время порядок их разрешения:
а) споры граждан и организаций с властью (ст. 245 ГПК РФ,
б) споры предпринимателей с властью (ст. 29 АПК РФ).
а) собственно административные споры или споры между сторонами административного правоотношения, не находящимися в отношениях служебного подчинения, т.е. между частными лицами и публичными органами. Эти споры составляют ядро предмета административной юстиции;
б) управленческие споры, которые возникают из внутриорганизационных, в том числе, служебных правоотношений (без участия частных лиц).
Признаками, отличающими административный спор от других правовых споров являются:
а) в качестве обязательного субъекта административно-правового спора всегда выступает орган публичной власти или должностное лицо. Другой стороной может быть частное лицо или иной административный орган.б) правовое положение этих сторон характеризуется юридическим равенством перед законом и судом и равенством процессуальных правомочий;в) сущность административно-правового спора составляют разногласия между субъектами административного права, которые свидетельствуют о расхождении, несходстве их правовых позиций по связывающему их спорному правоотношению;г) эти разногласия связаны с применением, нарушением, различным толкованием норм публичного права и реализацией определяемых ими субъективных публичных прав и обязанностей;д) предметом разногласий являются субъективные публичные права и законность административных актов
е) административный спор может иметь своим предметом одновременно и субъективные публичные права (обязанности) и законность административных актов.
ж) существенным признаком административного спора является наличие определённой процедуры его заявления и разрешения.