Конституционно-правовые нормы понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, структура. Система КП. Подотрасли и конституционно-правовые институты.
Предмет отрасли КП.
1)Широкое толкование предмета: Проф. В. Ф. Коток считал, что предмет КП - общественные отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации общества и выражающие суверенитет народа и суверенность нации.
2)Узкое толкование предмета: Проф. А. И. Лепешкин считал, что предмет КП – общественные отношения, возникающие в сфере установления политических форм организации государственной власти.
Таким образом, в предмет КП входят:
А. Основы конституционного строя
Б. Основы правового положения личности
В. Территориальная организация государства
Г. Система органов в государстве.
Двуединая природа предмета: КП тотально не регулирует ОКС и ОППЛ, их также регулируют другие отрасли; территориальная организация государства и система органов в государстве регламентируются КП более детально.
Метод конституционно-правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет КП.
Особенности метода КПР:
1.С помощью КПР закрепляются главные, коренные принципы, определяющие развитие политической, социальной, экономической, духовной жизни общества;
2.На основе использования метода КПР защита общественных интересов обеспечивается на максимально высоком уровне;
3.Общественные отношения, составляющие предмет КП, закрепляются в наиболее обобщенном виде;
4.Целостное регулирование КПО (в то время, как другие отрасли регулируют лишь отдельные стороны общественной жизни);
5.Сочетание непосредственного, прямого регулирования КПО с опосредованным действием КПН. Начала в конституции – подробности в остальных законах.
Конституционно-правовые нормы понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, структура. Система КП. Подотрасли и конституционно-правовые институты.
Конституционно-правовые нормы – это юридические нормы, регулирующие КПО.
Как и другие нормы, они исходят от государства, являются общеобязательными, формально определенными, охраняемыми и обеспеченными государством.
Их особенности:
1. Конституционный характер (учредительные, первичные, важнейшие);
2. Определяющий характер (нормы-принципы);
3. Программный характер (имеют фиктивный характер: правовое государство, социальное государство – показывают, к чему следует стремиться);
4. Структурные особенности: для Конституции – преобладание диспозиций, иногда - наличие скрытых гипотез; также нельзя утверждать об отсутствии санкций.
Профессор А. Н. Кокотов:
Система КП: 1) Государственное право в единстве с муниципальным правом (сопоставить государственное и конституционное право); 2) Гражданско-публичное право (новый термин)
Система КП |
Подотрасли КП |
Конституционно-правовые институты (КПИ) |
Подотрасли Конституционного права:
1.Избирательное право
2.Парламентское право
3.Конституционно-судебное право
Конституционно-правовые институты:
А. КПИ Основ конституционного строя
Б. КПИ основных прав, свобод и обязанностей
В. КПИ гражданства
Г. КПИ статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Д.КПИ федеративного устройства
Е. КПИ президентства
Ж. КПИ исполнительной власти, судебной власти и основ местного самоуправления
Конституционный судебный контроль: понятие, формы, способы. Возникновение и развитие конституционного судебного контроля в России.
Конституционный судебный контроль – это деятельность судебных органов государства, преследующая цель выявления и пресечения несогласованных с Конституцией, подзаконных и иных нормативных актов
Порядок формирования КС РФ.
Кандидатуры судей предлагают Президенту РФ:
1.Члены СФ ФС РФ
2.Депутаты ГД ФС РФ
3.Законодательные органы субъектов РФ
4.Высшие органы судебной власти
5.Федеральные юридические ведомства
6.Юридические научные и учебные заведения
7.Всероссийские юридические сообщества.
Президент РФ представляет кандидатуры судей Совету Федерации ФС РФ. СФ ФС РФ назначает судей КС РФ. Судья приносит присягу.
Правовые позиции КС РФ.
Правовые позиции КС представляют собой системы выводов и аргументов, выявленных в ходе рассмотрения Судом конкретных дел по сугубо определенным проблемам и имеющих общий характер, т.е. приемлемых и необходимых для решения подобных проблем при рассмотрении последующих дел и обязательный характер, т.е. обладающий той же юридической силой, что и решения КС.
Особое мнение судьи КС РФ.
Судья, не согласный с решением КС, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «ВКС РФ» вместе с решением КС РФ.
Мнение судьи КС РФ.
Судья, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Судом вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Письменное несогласие судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «ВКС РФ».
15. Обязанности органов государственной власти и должностных лиц в связи с принятием решений Конституционного Суда РФ по ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".
