Конституционно-правовой статус главы государства.
Существенным звеном в механизме государственного управления обществом зарубежных стран является глава государства. Он как бы венчает всю систему органов власти и управления, и юридически ему в этой системе отводится первое место. Хотя следует сразу оговориться и отметить, что фактическая роль главы государства в большинстве случаев отнюдь не соответствует столь высокой букве закона. Юридически глава государства во многих зарубежных странах почти всемогущ и всесилен, а практически может быть низведен до положения некоего символа, т.к. лишен реальных возможностей воздействовать на государственную политику. Это характерно для всех парламентарных государств, т.е. парламентарных монархий и парламентарных республик (Великобритания, Германия, Италия, Япония, Скандинавские страны и др.).
В подавляющем большинстве зарубежных стран функции главы государства поручаются единоличному органу. В зависимости от формы правления, это либо президент[1], либо монарх[2]. Что касается народов, проживающих в государствах с монархической или республиканской формами правления, то они именуют себя соответственно подданными его или ее величества короля, императора, шейха и т.д., республик - гражданами.
Конституционное право зарубежных стран рассматривает обычно главу государства как носителя высшей исполнительной власти и как высшего представителя государства в сфере международных отношений. Так, ст. II (раздел I) Конституции США 1787 г. гласит: «Исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки...». На широкие властные полномочия указывает и Конституция Испании 1978 г., в ст. 56 которой мы читаем: «1. Король является главой Испанского государства, символом его единства и постоянства. Он гарант правильного функционирования государственных институтов; осуществляет высшее представительство Испании в международных отношениях, особенно с нациями, с которыми она связана исторически, а также осуществляет функции, которые ему предоставлены Конституцией и Законом».
Как уже отмечалось выше, между теми широкими полномочиями, которыми наделяется глава государства конституцией, и той реальной ролью, которую он играет в общественно-политической жизни конкретной страны, нередко бывает разрыв (см. схему 50). Он зависит от ряда факторов и, прежде всего, от формы правления, политического режима и социально-политической обстановки в стране, от исторического этапа и уровня социально-экономического развития страны, от того положения, которое занимает глава государства в деловом мире своей страны, а у президентов - и от порядка их избрания. Более широкими и реальными властными полномочиями обладает глава государства тех стран, где он одновременно является носителем исполнительной власти и возглавляет правительство
(США, Франция, Чехия). В гораздо меньшей степени его реальное воздействие и влияние на формирование государственной политики заметны в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония) и парламентарных республиках (ФРГ, Италия, Венгрия). Однако нельзя данный тезис рассматривать как обязательную закономерность, поскольку на различных этапах исторического и социально-экономического развития зарубежных государств в зависимости от меняющихся методов осуществления власти один из вышеназванных факторов может иметь решающее значение, а другие - протекать в сглаженной форме. Так, в современной Испании, которая по форме правления является парламентарной монархией, глава государства - король Хуан Карлос I занимает весьма заметное место в решении социально-экономических и политических проблем своей страны.
Схема 50
Полномочия главы государства при президентской, полупрезидентской, парламентарной республиках и парламентских монархиях (обобщенный вариант)
Президентская республика | Полупрезидентская республика | Парламентарная республика (или монархия) |
Президент - глава государства и глава правительства. | Президент - глава государства, разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства. | Президент (монарх) - глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства. |
Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом. | Правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. | Правительство ответственно только перед парламентом. За действия правительства ответственен не президент (монарх), а глава правительства. |
Президент назначает членов правительства. | Президент (монарх) назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте и по рекомендации главы правительства назначает других членов правительства. | |
Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства | Президент может уволить главу правительства при определенных условиях. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства | Президент (монарх) не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы правительства президент (монарх) увольняет членов правительства. |
Президент имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству. | Президент имеет право вносить предложения по законодательству. | Президент (монарх) имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством. |
Глава государства обладает правом промульгировать законы, принятые парламентом. | ||
Президент имеет право «вето» на законы, принятые парламентом | Президент (монарх) не имеет права «вето» на законы, принятые парламентом | |
Президент имеет право по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона. | Президент имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства. | Президент (монарх) имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством |
Продолжение схемы 50
Президент по должности является верховным главнокомандующим вооруженными силами | Президент (монарх) формально может быть верховным главнокомандующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, подотчетный главе правительства. | |
Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства. | Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает внешнеполитические позиции правительства. | Президент (монарх) представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства. |
Президент имеет право на созыв внеочередной сессии парламента по своему усмотрению. | Президент (монарх) имеет (или не имеет) право на созыв внеочередной сессии парламента по своему усмотрению. | |
Президент имеет (или не имеет) право распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы. | Президент имеет ограниченное или неограниченное право распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы. | Президент (монарх) имеет право роспускать парламент и назначить внеочередные выборы главным образом в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству. |
Президент имеет (или не имеет) право на проведение референдума по собственному усмотрению. | Президент имеет право при определенных условиях проводить референдум. | Президент (монарх) не имеет права на проведение референдума. |
Президент имеет ограниченное или неограниченное право вводить чрезвычайное положение в стране. | Президент (монарх) не имеет права на введение чрезвычайного положения в стране | |
Глава государства имеет право помилования, награждений, предоставления гражданства и решения ряда других персональных дел. | ||
Президент является главой правящей партии и руководствуется ее курсом. | Президент не является главой правящей партии и формально не связан с ней. | Президент (монарх) в своей деятельности не зависит от партий. |