Полномочия Высшего арбитражного суда РФ (ст. 10 ФКЗ)
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:
1. рассматривает дела в качестве суда первой инстанции;
2. рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
3. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
4. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров, а также закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
5. изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
6. разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
7. ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
8. осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
9. решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
10. решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
11. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.
Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.
Таким образом, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации наделен:
- судебными полномочиями;
- правом законодательной инициативы;
- правом обращения в Конституционный суд;
- организационно-регулирующими полномочиями в сфере внутренней деятельности арбитражных судов.
Органы прокуратуры.
По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) органы прокуратуры составляют единую централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Прокуратура строится в соответствии с административным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о прокуратуре. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.
Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.
Система органов прокуратуры РФ:
1. Генеральная прокуратура РФ;
2. прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
3. прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
4. научные и образовательные учреждения;
5. редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.
Полномочия.
- за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,
- за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
Другие направления деятельности прокуратуры:
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
- международное сотрудничество,
- выпуск специальных изданий.