Виды конституционно-правовых норм

Вопрос №1.

Конституционное (государственное) право рассматривается в трех аспектах как:

1) отрасль права

2) наука

3) учебная дисциплина

1) термины «конституционное право» и «государственное право»- синонимы, т.к. одинаковы круг регулируемых общественных отношений;

2) термины «конституционное право» и «государственное право» различны, т.к. термин «конституционное право» применяется тогда, когда в государстве утвердился конституционный строй (разделение властей и т.д.).

Термин «государственное» право в Германии рассматривается частью публичного права (обозначение учебной дисциплинырассматривается частью публичного права ()трой ()права, и), к которой относиться административное, судебное право ит.д.

3) Хессе К.(германский конституционалист) полагает, что:

* конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства не государственной жизни (брак, собственность). Конституционное право более всеобъемлющее, чем государственное, поэтому нужно употреблять категорию «конституционное» право

4)Конституционное право ограничено по сравнению с государственным, т.к. государственное включает в себя административное, процессуальное право.

В основном государства используют категорию «конституционное право», другие- «государственное право».

Конституционное право- фундаментальная отрасль права, регулирующая основы организации общества и государства и механизм осуществления принадлежащей народу власти.

Предмет конституционного права- совокупность общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права:

1) закрепление базовых устоев организации государства и общества (политические, экономические, социальные, культурные (форма государства)

2) регламентация прав и свобод человека и гражданина (фиксируется правовой статус личности)

3) регулирование организации государственной власти, территориального устройства государства (отношения, обусловленные федеративным устройством РФ)

4) закрепление формы и механизма осуществления государственной власти (организация и деятельность органов государственной власти)

5) основы организации местного самоуправления.

Предмет конституционного права характеризуется двуединой природой, поскольку с одной стороны закрепляет и регулирует свои собственные конституционно-правовые отношения, а с другой- закрепляет, но регулирует основные положения других отраслей права.

Метод конституционного регулирования- способы, приемы воздействия норм конституционного права на общественные отношения:

1)императивный метод-(метод властных предписаний, субординации, исполнения обязанностей)

2) диспозитивный метод- (равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях).

Выделяются способы воздействия:

1) дозволение (определение правового статуса личности, компетенция государственных органов)

2) обязывание ( организация власти, исполнение обязанностей гражданином)

3) запрещение (относится к действиям, нарушающими права и свободы человека и гражданина, посягающими на государственные, общественные интересы).

Вопрос №2.

Конституционно-правовые нормы- общеобязательные правила поведения установленные или санкционированные государством, регулирующие конституционные правоотношения.

Черты:

1) содержание, регулируют сферу конституционных правоотношений

2) источники, в которых они выражены (Конституция)

3) своеобразие вида норм (больше, чем в других отраслях норм общерегулятивного характера, а не конкретно регулирующего характера: нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи и т.п.

4) учредительный характер, содержащихся в них предписаний основ государственного и общественного устройства

5) особый механизм реализации - связаны в своей реализации не с возникновение конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (правовое состояние- длящиеся обстоятельства, отражающие положение субъекта в обществе, его отношения с другими людьми. Оно может быть результатом правомерных и неправомерных действий (нахождение в браке, гражданство, состояние субъектов в составе РФ, нахождение в розыске)

6) специфический характер субъектов- народ, государство, нация, высшие государственные органы

7) особенности структуры- не характерна структура: гипотеза, диспозиция, санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция, в отдельных случаях санкция. Чаще- диспозиция.

Вопрос №3.

Конституционные правоотношения- общественные отношения урегулированные нормами конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.

Черты:

1. отличаются содержанием- возникают в особой сфере отношений, отставляющих предмет Конституции.

2. особый субъектный состав (народы, нации, государства, органы государственной власти и т.п.)

Физические лица-граждане РФ, иностранные граждане, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), участники избирательного процесса как лица со специальной правосубъектностью.

Государственные образования- государство РФ, субъекты РФ, органы государственной власти.

Негосударсвенные объединения-общности людей (народы нации, субъекты, КМНС); органы местного самоуправления; ассоциации граждан (политические партии, общественные организации); группы граждан-собрания избирателей, сходы граждан и т.п.

3. характеризуются большим, чем в других сферах разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами.

