Виды конституционно-правовых норм
Вопрос №1.
Конституционное (государственное) право рассматривается в трех аспектах как:
1) отрасль права
2) наука
3) учебная дисциплина
1) термины «конституционное право» и «государственное право»- синонимы, т.к. одинаковы круг регулируемых общественных отношений;
2) термины «конституционное право» и «государственное право» различны, т.к. термин «конституционное право» применяется тогда, когда в государстве утвердился конституционный строй (разделение властей и т.д.).
Термин «государственное» право в Германии рассматривается частью публичного права (обозначение учебной дисциплинырассматривается частью публичного права ()трой ()права, и), к которой относиться административное, судебное право ит.д.
3) Хессе К.(германский конституционалист) полагает, что:
* конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства не государственной жизни (брак, собственность). Конституционное право более всеобъемлющее, чем государственное, поэтому нужно употреблять категорию «конституционное» право
4)Конституционное право ограничено по сравнению с государственным, т.к. государственное включает в себя административное, процессуальное право.
В основном государства используют категорию «конституционное право», другие- «государственное право».
Конституционное право- фундаментальная отрасль права, регулирующая основы организации общества и государства и механизм осуществления принадлежащей народу власти.
Предмет конституционного права- совокупность общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права:
1) закрепление базовых устоев организации государства и общества (политические, экономические, социальные, культурные (форма государства)
2) регламентация прав и свобод человека и гражданина (фиксируется правовой статус личности)
3) регулирование организации государственной власти, территориального устройства государства (отношения, обусловленные федеративным устройством РФ)
4) закрепление формы и механизма осуществления государственной власти (организация и деятельность органов государственной власти)
5) основы организации местного самоуправления.
Предмет конституционного права характеризуется двуединой природой, поскольку с одной стороны закрепляет и регулирует свои собственные конституционно-правовые отношения, а с другой- закрепляет, но регулирует основные положения других отраслей права.
Метод конституционного регулирования- способы, приемы воздействия норм конституционного права на общественные отношения:
1)императивный метод-(метод властных предписаний, субординации, исполнения обязанностей)
2) диспозитивный метод- (равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях).
Выделяются способы воздействия:
1) дозволение (определение правового статуса личности, компетенция государственных органов)
2) обязывание ( организация власти, исполнение обязанностей гражданином)
3) запрещение (относится к действиям, нарушающими права и свободы человека и гражданина, посягающими на государственные, общественные интересы).
Вопрос №2.
Конституционно-правовые нормы- общеобязательные правила поведения установленные или санкционированные государством, регулирующие конституционные правоотношения.
Черты:
1) содержание, регулируют сферу конституционных правоотношений
2) источники, в которых они выражены (Конституция)
3) своеобразие вида норм (больше, чем в других отраслях норм общерегулятивного характера, а не конкретно регулирующего характера: нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи и т.п.
4) учредительный характер, содержащихся в них предписаний основ государственного и общественного устройства
5) особый механизм реализации - связаны в своей реализации не с возникновение конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (правовое состояние- длящиеся обстоятельства, отражающие положение субъекта в обществе, его отношения с другими людьми. Оно может быть результатом правомерных и неправомерных действий (нахождение в браке, гражданство, состояние субъектов в составе РФ, нахождение в розыске)
6) специфический характер субъектов- народ, государство, нация, высшие государственные органы
7) особенности структуры- не характерна структура: гипотеза, диспозиция, санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция, в отдельных случаях санкция. Чаще- диспозиция.
Вопрос №3.
Конституционные правоотношения- общественные отношения урегулированные нормами конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.
Черты:
1. отличаются содержанием- возникают в особой сфере отношений, отставляющих предмет Конституции.
2. особый субъектный состав (народы, нации, государства, органы государственной власти и т.п.)
Физические лица-граждане РФ, иностранные граждане, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), участники избирательного процесса как лица со специальной правосубъектностью.
Государственные образования- государство РФ, субъекты РФ, органы государственной власти.
Негосударсвенные объединения-общности людей (народы нации, субъекты, КМНС); органы местного самоуправления; ассоциации граждан (политические партии, общественные организации); группы граждан-собрания избирателей, сходы граждан и т.п.
