Судебный порядок обжалования гражданами нарушенных прав и свобод: общая характеристика института административной юстиции.
Ст. 30. 7 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает список решений, которые могут вынесены по итогам рассмотрения жалобы.
Соотношение судебной жалобы с административной жалобой:
В РФ по общему правилу не установлено обязательного досудебного порядка рассмотрения споров.
Значит, есть 3 варианта подачи судебной жалобы:
1) можно подать судебную жалобу после административной. Например, обжаловать незаконное решение или обжаловать незаконные действия, по поводу которых было вынесено незаконное решение. И в том, и в другом случае суд будет проверять дело в полном объеме.
2) сразу подать судебную жалобу.
3) подать обе одновременно.
Если подаете жалобы одновременно, то приоритет имеет судебная жалоба. Решение по судебной жалобе будет иметь приоритет.
Регулирование судебной жалобы находится на пересечении АП и ГПП. Гл. 25 ГПК и гл. 24 АПК.
Что делает эти отношения административными?
Регулирование осуществляется по общим правилам искового производства, с особенностями, предусмотренными следующими главами. Исходя из этого, чтобы подать судебную жалобу, лицо должно обладать гражданско-процессуальной дееспособностью. И чтобы подать судебную жалобу лицо должно быть заинтересованным, то есть должно быть не просто нарушение действующего законодательства, а это нарушение должно влечь для гражданина невозможность реализовать какое-либо субъективное право.
Заинтересованность может выражаться как в том, что незаконный акт непосредственно направлен на вас, или вы можете являться участником соответствующих отношений в будущем, и этот акт создаст для вас затруднение реализации ваших прав.
В рамках судебной жалобы могут быть оспорены действия и решения ОГВ, ОМСУ, предприятий, учреждений, которые нарушают права и законные интересы граждан (это в ГПК и АПК), но на практике этот перечень не исчерпывающий. Здесь имеется в виду любое публичное образование.
Объект обжалования судебной жалобы:
Могут выступать решения, то есть индивидуальные правоприменительные акты, и действия, не оформленные в виде письменного документа, но влекущие негативные последствия.
Чтобы оспорить действие, оно должно обладать признаком властности, совершаться от лица публичной администрации и влечь для гражданина или администрации какие-либо негативные последствия.
Судебные жалобы могут быть поданы (вопросы подсудности):
1) в арбитражные суды, если спор связан с осуществлением предпринимательской деятельности или вытекает из иных экономических правоотношений;
2) военные суды рассматривают споры, если в них участвуют военнослужащие и должны обжаловать действия или бездействия органа военного управления или командира.
3) суды общей юрисдикции рассматривают остальные категории споров.
По общему правилу в рамках судов общей юрисдикции рассмотрение подведомственно районными судам.
Судам субъектов, если связано с государственной тайной.
Верховный Суд РФ, если речь идет об оспаривании индивидуальных актов Президента или Правительства.
Специальные правила применяются только к индивидуальным актам Президента и Правительства – рассматриваются Высшим Арбитражным Судом (подсудность арбитражных судов).
Территориальная подсудность: В рамках системы судов общей юрисдикции и в рамках арбитражных судов – по месту жительства или по месту регистрации юридического лица; по месту нахождения ОГВ.
Для судебной жалобы установлена специальная форма акта – заявление. А субъект именуется заявителем; вторая сторона – ответчик.
Заявление об оспаривании может быть подано в течение 3 месяцев с момента, когда субъектам стало известно о нарушении их законных прав и интересов. Этот пресекательный срок может быть восстановлен, если пропущен по уважительной причине.
Бремя доказывания при подаче судебной жалобы:
Заявитель должен обосновать нарушение его прав.
1) Заявитель должен мотивировать наличие нарушений действующего законодательства.
2) факт того, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, незаконно возложена обязанность или имеет место незаконное привлечение к ответственности.
3) причинно-следственная связь между 1 и 2.
На ответчика возлагается обязанность доказать законность принятого решения или совершенных действий.
В отличие от искового производства в этом производстве суд не связан доводами сторон и рассматривает дело в полном объеме, что позволяет суду вынести решение за рамками требований, которые указал заявитель.
Особый порядок разрешения административно-правовых споров, при котором судебные или другие государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственного управления и выносят обязывающие эти органы решения.
Понятие "административная юстиция" имеет два основных значения.
В широком смысле под административной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специальных административных судов и (коллегиальных) "квазисудебных" органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с обжалованием частными лицами неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы.
Административная юстиция в узком (собственном) смысле слова - это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном прядке споров, возникающих между частными лицами и публичной администрацией по поводу правомерности административных действий или решений.
Административная юстиция в собственном смысле слова как деятельность специальных административных судов в России находится в стадии становления.