Виды:

1. По способу индивидуализации субъектов правоотношения

а) конкретные- определены субъекты их взаимные права и обязанности

б) общего характера- конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности (нормы-принципы: разделение властей,

2. правовое состояние. Четко определен субъект правоотношения, содержание правоотношения конкретно не определено и выводится из большого массива действующих конституционно- правовых норм.

3. По времени действия

а) постоянные- срок действия не определен, но могут прекратить свое существование в конкретных условиях(смерть гражданина прекращает отношения гражданства )

б) временные- возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (отношения участковой избирательной комиссии и гражданина заканчиваются, когда последняя выдает бюллетень для голосования и обеспечивает реализацию процедуры голосования).

Вопрос №4.

Источники конституционного права- правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Конституции

2. Законы:

*конституционные законы- дополняют конституцию, содержат переходные положения

*органические законы- принимаются в усложненном порядке

и регулируют какой-либо институт конституционного права

*обыкновенные законы- регулируют отдельные вопросы: выборы президента

*чрезвычайные законы- отступают от положений конституции, принимаются в особых условиях на короткий срок от 30 до 60 дней, возможно, продление парламентом.

* дополнительные законы –дополняют конституцию в Бразилии.

3.Внутри-государственные публично-правовые договоры (договор между Францией и ее колонией Новой Каледонией от 1998 года о передаче последней ряда государственных полномочий, заключен на 20 лет; между Сербией и Черногорией от 2002 года).

4. Регламенты парламентов и их палат- внутреннюю организацию и процедуру работы парламента.

5. Акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства).

6. Судебные прецеденты-решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам.

7. Конституционные обычаи-сложившиеся в процессе единообразной деятельности органов государства правила, имеющие устный характер, опирающие на согласие участников отношений и не пользующихся судебной защитой в случае их нарушения.

8.Религиозные источники- Коран, Библия, Тора.

9.Правовая доктрина- труды ученых-юристов.

10. Международно-правовые акты-Международные пакты, конвенции.

Вопрос №5.

Конституционное право- ведущая отрасль права. В Конституции устанавливаются принципы общественного и государственного устройства, которые регулируются в других отраслях российского права.

Основные тенденции развития отрасли конституционного права:

1. Правовое обеспечение суверенитета государства

2. Деилогизация конституционно-правового законодательства.

3. Гуманизация всех институтов государства

4. Реализация принципа разделения властей

5. Государственно-территориальное устройство.

Наука конституционного права прошла длительный путь разви­тия. Ее отпочкование в самостоятельную научную отрасль произошло позже, чем некоторых других юридических наук (например, граждан­ского, уголовного права).

Первоначально некоторые идеи конституционного значения (об устройстве общества и государства) были высказаны в дошедших до нас в незначительных отрывках папирусах Древнего Египта, клино­писях Вавилона, ведах Индии, а более детально — в сочинениях Пла­тона, Аристотеля, Цицерона, Гая и др., хотя в то время ни самого кон­ституционного права, ни науки о нем еще не было. В Средние века также публиковались работы, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права (например, сочи­нения Ф. Аквинского). Сюда можно отнести и произведения некото­рых мусульманских юристов, переиздаваемые в наши дни (например, труд аль-Маварди о властных нормах, династическая теория развития общества Ибн Хальдуна).

Становление основных идей конституционного права, зарожде­ние соответствующей науки связано с периодом крушения феодаль­ного абсолютизма и деятельностью блестящей плеяды просветителей (главным образом в Великобритании, Франции, США) Представи­тели «третьего сословия» и выразители общенародных интересов Г. Гроций, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и другие сформу­лировали многие положения, которые легли в основу современного конституционного права (о народном суверенитете, разделении вла­стей, естественных и неотчуждаемых правах человека, парламента­ми 1ме, ответственном правительстве, местном самоуправлении и др.). Эти идеи нашли воплощение в первых конституционных доку­ментах: в Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В XIX в. большое влияние на развитие науки конституционного права оказали труды У. Беджгота, А. Дайси в Великобритании, ЖП. Эсмена во Франции, В. Лабанда в Германии, У. Уиллоуби в США. В середине XIX в. зародилось также марксистское направление и изучении конституционного права. В те времена и долго посл еэтого по направление носило преимущественно критический и прогностический характер (критика буржуазного государства и права и пред­сказания о будущем обществе и государстве при грядущем социализ­ме), хотя в работах его основателей и последователей, в частности по конституционным вопросам, правильно анализировались некоторые негативные стороны как авторитарных порядков, так и существовав­ших в то время буржуазно-демократических режимов. Однако на раз­витие конституционного права и официальной науки это направле­ние в те времена не оказало сколько-нибудь заметного влияния (оно сказалось позже, в XX в.).