3. характеризуются большим, чем в других сферах разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами.
Виды:
1. По способу индивидуализации субъектов правоотношения
а) конкретные- определены субъекты их взаимные права и обязанности
б) общего характера- конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности (нормы-принципы: разделение властей,
2. правовое состояние. Четко определен субъект правоотношения, содержание правоотношения конкретно не определено и выводится из большого массива действующих конституционно- правовых норм.
3. По времени действия
а) постоянные- срок действия не определен, но могут прекратить свое существование в конкретных условиях(смерть гражданина прекращает отношения гражданства )
б) временные- возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (отношения участковой избирательной комиссии и гражданина заканчиваются, когда последняя выдает бюллетень для голосования и обеспечивает реализацию процедуры голосования).
Вопрос №4.
Источники конституционного права- правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
Конституции
2. Законы:
*конституционные законы- дополняют конституцию, содержат переходные положения
*органические законы- принимаются в усложненном порядке
и регулируют какой-либо институт конституционного права
*обыкновенные законы- регулируют отдельные вопросы: выборы президента
*чрезвычайные законы- отступают от положений конституции, принимаются в особых условиях на короткий срок от 30 до 60 дней, возможно, продление парламентом.
* дополнительные законы –дополняют конституцию в Бразилии.
3.Внутри-государственные публично-правовые договоры (договор между Францией и ее колонией Новой Каледонией от 1998 года о передаче последней ряда государственных полномочий, заключен на 20 лет; между Сербией и Черногорией от 2002 года).
4. Регламенты парламентов и их палат- внутреннюю организацию и процедуру работы парламента.
5. Акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства).
6. Судебные прецеденты-решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам.
7. Конституционные обычаи-сложившиеся в процессе единообразной деятельности органов государства правила, имеющие устный характер, опирающие на согласие участников отношений и не пользующихся судебной защитой в случае их нарушения.
8.Религиозные источники- Коран, Библия, Тора.
9.Правовая доктрина- труды ученых-юристов.
10. Международно-правовые акты-Международные пакты, конвенции.
Вопрос №5.
Конституционное право- ведущая отрасль права. В Конституции устанавливаются принципы общественного и государственного устройства, которые регулируются в других отраслях российского права.
Основные тенденции развития отрасли конституционного права:
1. Правовое обеспечение суверенитета государства
2. Деилогизация конституционно-правового законодательства.
3. Гуманизация всех институтов государства
4. Реализация принципа разделения властей
5. Государственно-территориальное устройство.
Наука конституционного права прошла длительный путь развития. Ее отпочкование в самостоятельную научную отрасль произошло позже, чем некоторых других юридических наук (например, гражданского, уголовного права).
Первоначально некоторые идеи конституционного значения (об устройстве общества и государства) были высказаны в дошедших до нас в незначительных отрывках папирусах Древнего Египта, клинописях Вавилона, ведах Индии, а более детально — в сочинениях Платона, Аристотеля, Цицерона, Гая и др., хотя в то время ни самого конституционного права, ни науки о нем еще не было. В Средние века также публиковались работы, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права (например, сочинения Ф. Аквинского). Сюда можно отнести и произведения некоторых мусульманских юристов, переиздаваемые в наши дни (например, труд аль-Маварди о властных нормах, династическая теория развития общества Ибн Хальдуна).
Становление основных идей конституционного права, зарождение соответствующей науки связано с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью блестящей плеяды просветителей (главным образом в Великобритании, Франции, США) Представители «третьего сословия» и выразители общенародных интересов Г. Гроций, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и другие сформулировали многие положения, которые легли в основу современного конституционного права (о народном суверенитете, разделении властей, естественных и неотчуждаемых правах человека, парламентами 1ме, ответственном правительстве, местном самоуправлении и др.). Эти идеи нашли воплощение в первых конституционных документах: в Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
В XIX в. большое влияние на развитие науки конституционного права оказали труды У. Беджгота, А. Дайси в Великобритании, ЖП. Эсмена во Франции, В. Лабанда в Германии, У. Уиллоуби в США. В середине XIX в. зародилось также марксистское направление и изучении конституционного права. В те времена и долго посл еэтого по направление носило преимущественно критический и прогностический характер (критика буржуазного государства и права и предсказания о будущем обществе и государстве при грядущем социализме), хотя в работах его основателей и последователей, в частности по конституционным вопросам, правильно анализировались некоторые негативные стороны как авторитарных порядков, так и существовавших в то время буржуазно-демократических режимов. Однако на развитие конституционного права и официальной науки это направление в те времена не оказало сколько-нибудь заметного влияния (оно сказалось позже, в XX в.).