Если решением КС НА признан не соответствующим Конституции РФ (полностью или частично) либо из решения КС вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, ОГВ или ДЛ, принявшие этот акт, рассматривают вопрос о принятии нового НА (ч.4 ст.79).
Новый НА должен содержать положения:
1)Об отмене акта (если он был признан не соответствующим Конституции РФ полностью), либо
2)О внесении изменений (дополнений) в НА (если он был признан не соответствующим Конституции РФ частично).
До принятие нового НА непосредственно применяется Конституция РФ.
Правительство РФ не позднее 3-х месяцев после опубликования решения КС РФ вносит в ГД соответствующий законопроект (проекты). Эти законопроекты рассматриваются ГД во внеочередном порядке.
Президент РФ, Правительство РФ, ВДЛ субъекта РФ не позднее 2х месяцев после опубликования решений КС РФ отменяют соответствующий НА, принимают новый НА, либо вносят изменения (дополнения) в НА, признанный неконституционным в отдельной части.
ЗПОГВ субъекта РФ в течение 6-ти месяцев после опубликования решения КС вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменяет признанный неконституционным РЗ, принимает новый РЗ (законы) либо вносит изменения (дополнения) в РЗ, признанный неконституционным в отдельной его части.
ВДЛ субъекта РФ вносит соответствующий законопроект в ЗПОГВ субъекта РФ не позднее 2-х месяцев после опубликования решения КС.
ФОГВ, РОГВ, заключившие между собой признанный полностью или частично не соответствующий КРФ договор (между ФОГВ и РОГВ, договор между РОГВ), не позднее 2-х месяцев после опубликования решения КС вносят в него изменения (дополнения) или прекращают его действие.
Ответственность.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение, либо воспрепятствование исполнению решения КС РФ влечет ответственность, установленную ФЗ.
Если по истечении 2-х месяцев после опубликования решения КС ВДЛ, ЗПОГВ субъекта РФ не принимают соответствующие меры, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законом.
16. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ (на примере Уставного Суда Свердловской области по 0З «Об Уставном Суде Свердловской области»).
Республики в составе РФ могут создавать конституционные суды, а остальные субъекты – уставные суды. Практика создания таких судов не получила широкого распространения. Назначение конституционного (уставного) суда – рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов ОГВ субъекта РФ, ОМС субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ.
Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (что не вполне соответствует ст. 124 Конституции РФ). Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
Полномочия Президента РФ
1)Президент РФ решает вопросы:
а) приема в гражданство (общий порядок);восстановления в гражданстве (общий порядок);выход из гражданства (общий порядок);отмена решений по вопросам гражданства.
2) Утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ;
3) При наличии обстоятельств, служащих основаниями для отклонения заявлений о приёме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ, вправе решить данный вопрос (за исключением случаев, когда лицо выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ).
Полномочия ФМС и её территориальных органов:
а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ;
б) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ;
в) проверяют факты и документы, представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ;
г) представляют материалы по заявлениям и заключения на них Президенту РФ;
д) ведут учёт лиц, в отношении которых ими приняты решения об изменении гражданства;
ж) оформляют гражданство РФ;
з) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ.
Полномочия МИД, ДП и КУ – те же, что и у ФМС и её территориальных органов.
Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ: понятие и категории. Права, свободы, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства по Конституции РФ и по ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Анализ решения КС РФ по «делу Гафура» (Пост-е от 17.02 98г.).
Иностранными гражданами в РФ признаются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства.
Лицами без гражданства в РФ признаются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства.
Выезд ИГ из РФ
Выезд из РФ ИГ или ЛБГ может быть ограничен в случаях, если они:
1) задержаны по подозрению в совершении преступления
2) осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации.
3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом.
4) не выполнили обязательства по уплате налогов.
5) привлечены к административной ответственности.
30. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ в РФ по ФЗ "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах".
Беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Не может признаваться беженцем лицо:
1)В отношении которого имеются серьёзные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества.
2)Которое совершило тяжкое преступление неполитического характера.
3)Которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;
4)За которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
5)Которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН.
Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, а в установленных законом случаях – иностранец, лицо без гражданства, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах( расовой, национальной).
Вынужденным переселенцем при наличии указанных выше случаев признается:
1)Гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ;
2)Гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ;
3)ИГ, ЛБГ, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и вынужденные изменить место жительства в пределах территории РФ;
4)Гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ.
Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:
1)совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление
2)не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства РФ;
3)покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Условия реализации
1)Юридические гарантии:
б) закрепление КПиС нормами международного права: Европейская Конвенция
2)Организационные гарантии.