В конце XIX — начале XX в. заметный вклад в развитие конститу­ционного права внесли французы Л. Дюги (концепция солидаризма), М. Ориу (институционализм), итальянцы В. Орландо (министериа­лизм), В. Парето и Г. Моски (теория элит, корпоративизм), американ­цы Д. Брайс и С. Лоу (теории демократии), немцы Г. Еллинек (юриди­ческая школа), М. Вебер (легитимация власти), хотя некоторые из них были по профессии не юристами, а экономистами, политолога­ми. Сохраняя прежние подходы, многие из названных авторов давали им новое толкование, выступали за ограничение роли парламента и усиление исполнительной власти, формулировали идеи корпоратив­ной демократии, иногда в их работах содержались зачатки концепции «рационализированного парламентаризма».

В настоящее время известными представителями зарубежной нау­ки конституционного права являются: во Франции — П. Авриль, Ф. Ардан, Ж. Бюрдо, М. Дюверже, Б. Шантебу, Д. Лаврофф (занимав­шийся, в частности, проблемами развивающихся стран), П. Гонидек (работы о развивающихся странах), Ж. Конак; в Великобритании это У. Брэдли, Д. Макинтош, Д. Маршалл, П. Бромхед, А. Дженнингс (также занимавшийся новыми проблемами развивающихся стран), Е.Д.С. Уэйд; в США — Л. Трайб, Д. Эптер, Ш.Х. Нахмод, С. Хантинг-тон, Х.Дж. Линц, С. Липсет, Г. Алмонд, А. Дайэмонд, Ф.У. Риггс; в Ка­наде — Ф. Снайдер; в Италии — Ф. Сартори, Дж. ди Верготти, Дж. Гротинелли; в Германии — К. Хессе, К. Штайн, К. фон Бойме, Ф. Иензее, П. Кирххоф, Т. Маунц, К. Штерн; в Испании - Э. Санчес и др. Здесь перечислены, конечно, далеко не все известные ученые, нередко одновременно являвшиеся и конституционалистами, и по­литологами.

Представляют интерес также исследования, созданные в странах Латинской Америки. Известны труды мексиканского ученого Ф. Тена Рамиреса, аргентинца С.В. Линареса Кинтаны, колумбийца Л.К. Сачика, бразильца К. Мендеса, аргентинца Г.О. Доннелла. Работы по конституционному праву изданы в ряде арабских стран. Среди них произведения ливанца Зухди Йакана, египтян Мухаммеда Камаля Лейлы.

Начиная с середины XX в. в связи с возникновением на месте прежних колоний новых государств появляются и местные исследо­вания по конституционному праву этих стран. Особенно много работ было издано в Индии (труды А. Сена, Д. Басу, М. Кагзла, Р. Котхари и др.), в Нигерии опубликовано несколько монографий Б. Нвабуезе, в Уганде работы Г. Каньейхамбы, в Кении — Г. Гичери, в Кот- д Ивуаре — Л. Силлы, в Алжире — С. Бушаира и др.

Много работ по конституционному праву зарубежных стран было опубликовано учеными стран тоталитарного социализма — предста­вителями марксистско-ленинского направления. О принципиаль­ных чертах этого подхода будет сказано ниже. Здесь же отметим лишь, что в России ранние работы подобного рода были написаны В.Н. Дурденевским, Г.С. Гурвичем, И.Д. Левиным, позже — И П. Трайниным. В дальнейшем исследованиями государственного (конституционного) права зарубежных стран занимались: правом ка­питалистических, или, как долгое время это называлось, буржуазных, стран — И.П. Ильинский, М.А. Крутоголов, Б.С. Крылов, Н.С. Кры­лова, В.В. Маклаков, А.А. Мишин, М.И. Могунова, П.И. Савицкий, Б.А. Стародубский, В.А. Туманов, Ю.П. Урьяс; правом зарубежных социалистических стран — Л.Д. Воеводин, Д.Л. Златопольский, А.Б. Страшун, Б.Н. Топорнин, Н.П. Фарберов и др.