В конце XIX — начале XX в. заметный вклад в развитие конституционного права внесли французы Л. Дюги (концепция солидаризма), М. Ориу (институционализм), итальянцы В. Орландо (министериализм), В. Парето и Г. Моски (теория элит, корпоративизм), американцы Д. Брайс и С. Лоу (теории демократии), немцы Г. Еллинек (юридическая школа), М. Вебер (легитимация власти), хотя некоторые из них были по профессии не юристами, а экономистами, политологами. Сохраняя прежние подходы, многие из названных авторов давали им новое толкование, выступали за ограничение роли парламента и усиление исполнительной власти, формулировали идеи корпоративной демократии, иногда в их работах содержались зачатки концепции «рационализированного парламентаризма».
В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции — П. Авриль, Ф. Ардан, Ж. Бюрдо, М. Дюверже, Б. Шантебу, Д. Лаврофф (занимавшийся, в частности, проблемами развивающихся стран), П. Гонидек (работы о развивающихся странах), Ж. Конак; в Великобритании это У. Брэдли, Д. Макинтош, Д. Маршалл, П. Бромхед, А. Дженнингс (также занимавшийся новыми проблемами развивающихся стран), Е.Д.С. Уэйд; в США — Л. Трайб, Д. Эптер, Ш.Х. Нахмод, С. Хантинг-тон, Х.Дж. Линц, С. Липсет, Г. Алмонд, А. Дайэмонд, Ф.У. Риггс; в Канаде — Ф. Снайдер; в Италии — Ф. Сартори, Дж. ди Верготти, Дж. Гротинелли; в Германии — К. Хессе, К. Штайн, К. фон Бойме, Ф. Иензее, П. Кирххоф, Т. Маунц, К. Штерн; в Испании - Э. Санчес и др. Здесь перечислены, конечно, далеко не все известные ученые, нередко одновременно являвшиеся и конституционалистами, и политологами.
Представляют интерес также исследования, созданные в странах Латинской Америки. Известны труды мексиканского ученого Ф. Тена Рамиреса, аргентинца С.В. Линареса Кинтаны, колумбийца Л.К. Сачика, бразильца К. Мендеса, аргентинца Г.О. Доннелла. Работы по конституционному праву изданы в ряде арабских стран. Среди них произведения ливанца Зухди Йакана, египтян Мухаммеда Камаля Лейлы.
Начиная с середины XX в. в связи с возникновением на месте прежних колоний новых государств появляются и местные исследования по конституционному праву этих стран. Особенно много работ было издано в Индии (труды А. Сена, Д. Басу, М. Кагзла, Р. Котхари и др.), в Нигерии опубликовано несколько монографий Б. Нвабуезе, в Уганде работы Г. Каньейхамбы, в Кении — Г. Гичери, в Кот- д Ивуаре — Л. Силлы, в Алжире — С. Бушаира и др.
Много работ по конституционному праву зарубежных стран было опубликовано учеными стран тоталитарного социализма — представителями марксистско-ленинского направления. О принципиальных чертах этого подхода будет сказано ниже. Здесь же отметим лишь, что в России ранние работы подобного рода были написаны В.Н. Дурденевским, Г.С. Гурвичем, И.Д. Левиным, позже — И П. Трайниным. В дальнейшем исследованиями государственного (конституционного) права зарубежных стран занимались: правом капиталистических, или, как долгое время это называлось, буржуазных, стран — И.П. Ильинский, М.А. Крутоголов, Б.С. Крылов, Н.С. Крылова, В.В. Маклаков, А.А. Мишин, М.И. Могунова, П.И. Савицкий, Б.А. Стародубский, В.А. Туманов, Ю.П. Урьяс; правом зарубежных социалистических стран — Л.Д. Воеводин, Д.Л. Златопольский, А.Б. Страшун, Б.Н. Топорнин, Н.П. Фарберов и др.