а) Обязывает ОГВ и ОМС содействовать наиболее полному выполнению прав;
б) функционирование правоохранительных органов (суд, прокуратура, полиция)
3)Социально-экономические гарантии.
Предполагают наличие определенной экономической базы, а также социальной стабильности в обществе, необходимых для реализации как социально-экономических (выплата пенсий, зарплат).
Средства реализации
1)Гарантии государственной защиты:
в) Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина;
е) Государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.
2)Гарантии судебной защиты:
а) Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод;
г) Презумпция невиновности.
д) Гарантии невозможности повторного осуждения за одно и тоже преступление;
3)Гарантии самозащиты:
а) Обращение в: ОГВ, ОМС, ОО, СМИ, НГО;
б) Обжалование действий (бездействий): ОГВ, ОМС, ОО, ДЛ.
в) Использование оружия для защиты жизни в пределах необходимой обороны.
Анализ решения КС РФ по "делу З.Р. Шенгелая» (Пост-е от 26.12.03г.).
Субъект обращения в суд: гражданин Грузии Шенгелая Заза Ревазович.
Основание рассмотрения дела Судом: обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ положения ч.1 и п. «г" ч. 2 ст. 118 УИК РФ, в силу которых запрещаются свидания осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор исправительных учреждений, а осужденным, переведенным в порядке взыскания в помещение камерного типа, позволяется иметь с разрешения администрации исправительного учреждения только одно краткосрочное свидание в течение шести месяцев.
Позиция субъекта обращения: в соответствии с примененными в отношении него положениями ч.1 и п. "г" ч. 2 ст. 118 УИК РФ - осужденный, переведенный в ШИЗО, лишается права на свидания с адвокатом. Тем самым ущемляются его права на получение квалифицированной юридической помощи.
Мотивы принятого Судом решения:
1)Исходя из того, что Конституция РФ определяет начальный, но не конечный момент осуществления обвиняемым права на помощь адвоката (защитника), данное право должно обеспечиваться ему на всех стадиях уголовного процесса, в том числе при производстве в надзорной инстанции, а также при исполнении приговора. Само по себе осуждение лица за совершенное преступление и даже назначение ему в качестве наказания лишения свободы не могут признаваться достаточным основанием для ограничения его в праве на защиту своих прав и законных интересов путем обжалования приговора и других решений по уголовному делу.
администрация не вправе отказать в удовлетворении заявления осужденного о свидании с приглашенным им адвокатом.
4)2
34. Политические права и свободы: общая характеристика. Анализ решения КС РФ по "делу о списках избирателей" (Пост-е от 24.11.95г.).
Политические права и свободы обусловлены наличием гражданства; они представляют собой гарантированные Конституцией возможности, связанные с участием граждан государства в осуществлении власти.
Политические права и свободы:
1)Право на объединение.
2)Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации
3)Право участвовать в управлении делами государства.
4)Право избирать и быть избранным в ОГВ и ОМС.
5)Право участвовать в референдуме.
6)Право на равный доступ к государственной службе.
7)Право на участие в отправлении правосудия.
8)Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в ОГВ и ОМС.
9)Право на двойное гражданство в соответствии с ФЗ и МД РФ.
10)Право изменить своё гражданство.
Анализ решения КС РФ по "делу о списках избирателей" (Пост-е от 24.11.95г.).
Субъект обращения в Суд: Правительство Ингушской Республики.
Основание рассмотрения дела Судом: обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ положения Закона Республики Северная Осетия "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания" предусматривающей, что "в список избирателей включаются лица, обладающие избирательным правом и имеющие постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка".
Предмет рассмотрения и позиция субъекта обращения: положения ч. 2 ст. 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания", которые, по мнению заявителя, противоречат положениям Конституции РФ об избирательных правах граждан РФ(статья 32, части 1, 2 и 3) и о праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории РФ (статья 27, часть 1), так как она ограничивает права граждан, покинувших территорию Республики Северная Осетия и обладающих статусом вынужденного переселенца, поскольку они согласно указанной норме не подлежат включению в списки избирателей.
Итоговое решение Суда:
1.Признать ч. 2 ст. 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания" соответствующей Конституции РФ, поскольку данная норма предусматривает включение в списки избирателей граждан, обладающих избирательным правом и имеющих постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка, и не препятствует включению в списки избирателей этих граждан в случае их временного пребывания за пределами Республики Северная Осетия;
2.Признать данную норму Закона Республики Северная Осетия постольку, поскольку она препятствует внесению в списки избирателей граждан Российской Федерации, преимущественно проживающих на территории Республики Северная Осетия, не соответствующей Конституции РФ.