Большое влияние на труды зарубежных ученых второй половины XX в. (после Второй мировой войны, когда была продемонстрирова­на роль СССР в разгроме фашизма, а социалистические идеи, хотя внешне, были восприняты в ряде новых государств, возникших в в результате крушения колониализма) оказал марксизм, в том числе вего ленинской, большевистской интерпретации. С одной стороны, но привело к внедрению в науку некоторых тоталитаристских кон­цепций, с другой — к усилению внимания к социальным аспектам, к расширению и даже изменению объекта конституционного регули­рования и предмета изучения. Первое следствие преодолено в боль­шинстве стран после крушения тоталитарных режимов разного рода в конце XX в. (отдельные подвижки в этом направлении наблюда­ются даже в науке некоторых стран тоталитарного социализма, на­пример в Китае), второе — остается достоянием науки.

Основные направления и школы в современной науке конституцион­ного права. В настоящее время в этой науке существуют два основных направления. Условно их можно назвать радикальным (от слова «ко­ренной») и либеральным (от слова «свободный»). Радикальное направ­ление представлено в основном работами ученых-марксистов, произ­ведениями так называемых революционных демократов, отстаиваю­щих социалистическую ориентацию развивающихся стран, и сочине­ниями левых радикалов. Авторы, принадлежащие к этому направлению, рассматривают конституционное право с позиций классовой борьбы и нередко — с позиций диктатуры определенного класса или блока классов. Правда, эти классы в понимании различ­ных группировок данного направления неодинаковы. У марксистов- ленинцев это рабочий класс (в настоящее время и здесь вносятся поправки, говорится о диктатуре народной демократии). Революционные демократы отстаивают «совокупную» власть блока трудящихся и тех нетрудящихся, с которыми, по их мнению, можно сотрудничать на этапе коренных демократических преобразований, способных в ко­нечном счете привести к социализму. Левые радикалисты чаще всего движущую силу революционных изменений видят в некоторых отря­дах интеллигенции, а то и в деклассированной группе «передовых бор­цов». Ученые леворадикального направления считают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий (вла­сти, экономики, партийной системы, структуры государства и т.д.) для строительства социализма и коммунизма — теперь о последнем обыч­но сообщается как о далекой перспективе. Эти авторы говорят о народ­ной, социалистической демократии, но на деле выступают за автори­тарные системы управления, за бессменное правление одной (комму­нистической) партии, против разделения властей и местного само­управления, за огосударствление экономики, за преимущества в правах определенных групп населения (рабочего класса, «трудящих­ся»), за ликвидацию частной собственности, «класса эксплуататоров», в частности путем широкого применения насильственных методов.

Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран и континентов, включая Современные постсоциали­стические государства. В Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казах­стане, Узбекистане и других постсоциалистических государствах эти ученые, кардинально пересмотрев свои взгляды, стали разработчика­ми новых конституций (в некоторых странах Восточной Европы мно­гие ученые, прежде считавшиеся ведущими, были отстранены от этой работы). В новые конституции постсоциалистических государств, бывших стран социалистической ориентации и других бывших тота­литарных государств в Азии и Африке включены нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества, хотя не удалось избе­жать некоторых авторитарных черт, прежних влияний.

Представители данного направления считают, что конституция, как и конституционное право в целом, является не орудием диктату­ры, а выражением социального компромисса между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, ко­торый должен воплощать в своих нормах общечеловеческие ценно­сти (свободу, демократию, права человека, социальную солидар­ность, социальную справедливость, социально ориентированную ры­ночную экономику и др.). Они выступают за правовое, демократиче­ское, социальное, свободное, но эффективное государство, за разделение властей, признание местного самоуправления, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом н его представителями, за мирные средства разрешения конфликтов, поиски компромиссов и консенсуса в социальных и политических от­ношениях, против закрепления в конституции «руководящей и на­правляющей роли» одной партии в обществе и государстве, за под­пито народный, а не классовый характер государственной власти.

Названные два главных направления отражают лишь полярные и и ляды. Между ними есть промежуточные течения, в ряде случаев в исследованиях одного и того же автора соединяются некоторые черты обоих направлений. Кроме того, не все ученые одного и того же на­правления придерживаются абсолютно одинаковых взглядов по всем, даже принципиальным, вопросам. В связи с этим в рамках одного и того же направления возникают различные научные школы — коллективы ученых, использующих сходные методы исследований и даю­щих в целом аналогичные истолкования их результатов. Привержен­ность к той или иной научной школе не всегда зависит от места жи­тельства и работы ученого, она определяется содержанием публика­ций, научных докладов. Крупные научные школы имеют международный характер, объединяют авторов из различных стран.