Большое влияние на труды зарубежных ученых второй половины XX в. (после Второй мировой войны, когда была продемонстрирована роль СССР в разгроме фашизма, а социалистические идеи, хотя внешне, были восприняты в ряде новых государств, возникших в в результате крушения колониализма) оказал марксизм, в том числе вего ленинской, большевистской интерпретации. С одной стороны, но привело к внедрению в науку некоторых тоталитаристских концепций, с другой — к усилению внимания к социальным аспектам, к расширению и даже изменению объекта конституционного регулирования и предмета изучения. Первое следствие преодолено в большинстве стран после крушения тоталитарных режимов разного рода в конце XX в. (отдельные подвижки в этом направлении наблюдаются даже в науке некоторых стран тоталитарного социализма, например в Китае), второе — остается достоянием науки.
Основные направления и школы в современной науке конституционного права. В настоящее время в этой науке существуют два основных направления. Условно их можно назвать радикальным (от слова «коренной») и либеральным (от слова «свободный»). Радикальное направление представлено в основном работами ученых-марксистов, произведениями так называемых революционных демократов, отстаивающих социалистическую ориентацию развивающихся стран, и сочинениями левых радикалов. Авторы, принадлежащие к этому направлению, рассматривают конституционное право с позиций классовой борьбы и нередко — с позиций диктатуры определенного класса или блока классов. Правда, эти классы в понимании различных группировок данного направления неодинаковы. У марксистов- ленинцев это рабочий класс (в настоящее время и здесь вносятся поправки, говорится о диктатуре народной демократии). Революционные демократы отстаивают «совокупную» власть блока трудящихся и тех нетрудящихся, с которыми, по их мнению, можно сотрудничать на этапе коренных демократических преобразований, способных в конечном счете привести к социализму. Левые радикалисты чаще всего движущую силу революционных изменений видят в некоторых отрядах интеллигенции, а то и в деклассированной группе «передовых борцов». Ученые леворадикального направления считают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий (власти, экономики, партийной системы, структуры государства и т.д.) для строительства социализма и коммунизма — теперь о последнем обычно сообщается как о далекой перспективе. Эти авторы говорят о народной, социалистической демократии, но на деле выступают за авторитарные системы управления, за бессменное правление одной (коммунистической) партии, против разделения властей и местного самоуправления, за огосударствление экономики, за преимущества в правах определенных групп населения (рабочего класса, «трудящихся»), за ликвидацию частной собственности, «класса эксплуататоров», в частности путем широкого применения насильственных методов.
Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран и континентов, включая Современные постсоциалистические государства. В Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Узбекистане и других постсоциалистических государствах эти ученые, кардинально пересмотрев свои взгляды, стали разработчиками новых конституций (в некоторых странах Восточной Европы многие ученые, прежде считавшиеся ведущими, были отстранены от этой работы). В новые конституции постсоциалистических государств, бывших стран социалистической ориентации и других бывших тоталитарных государств в Азии и Африке включены нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества, хотя не удалось избежать некоторых авторитарных черт, прежних влияний.
Представители данного направления считают, что конституция, как и конституционное право в целом, является не орудием диктатуры, а выражением социального компромисса между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который должен воплощать в своих нормах общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную солидарность, социальную справедливость, социально ориентированную рыночную экономику и др.). Они выступают за правовое, демократическое, социальное, свободное, но эффективное государство, за разделение властей, признание местного самоуправления, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом н его представителями, за мирные средства разрешения конфликтов, поиски компромиссов и консенсуса в социальных и политических отношениях, против закрепления в конституции «руководящей и направляющей роли» одной партии в обществе и государстве, за подпито народный, а не классовый характер государственной власти.
Названные два главных направления отражают лишь полярные и и ляды. Между ними есть промежуточные течения, в ряде случаев в исследованиях одного и того же автора соединяются некоторые черты обоих направлений. Кроме того, не все ученые одного и того же направления придерживаются абсолютно одинаковых взглядов по всем, даже принципиальным, вопросам. В связи с этим в рамках одного и того же направления возникают различные научные школы — коллективы ученых, использующих сходные методы исследований и дающих в целом аналогичные истолкования их результатов. Приверженность к той или иной научной школе не всегда зависит от места жительства и работы ученого, она определяется содержанием публикаций, научных докладов. Крупные научные школы имеют международный характер, объединяют авторов из различных стран.
