Президентский контроль за деятельностью государственной администрации.
Президент в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает большими полномочиями по контролю за исполнительными органами. Соответствующие права ему представлены как главе государства, гаранту Конституции. И хотя прямо Конституция не говорит о президентском контроле, такая возможность неразрывно связана с его правом принимать решения об отставке Правительства (ст. 117), отменять его акты (ст. 115), назначать и освобождать от должности министров и иных руководителей федеральных ведомств, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 85) и другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией.
Контроль за деятельностью государственной администрации Президент России осуществляет частично непосредственно, но главным образом через свою Администрацию. Он реализует контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке Правительства, освобождении от должности отдельных федеральных министров, руководителей иных центральных федеральных органов исполнительной власти, назначенных им военачальников, дипломатических представителей в иностранных государствах и других должностных лиц.
На Администрацию Президента возложено обеспечение контроля Президента за деятельностью государственной администрации. Многие структурные подразделения Администрации вправе контролировать определенные направления работы публичной администрации. Например, Аналитический центр Администрации по специальным президентским программам обязан контролировать выполнение федеральных государственных программ и разрабатывать предложения по их корректировке.
На другое структурное подразделение Администрации – Управление Президента по работе с обращениями граждан возложено осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Ему поручены также анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах, на личном приеме и на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента о количестве и характере обращений граждан. Управление готовит на основе анализа и обобщения обращений граждан предложения по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы.
Главное контрольное управление Президента является структурным подразделением Администрации Президента и подчинено Президенту. Контрольное управление и его территориальные органы (окружные инспекции) действуют как система, обеспечивающая реализацию полномочий Президента и по его поручению осуществляющая контроль за исполнением Конституции, Законов, Указов Президента органами государственной власти. По результатам такого контроля для Президента подготавливается информация:
• о деятельности органов государственной власти и их должностных лиц по исполнению Конституции, законов, указов и распоряжений Президента;
• об исполнении Правительством, федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами поручений Президента;
• о деятельности органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций по реализации социально-экономической политики;
• о деятельности дипломатических, торговых представительств и других учреждений Российской Федерации за рубежом. В соответствии с возложенными на него обязанностями Управление выполняет такую работу:
• готовит и представляет Президенту аналитическую информацию о деятельности органов государственной власти по исполнению Конституции, указов и распоряжений Президента;
• проводит проверки деятельности органов исполнительной власти, их руководителей и аппаратов, а также учреждений и организаций и подразделений Администрации Президента;
• анализирует деятельность специальных органов контроля и надзора, обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере контрольной деятельности и вносит предложения по его совершенствованию. Таким образом, Управление выполняет функции центра системы государственного непарламентского контроля;
• осуществляет сотрудничество с контрольными органами зарубежных стран и международными организациями по вопросам контрольной деятельности, изучает практику реализации контрольных функций в структурах президентской власти других государств. Главное контрольное управление и его окружные инспекции
вправе:
• требовать от руководителей органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности необходимые документы, материалы и письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок;
• привлекать в установленном порядке к участию в проверках представителей правоохранительных и специальных органов контроля, а также специалистов федеральных органов исполнительной власти;
• запрашивать информацию о доходах проверяемых лиц;
• вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок, докладывать о несвоевременном или неполном выполнении поручений, содержащихся в его указах и распоряжениях;
• запрашивать от соответствующих должностных лиц объяснения причин нарушений;
• направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Предписания должны быть в течение 10 дней рассмотрены соответствующими государственными органами и должностными лицами.
Еще одной формой президентского контроля за региональной государственной администрацией является деятельность полномочных представителей Президента в субъектах Федерации. Они обязаны содействовать исполнению правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, контролировать выполнение этих актов органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Полномочные представители Президента обязаны представлять Президенту аналитическую и иную информацию об экономических, социальных и политических процессах на территории и вносить соответствующие предложения.
Они вправе:
• вносить в соответствующие органы государственной власти представления о нарушении Конституции, законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства Российской Федерации. Представления должны рассматриваться соответствующими органами исполнительной власти в десятидневный срок;
• вносить предложения по назначению и освобождению от должности руководителей территориальных федеральных органов исполнительной власти на соответствующей территории;
• запрашивать и получать у государственных органов, предприятий, организаций и учреждений необходимые сведения, документы и материалы;
• принимать участие, в работе органов исполнительной власти;
• осуществлять по отдельным поручениям Президента другие полномочия.
Полномочный представитель Президента в субъекте Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации и подчиняется ему. Деятельность полномочных представителей направляет, координирует и обеспечивает Администрация Президента.
Подводя итоги, можно выделить основные особенности президентского контроля:
• он охватывает все сферы деятельности федеральной, а также некоторые – региональной исполнительной власти;
• он состоит в проверке выполнения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента и Правительства России;
• в основном он осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами, находящимися в системе Администрации Президента;
• его результаты могут быть использованы Президентом России для принятия мер воздействия, предусмотренных Конституцией, привлечения виновных к дисциплинарной ответственности, поощрения отличившихся;
• субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Президенту об обнаруженных недостатках, а сами могут вносить представления, делать предписания. Они не могут вмешиваться в деятельность проверяемых организаций, применять какие-либо принудительные меры, наказывать виновных. Они обеспечивают Президента необходимой информацией, а он решает, какие следует принять меры.