Можно назвать четыре основные школы, существующие сегодня в зарубежной науке конституционного права: юридическую, политоло­гическую, теологическую и марксистскую. Промежуточное положе­ние между первой и второй занимает институционализм, тяготеющий больше к политологической школе.

Юридическая школа имела сначала определяющее, а затем значи­тельное влияние до 20-х гг. XX в. Ее сторонники ориентировались главным образом на изучение государства, его органов, прав челове­ка, причем делалось это преимущественно, а то и исключительно лишь с юридических позиций. Они признавали социальный характер государства, но призывали юристов изучать государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. В настоящее время эта школа свое значение утратила, но методы исследования, вырабо­танные ею, продолжают широко использоваться в науке конституци­онного права.

Политологическая школа одержала окончательную победу в сере­дине XX в. Ее сторонники призывают изучать не столько нормы кон­ституционного права (иногда они даже игнорируют их), сколько ре­альную роль тех или иных институтов государственности, политиче- - ских институтов. Не случайно в некоторых франкоязычных странах предмет преподавания теперь называется «Конституционное право и политические институты».

Особое место занимает теологическая школа. Она отличается крайней пестротой взглядов своих приверженцев. Ее правое крыло ничего общего не имеет с либерализмом. Оно смыкается с ради­кальным направлением в особой, религиозной интерпретации, но определенная часть ее сторонников, на которую влияние оказали за­падные идеи, высказывает либеральные взгляды, хотя и прикрывая их религиозной оболочкой. Эта школа представлена главным образом исследованиями мусульманских юристов. Труды ее сторонников про­низаны идеями халифата — справедливого правления, которое суще­ствовало, по их утверждениям, при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. У сторонников этой школы свой подход к проблеме суверенитета (они считают, что вселенский суве­ренитет принадлежит Аллаху), к выборам (они часто отрицают полез­ность этого института, предлагая заменить выборы советом аш- шура — консультативным правлением, т.е. совещанием особо автори­тетных лиц при правителе государства), к институту правового стату­са личности (по их мнению, равенство должно осуществляться в соот­ветствии с принципами шариата, что предполагает, в частности, не­равноправие мужчин и женщин, а главным они считают не права, а правовые и моральные обязанности перед Аллахом и общиной «пра­воверных»).

О марксистской школе сказано выше при характеристике ра­дикального направления.

Вопрос №1.

Конституционное (государственное) право рассматривается в трех аспектах как:

1) отрасль права

2) наука

3) учебная дисциплина

1) термины «конституционное право» и «государственное право»- синонимы, т.к. одинаковы круг регулируемых общественных отношений;

2) термины «конституционное право» и «государственное право» различны, т.к. термин «конституционное право» применяется тогда, когда в государстве утвердился конституционный строй (разделение властей и т.д.).

Термин «государственное» право в Германии рассматривается частью публичного права (обозначение учебной дисциплинырассматривается частью публичного права ()трой ()права, и), к которой относиться административное, судебное право ит.д.

3) Хессе К.(германский конституционалист) полагает, что:

* конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства не государственной жизни (брак, собственность). Конституционное право более всеобъемлющее, чем государственное, поэтому нужно употреблять категорию «конституционное» право

4)Конституционное право ограничено по сравнению с государственным, т.к. государственное включает в себя административное, процессуальное право.

В основном государства используют категорию «конституционное право», другие- «государственное право».

Конституционное право- фундаментальная отрасль права, регулирующая основы организации общества и государства и механизм осуществления принадлежащей народу власти.

Предмет конституционного права- совокупность общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права:

1) закрепление базовых устоев организации государства и общества (политические, экономические, социальные, культурные (форма государства)

2) регламентация прав и свобод человека и гражданина (фиксируется правовой статус личности)

3) регулирование организации государственной власти, территориального устройства государства (отношения, обусловленные федеративным устройством РФ)

4) закрепление формы и механизма осуществления государственной власти (организация и деятельность органов государственной власти)

5) основы организации местного самоуправления.