Можно назвать четыре основные школы, существующие сегодня в зарубежной науке конституционного права: юридическую, политологическую, теологическую и марксистскую. Промежуточное положение между первой и второй занимает институционализм, тяготеющий больше к политологической школе.
Юридическая школа имела сначала определяющее, а затем значительное влияние до 20-х гг. XX в. Ее сторонники ориентировались главным образом на изучение государства, его органов, прав человека, причем делалось это преимущественно, а то и исключительно лишь с юридических позиций. Они признавали социальный характер государства, но призывали юристов изучать государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. В настоящее время эта школа свое значение утратила, но методы исследования, выработанные ею, продолжают широко использоваться в науке конституционного права.
Политологическая школа одержала окончательную победу в середине XX в. Ее сторонники призывают изучать не столько нормы конституционного права (иногда они даже игнорируют их), сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политиче- - ских институтов. Не случайно в некоторых франкоязычных странах предмет преподавания теперь называется «Конституционное право и политические институты».
Особое место занимает теологическая школа. Она отличается крайней пестротой взглядов своих приверженцев. Ее правое крыло ничего общего не имеет с либерализмом. Оно смыкается с радикальным направлением в особой, религиозной интерпретации, но определенная часть ее сторонников, на которую влияние оказали западные идеи, высказывает либеральные взгляды, хотя и прикрывая их религиозной оболочкой. Эта школа представлена главным образом исследованиями мусульманских юристов. Труды ее сторонников пронизаны идеями халифата — справедливого правления, которое существовало, по их утверждениям, при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. У сторонников этой школы свой подход к проблеме суверенитета (они считают, что вселенский суверенитет принадлежит Аллаху), к выборам (они часто отрицают полезность этого института, предлагая заменить выборы советом аш- шура — консультативным правлением, т.е. совещанием особо авторитетных лиц при правителе государства), к институту правового статуса личности (по их мнению, равенство должно осуществляться в соответствии с принципами шариата, что предполагает, в частности, неравноправие мужчин и женщин, а главным они считают не права, а правовые и моральные обязанности перед Аллахом и общиной «правоверных»).
О марксистской школе сказано выше при характеристике радикального направления.
Вопрос №1.
Конституционное (государственное) право рассматривается в трех аспектах как:
1) отрасль права
2) наука
3) учебная дисциплина
1) термины «конституционное право» и «государственное право»- синонимы, т.к. одинаковы круг регулируемых общественных отношений;
2) термины «конституционное право» и «государственное право» различны, т.к. термин «конституционное право» применяется тогда, когда в государстве утвердился конституционный строй (разделение властей и т.д.).
Термин «государственное» право в Германии рассматривается частью публичного права (обозначение учебной дисциплинырассматривается частью публичного права ()трой ()права, и), к которой относиться административное, судебное право ит.д.
3) Хессе К.(германский конституционалист) полагает, что:
* конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства не государственной жизни (брак, собственность). Конституционное право более всеобъемлющее, чем государственное, поэтому нужно употреблять категорию «конституционное» право
4)Конституционное право ограничено по сравнению с государственным, т.к. государственное включает в себя административное, процессуальное право.
В основном государства используют категорию «конституционное право», другие- «государственное право».
Конституционное право- фундаментальная отрасль права, регулирующая основы организации общества и государства и механизм осуществления принадлежащей народу власти.
Предмет конституционного права- совокупность общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права:
1) закрепление базовых устоев организации государства и общества (политические, экономические, социальные, культурные (форма государства)
2) регламентация прав и свобод человека и гражданина (фиксируется правовой статус личности)
3) регулирование организации государственной власти, территориального устройства государства (отношения, обусловленные федеративным устройством РФ)
4) закрепление формы и механизма осуществления государственной власти (организация и деятельность органов государственной власти)
5) основы организации местного самоуправления.
Предмет конституционного права характеризуется двуединой природой, поскольку с одной стороны закрепляет и регулирует свои собственные конституционно-правовые отношения, а с другой- закрепляет, но регулирует основные положения других отраслей права.
