Понятие и классификация гражданских служащих.
Государственный гражданский служащий – гражданин РФ, взявший на себя обязательство по прохождению гражданской службы (путем заключению служебного контракта), осуществляет свою деятельность на должности гражданской службы в соотв.с актом о назначении на должность и получает ден.содержание за счет бюджета РФ или субъекта.
Правовой статус государственного гражданского служащего (специальный административно-правовой статус) включает в себя в отличие от правового статуса обычного гражданина 4 элемента:
1. Права государственного гражданского служащего:
а. общеслужебные – права, закрепленные в ФЗ «О ГГС» - на доступ к информации, на ден.содержание, на проф.и должностной рост и т.д.
б. должностные права – права, связанные с замещением конкретной должности.
2. Обязанности государственного гражданского служащего:
а. общеслужебные – обязанности по обеспечению, соблюдению и защите прав и интересов граждан, обязанность соблюдать приказы вышестоящих, отданные в пределах должностных полномочий, обязанность соблюдать ПВТР, обязан предоставлять сведения о своих доходах и членов семьи. Обязанности, предусмотренные иными ФЗ => ФЗ «О противодействии коррупции в РФ» - обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к коррупционным действиям. Обязанности, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы – в течение 2х лет обязан уведомлять бывшего работодателя о месте трудоустройства и обязан не работать в тех организациях, деятельность которых он контролировал.
б. должностные обязанности – связанные с конкретной должностью.
3. Ограничения, представляющие собой обстоятельства, препятствующие поступлению или нахождению на государственной гражданской службе:
а. осуждение к наказанию, предусматривающее увольнение с должности государственной гражданской службы;
б. близкое родство/свойство, при наличии непосредственной подчиненности.
4. Запреты – специфическая разновидность обязанностей, которые предписывают служащему не совершать определенные действия, которые непосредственно не связаны с их служебной деятельностью.
а. запрет участвовать на платной основе в деятельности органов управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных ФЗ => когда служащий осуществляет полномочия собственника и представляет интересы государства в коммерческой организации. Нет запрета на занятие иной оплачиваемой деятельностью, если это не порождает конфликт интересов.
б. запрет на замещение должности ГГС в случае избрания в представительный орган ОМС или на иную выборную должность.
в. запрещается получать подарки в связи с исполнением служебных обязанностей
г. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в т.ч. СМИ в отношении деятельности государственного органа, своего или вышестоящего, или их руководителей, если это не входит в должностные обязанности служащего.
Классификация государственных гражданских служащих:
В зависимости от групп занимаемых должности ГС:
- Высшие;
- Главные;
- Ведущие;
- Старшие;
- Младшие.
По способу поступления на государственную гражданскую службу:
- Избираемые;
- Назначаемые;
- Замещаемые по конкурсу;
- Зачисляемые.
По принципу разделения властей:
- в органах законодательной власти;
- в органах исполнительной власти;
- в органах судебной власти.
По объёму должностных полномочий:
- должностные лица (руководители и представители власти);
- служащие, не являющиеся должностными лицами
Требования к служащим:
Квалификационные требования к ГГС:
Их характеристика предполагает:
- сам перечень требований
- критерии или основания, при которых эти требования д.б. реализованы
- субъект установления требований
- источник закрепления требований
Требования: уровень профессионального образования, стаж, опыт работы по специальности, профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения служебных обязанностей.
В зависимости от категорий и групп госдолжностей меняются требования к профессиональному образованию – для руководителей, помощников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп обязательно наличие высшего профессионального образования, в остальных случаях достаточно наличия средне-специального образования, соответствующего направлению деятельности претендента.
Квалификационные требования к стажу или опыту работы фед-го госслужащего устанавливаются указом Президента, а для служащих субъекта РФ – его законом.