Сам по себе факт отсутствия гражданина на момент составления списков избирателей по месту постоянного или преимущественного проживания не может служить основанием для отказа ему во включении в список избирателей на соответствующем избирательном участке.
35. Социально-экономические права и свободы: общая характеристика. Анализ решений КС РФ по "делу о приостановлении выплат пенсий" (Пост-е от 16. 10. 95г.) и по "делу о забастовке работников гражданской авиации' (Пост-е от 17. 05. 95г.).
Социальные и экономические и культурные права и свободы не обусловлены прямо наличием гражданства (ими обладают как граждане, так и не граждане данного государства) и представляют собой гарантированные Конституцией возможности, связанные с реализацией социальных, экономических и культурных потребностей индивида.
Социальные и экономические права и свободы:
Свобода предпринимательской деятельности;
Право частной собственности;
Свобода труда и право на труд в надлежащих условиях;
Право на вознаграждение за труд;
Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;
Право на защиту от безработицы;
Право на отдых;
Право на защиту государством семьи, материнства, отцовства и детства;
Право на социальное обеспечение;
Право на жилище;
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
Право на благоприятную окружающую среду;
Право на образование;
Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества;
Свобода преподавания;
Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;
Право на доступ к культурным ценностям.
Анализ решения КС РФ по "делу о приостановлении выплат пенсий" (Пост-е от 16. 10. 95г.)
Основание рассмотрения дела Судом: обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ положение Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", предусматривающее, что за время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной пенсии приостанавливается.
Итоговый вывод Суда, содержащийся в резолютивной части решения:
1. Признать положение не соответствующим Конституции РФ.
2. Это положение утрачивает силу с момента провозглашения настоящего Постановления.
Мотивы принятого Судом решения:
Лишение пенсионера в период нахождения его в местах лишения свободы трудовой пенсии путем приостановления ее выплаты является ограничением конституционного права на социальное обеспечение.
Анализ решения КС РФ по "делу о забастовке работников гражданской авиации
Основание к рассмотрению дела: Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ положение Закона СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" предусматривающее, что прекращение работы как средство разрешения коллективного трудового спора не допускается на предприятиях и в организациях гражданской авиации.
Итоговый вывод Суда: КС признал положение о запрете забастовок на предприятиях и организациях гражданской авиации соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой право на забастовку отдельных категорий работников может быть ограничено в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц
Из положений Конституции РФ вытекает, что данное право может быть ограничено, в том числе и для работников гражданской авиации, так как осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
36. Личные права и свободы: общая характеристика. Анализ решения КС РФ по "делу Арбузовой" (Пост-е от 28.05.99г.).
Личные права и свободы не обусловлены наличием гражданства, они принадлежат каждому от рождения и представляют собой гарантированные Конституцией возможности.
Личные права и свободы:
Право на жизнь;
Право на охрану государством достоинства личности;
Право на личную неприкосновенность;
Право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны;
Право на защиту своей чести и доброго имени;
Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
Право на неприкосновенность жилища;
Право определять и указывать свою национальную принадлежность;
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства;
Право выезда за пределы РФ и право въезда в РФ;
Свобода совести, свобода вероисповедания;
Свобода мысли и слова;
Право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом;
Свобода массовой информации;
Право на гражданство.
Анализ решения КС РФ по "делу Арбузовой" (Пост-е от 28.05.99г.).
Предмет рассмотрения: Положения КоАП РСФСР, содержащие установление окончательности решений суда или судьи по делам об административных правонарушениях независимо от того, каким путем осуществляется правосудие
Основание рассмотрения дела: По мнению заявителя, данные нормы КоАП РСФСР исключающие возможность обжалования постановления суда о наложении административного взыскания, и судебного решения по жалобе гражданина на постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания должны быть признаны неконституционными.
Итоговый вывод Суда: КС признал не соответствующими Конституции РФ положения, исключающие возможность обжалования.
Мотивы принятого Судом решения:
Нормы, предусматривающие особенности административного судопроизводства, не могут противоречить общим принципам права, умалять конституционные гарантии достоинства личности, нарушать равенство всех перед законом и судом и в силу этого не должны ограничивать право каждого на судебную защиту.
37. Институт Уполномоченного по правам человека в РФ по ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".