Предмет конституционного права характеризуется двуединой природой, поскольку с одной стороны закрепляет и регулирует свои собственные конституционно-правовые отношения, а с другой- закрепляет, но регулирует основные положения других отраслей права.

Метод конституционного регулирования- способы, приемы воздействия норм конституционного права на общественные отношения:

1)императивный метод-(метод властных предписаний, субординации, исполнения обязанностей)

2) диспозитивный метод- (равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях).

Выделяются способы воздействия:

1) дозволение (определение правового статуса личности, компетенция государственных органов)

2) обязывание ( организация власти, исполнение обязанностей гражданином)

3) запрещение (относится к действиям, нарушающими права и свободы человека и гражданина, посягающими на государственные, общественные интересы).

Вопрос №2.

Конституционно-правовые нормы- общеобязательные правила поведения установленные или санкционированные государством, регулирующие конституционные правоотношения.

Черты:

1) содержание, регулируют сферу конституционных правоотношений

2) источники, в которых они выражены (Конституция)

3) своеобразие вида норм (больше, чем в других отраслях норм общерегулятивного характера, а не конкретно регулирующего характера: нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи и т.п.

4) учредительный характер, содержащихся в них предписаний основ государственного и общественного устройства

5) особый механизм реализации - связаны в своей реализации не с возникновение конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (правовое состояние- длящиеся обстоятельства, отражающие положение субъекта в обществе, его отношения с другими людьми. Оно может быть результатом правомерных и неправомерных действий (нахождение в браке, гражданство, состояние субъектов в составе РФ, нахождение в розыске)

6) специфический характер субъектов- народ, государство, нация, высшие государственные органы

7) особенности структуры- не характерна структура: гипотеза, диспозиция, санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция, в отдельных случаях санкция. Чаще- диспозиция.

Виды конституционно-правовых норм

1. По содержанию (кругу регулируемых общественных отношений)

а) основы конституционного строя

б) правовой статус личности

в) государственно-территориальное устройство

2. По юридической силе

а) Конституция

б) Законы

в) Договоры

г) Акты главы государства и исполнительной власти

3. По характеру, содержащегося предписания

а) управомочивающие (закрепляют право субъектов на действия)

б) обязывающие (промульгация закона Президентом)

в) запрещающие (запрет создания и деятельности общественных объединений, чьи действия нарушают законы государства)

5. По назначению в механизме правового регулирования

а) материальные

б) процессуальные

6. По степени определенности содержащихся в них предписаний

а) императивные нормы

б) диспозитивные нормы

Нормы конституционного права объединяются а институты- совокупность взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид отношений в приделах данной отрасли права.

1)Конституционное право состоит из институтов: основы конституционного строя, институт делегированного законодательства (порядок издания правительством НПА по предметам, входящих в исключительную компетенцию парламента).

Вопрос №3.

Конституционные правоотношения- общественные отношения урегулированные нормами конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.

Черты:

1. отличаются содержанием- возникают в особой сфере отношений, отставляющих предмет Конституции.

2. особый субъектный состав (народы, нации, государства, органы государственной власти и т.п.)

Физические лица-граждане РФ, иностранные граждане, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), участники избирательного процесса как лица со специальной правосубъектностью.

Государственные образования- государство РФ, субъекты РФ, органы государственной власти.

Негосударсвенные объединения-общности людей (народы нации, субъекты, КМНС); органы местного самоуправления; ассоциации граждан (политические партии, общественные организации); группы граждан-собрания избирателей, сходы граждан и т.п.

3. характеризуются большим, чем в других сферах разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами.

Виды:

1. По способу индивидуализации субъектов правоотношения

а) конкретные- определены субъекты их взаимные права и обязанности

б) общего характера- конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности (нормы-принципы: разделение властей,

2. правовое состояние. Четко определен субъект правоотношения, содержание правоотношения конкретно не определено и выводится из большого массива действующих конституционно- правовых норм.

3. По времени действия

а) постоянные- срок действия не определен, но могут прекратить свое существование в конкретных условиях(смерть гражданина прекращает отношения гражданства )

б) временные- возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (отношения участковой избирательной комиссии и гражданина заканчиваются, когда последняя выдает бюллетень для голосования и обеспечивает реализацию процедуры голосования).

Вопрос №4.

Источники конституционного права- правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Наши рекомендации