Способы разрешения корпоративных споров.
В корпорации должен существовать орган по рассмотрению и урегулированию корпоративных конфликтов. С этой целью совет директоров может образовывать из числа своих членов специальный комитет по урегулированию корпоративных конфликтов.
Порядок формирования и работы комитета по урегулированию корпоративных конфликтов определяется советом директоров.
Работу по урегулированию конфликта рекомендуется проводить при непосредственном участии акционера путем прямых переговоров или переписки с ним.
В случае необходимости между обществом и акционером может быть подписано соглашение об урегулировании корпоративного конфликта. Органы общества в соответствии со своей компетенцией содействуют исполнению соглашений, подписанных от имени общества с акционерами, а также реализуют свои решения об урегулировании корпоративного конфликта или организуют реализацию решения.
В целях обеспечения объективности оценки корпоративного конфликта и создания условий для его эффективного урегулирования лица, чьи интересы конфликт затрагивает или может затронуть, не должны принимать участия в вынесении решения по этому конфликту.
Некоторые способы защиты:
1) информационно-аналитический (анализ правового положения организации с позиции действующего законодательства);
2) мониторинг изменений законодательства;
3) мониторинг правового положения организации и контроль за ее активами (регулярное получение выписок из ЕГРЮЛ, выписок из ЕГРП и т.д.);
4) внедрение документарных регистров (корреспонденции, договоров, доверенностей, гарантийных писем и т.д.);
5) применение обеспечительных инструментов к активам хозяйствующего субъекта (ипотека недвижимого имущества, залог доли в уставном капитале, «технический» арест и т.д.);
6) регулирование корпоративных отношений локальными актами.
На практике акционеры, особенно крупных акционерных компаний, во избежание непредвиденных ситуаций и исключения «захватов» компаний используют такой способ регулирования акционерных правоотношений, как заключение акционерного соглашения.
Акционерное соглашение является широко распространенным правовым институтом в западных государствах с англосаксонской правовой системой. Акционерное соглашение — договор (соглашение), заключаемый между акционерами либо между акционерами и акционерным обществом и направленный на определение порядка действий, прав и обязанностей сторон, непосредственно связанных с управлением акционерным обществом (общие собрания акционеров, порядок голосования, избрание исполнительных органов), распределением прибыли, реализацией основных прав и обязанностей акционеров, разрешением «тупиковых» ситуаций, когда число голосов у акционеров, имеющих разные точки зрения на решение того или иного вопроса, оказалось равным.
Акционерные соглашения определяют и подтверждают намерения сторон и гарантируют некую стабильность в акционерных правоотношениях. Действующее российское законодательство не содержит положений о соглашениях между акционерами. Однако, несмотря на это, российские компании, что особенно отмечается на уровне наиболее крупных акционерных обществ, в последнее время стали чаще прибегать к заключению акционерных соглашений.
Выделяются следующие виды акционерных соглашений.
1. Соглашение соинвесторов — акционерное соглашение, заключаемое несколькими крупными акционерами/инвесторами с целью обеспечения управления совместным предприятием за счет создания эффективного механизма согласования их интересов.
2. Соглашение миноритариев — акционерное соглашение, заключенное несколькими миноритарными акционерами для консолидированного влияния на управление компанией.
Несмотря на то что законодательством не предусмотрен досудебный порядок разрешения споров, в том числе в сфере корпоративных отношений, ничто не мешает корпорации воспользоваться внесудебными процедурами. В повседневную практику многих компаний входит обращение к услугам посредников. Посредничество (медиация) — это относительно новое и малоизученное явление в конфликтах, имеющих правовую основу. Посреднические примирительные процедуры из споров между хозяйствующими субъектами могут быть легко восприняты и внутрикорпоративными формами разрешения споров.
Посредник как третье лицо, не участвующее в конфликте непосредственно, несет большее позитивное восприятие для сторон конфликта, что создает реальную возможность для урегулирования возникших разногласий.
Этот фактор весьма успешно используется в урегулировании корпоративных споров.
Цель привлечения посредника состоит в его фактических действиях по оказанию помощи сторонам. Посредник вправе устанавливать обстоятельства конфликта, выяснять позиций сторон, их взаимные претензии. Итогом работы посредника должен быть компромисс сторон в спорном вопросе либо механизм его разрешения.