Субъекты права
Закон разделяет субъектов данного права на организаторов и участников публичных мероприятий. Организаторы – это лица, взявшие на себя обязательства по организации и проведению публичного мероприятия. Ими могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), партии, другие общественные объединения, религиозные объединения, их структурные подразделения.
Не могут быть организаторами:
1)Лица, признанные судом недееспособными, ограничено дееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
2)Общественные, религиозные объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена.
Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены партий, члены, участники других общественных объединений, религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Место и время проведения
Публичные мероприятия могут проводиться в любых пригодных для этого местах.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог.
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, зданиям, занимаемым судами, территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона
Порядок проведения публичных мероприятий на территориях памятников истории и культуры определяется органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом особенностей таких объектов и требований федерального закона.
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7:00 и заканчиваться позднее 23:00текущего дня по местному времени.
Содержание права
Право на объединение в политические партии включает в себя право граждан РФ создавать на добровольной основе партии в соответствии со своими убеждениями, их право вступать в партии либо воздерживаться от вступления в них, участвовать в деятельности партий в соответствии с их уставами, а также беспрепятственно выходить из них.
Субъекты права
Политические партии в РФ – объединения членские. Членство в партии является добровольным и индивидуальным. Членами партии могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Не обладают таким правом ИГ и ЛБГ, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными. Гражданин РФ может быть членом только одной партии. Член партии может состоять только в одном региональном отделении данной партии – по месту постоянного или преимущественного проживания.
Понятие политической партии
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС.
Партия должна отвечать следующим требованиям:
1)Наличие у нее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ
2)В ней должно состоять не менее 50 000 членов.
3)Руководящие органы партии и её структурные подразделения должны находиться на территории РФ.
Региональное отделение партии – её структурное подразделение, осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ.
Основными целями партии являются:
1.Формирование общественного мнения;
2.Политическое образование и воспитание граждан;
3.Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и ОГВ;
4.Выдвижение кандидатов (списка кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, в законодательные ОГВ субъектов РФ, выборных должностных лиц ОМС.
Запрещается создание и деятельность партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Партия не должна состоять из лиц одной профессии. Высшим руководящим органом партии является её съезд.
Создание партии
Партия создается свободно, без разрешений ОГВ и должностных лиц.
Партия, её региональные отделения подлежат государственной регистрации, осуществляемой органами Министерства юстиции и налоговыми органами.
Партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:
1)положения устава партии противоречат Конституции РФ и ФЗ;
2)наименование и (или) символика партии не соответствуют ФЗ о политических партиях;
3)не представлены документы, необходимые в соответствии с ФЗ о политических партиях
4)нарушены установленные законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации партии.
Статус партии
Партия вправе:
1) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
2) участвовать в выборах и референдумах;
4) создавать региональные, местные и первичные отделения
5) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования
6) учреждать информационные агентства, полиграфические предприятия, СМИ
7) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными СМИ
8) создавать объединения и союзы с другими партиями
9) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
11) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с уставом
Приостановление деятельности партии, ликвидация партии: в случае нарушения партией КРФ, ФКЗ, ФЗ и иных НПА – деятельность приостанавливается по решению суда на основе 2х письменных жалоб регистрирующего органа. Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае: неустранения нарушений; неучастия в полит.партии в выборах; отсутствия необходимого числа членов политической партии
Анализ решения КС РФ по "делу о Балтийской республиканской партии"
Основание к рассмотрению дела: В своей жалобе "Балтийская республиканская партия" утверждает, что требования, которым должна отвечать политическая партия, содержащиеся ФЗ "О политических партиях", и предусмотренные для нее последствия - ущемляют право каждого на объединение и свободу деятельности общественных объединений.
Фабула дела: общественно-политическая организация "Балтийская республиканская партия", зарегистрированная в качестве общественно-политической организации, решением Калининградского обл. суда была ликвидирована в связи с невыполнением предписаний об устранении нарушения использования в своем наименовании слова "партия" общественным объединением, которое не подпадает под критерии, установленные для политических партий ФЗ "О политических партиях".
Итоговый вывод Суда: Признать не противоречащими КРФ положения ФЗ "О политических партиях" согласно которым - политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ и в политической партии должно состоять не менее 10.000 членов политической партии
Мотивы принятого Судом решения:
1.Определяя в Федеральном законе "О политических партиях" количественные критерии создания политической партии, федеральный законодатель исходил из необходимости наличия у нее значительной поддержки в обществе.
Содерж