Метод конституционного регулирования- способы, приемы воздействия норм конституционного права на общественные отношения:
1)императивный метод-(метод властных предписаний, субординации, исполнения обязанностей)
2) диспозитивный метод- (равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях).
Выделяются способы воздействия:
1) дозволение (определение правового статуса личности, компетенция государственных органов)
2) обязывание ( организация власти, исполнение обязанностей гражданином)
3) запрещение (относится к действиям, нарушающими права и свободы человека и гражданина, посягающими на государственные, общественные интересы).
Вопрос №2.
Конституционно-правовые нормы- общеобязательные правила поведения установленные или санкционированные государством, регулирующие конституционные правоотношения.
Черты:
1) содержание, регулируют сферу конституционных правоотношений
2) источники, в которых они выражены (Конституция)
3) своеобразие вида норм (больше, чем в других отраслях норм общерегулятивного характера, а не конкретно регулирующего характера: нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи и т.п.
4) учредительный характер, содержащихся в них предписаний основ государственного и общественного устройства
5) особый механизм реализации - связаны в своей реализации не с возникновение конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (правовое состояние- длящиеся обстоятельства, отражающие положение субъекта в обществе, его отношения с другими людьми. Оно может быть результатом правомерных и неправомерных действий (нахождение в браке, гражданство, состояние субъектов в составе РФ, нахождение в розыске)
6) специфический характер субъектов- народ, государство, нация, высшие государственные органы
7) особенности структуры- не характерна структура: гипотеза, диспозиция, санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция, в отдельных случаях санкция. Чаще- диспозиция.
Виды конституционно-правовых норм
1. По содержанию (кругу регулируемых общественных отношений)
а) основы конституционного строя
б) правовой статус личности
в) государственно-территориальное устройство
2. По юридической силе
а) Конституция
б) Законы
в) Договоры
г) Акты главы государства и исполнительной власти
3. По характеру, содержащегося предписания
а) управомочивающие (закрепляют право субъектов на действия)
б) обязывающие (промульгация закона Президентом)
в) запрещающие (запрет создания и деятельности общественных объединений, чьи действия нарушают законы государства)
5. По назначению в механизме правового регулирования
а) материальные
б) процессуальные
6. По степени определенности содержащихся в них предписаний
а) императивные нормы
б) диспозитивные нормы
Нормы конституционного права объединяются а институты- совокупность взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид отношений в приделах данной отрасли права.
1)Конституционное право состоит из институтов: основы конституционного строя, институт делегированного законодательства (порядок издания правительством НПА по предметам, входящих в исключительную компетенцию парламента).
Вопрос №3.
Конституционные правоотношения- общественные отношения урегулированные нормами конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.
Черты:
1. отличаются содержанием- возникают в особой сфере отношений, отставляющих предмет Конституции.
2. особый субъектный состав (народы, нации, государства, органы государственной власти и т.п.)
Физические лица-граждане РФ, иностранные граждане, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), участники избирательного процесса как лица со специальной правосубъектностью.
Государственные образования- государство РФ, субъекты РФ, органы государственной власти.
Негосударсвенные объединения-общности людей (народы нации, субъекты, КМНС); органы местного самоуправления; ассоциации граждан (политические партии, общественные организации); группы граждан-собрания избирателей, сходы граждан и т.п.
3. характеризуются большим, чем в других сферах разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами.
Виды:
1. По способу индивидуализации субъектов правоотношения
а) конкретные- определены субъекты их взаимные права и обязанности
б) общего характера- конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности (нормы-принципы: разделение властей,
2. правовое состояние. Четко определен субъект правоотношения, содержание правоотношения конкретно не определено и выводится из большого массива действующих конституционно- правовых норм.
3. По времени действия
а) постоянные- срок действия не определен, но могут прекратить свое существование в конкретных условиях(смерть гражданина прекращает отношения гражданства )
б) временные- возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (отношения участковой избирательной комиссии и гражданина заканчиваются, когда последняя выдает бюллетень для голосования и обеспечивает реализацию процедуры голосования).
Вопрос №4.
Источники конституционного права- правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.