Конституционно-правовой статус гражданина.

Характерная особенность конституционно-правового статуса гражданина заключается в том, что он по своему содержанию является исключительно емким. Во-первых, гражданин как биологическое существо обладает по рождению естественными, неотчуждаемыми правами человека, во-вторых, он как полноправный член общества наделяется с помощью конституционных норм всеми правами и свободами личности и в качестве такового обременяется серьезными обязанностями и, в-третьих, как лицо, имеющее устойчивую правовую связь с государством, приобретает политические права, свободы. Политические права и свободы гражданина - это гарантированные конституцией возможности лица беспрепятственно воздействовать на публичную власть в стране, участвовать в формировании и осуществлении деятельности органов государственной и муниципальной власти, в решении вопросов общенационального, регионального и местного значения. По своей сути они являются мерой политической свободы личности в ее естественном стремлении оказать воздействие на публичную власть в рамках, установленных законом.

Набор политических прав и свобод в современных конституциях довольно стандартен. В нем представлены: 1) свобода мысли и слова; 2) право на информацию; 3) право на объединение; 4) право на проведение массовых публичных мероприятий; 5) право на участие в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправления; 6) право на участие в выборах и в референдуме; 7) право на обращение; 8) право на сопротивление угнетению и защиту конституционного строя.

Свобода мысли и слова. Ее следует понимать как гарантированную конституцией возможность гражданина беспрепятственно высказывать свои мысли, выражать свое мнение устно, письменно, посредством печати и художественных изображений. В России она закреплена в ст. 29 Конституции, согласно которой каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 1-3).

Нормы ст. 29 Конституции РФ сформулированы с учетом советского прошлого страны, когда тоталитарный режим заставлял каждого гражданина не только отказаться от своих убеждений, но и принуждал выражать совершенно чуждые ему мнения высшей партийной номенклатуры, захватившей власть. Конкретно это выражалось в сборе подписей под инспирированными обращениями с требованием расправиться с выдающимися учеными и писателями, в публичном одобрении грабежа чужой собственности, коллективизации и уничтожения самых трудолюбивых и деятельных крестьян, массовых политических репрессий, депортации целых народов, исторических решений очередного съезда партии, в восхвалении прозорливости и мудрости вождей, как выдающихся государственных деятелей современности и т.п.

Опыт мировой политической истории свидетельствует, что злоупотребление свободой мысли и слова зачастую подрывает общественные устои и приводит, в конечном счете, к тотальному отрицанию свободы, к жизни в рабстве. Поэтому вполне естественно, что в Конституции РФ появилась норма, в соответствии с которой «не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ч. 2 ст. 29).

Право на информацию. Оно представляет собой гарантированную конституцией возможность гражданина свободно искать, получать, хранить и распространять достоверные сведения о любых действиях и событиях, происходящих как внутри страны, так и в мире. Конституционное регулирование этого права осуществляется с учетом национальных особенностей каждой страны, политического опыта, реальных угроз информационной безопасности.

В России право на информацию рассматривается как элемент свободы мысли и слова. Поэтому в Конституции РФ по существу перечисляются действия, которые могут свободно осуществляться каждым гражданином. Как сказано в ст. 29 Конституции РФ, «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (ч. 4).

Однако свобода информации совершенно не мыслима без независимых СМИ и запрета цензуры. В этой связи Конституция РФ гарантирует свободу деятельности СМИ и запрещает цензуру (ч. 5 ст. 29).

Право на информацию может превратиться в конституционную фикцию в результате установления монополии на СМИ. С целью сохранения их независимости Конституция Беларуси установила, что «монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются» (ст. 33)

Исключительно редко на конституционном уровне устанавливаются конкретные меры юридической ответственности за нарушение норм, закрепляющих ограничения права на информацию. В качестве примера можно сослаться на ст. 14 Конституции Греции, которая предусматривает конфискацию газет и других изданий после выхода их в свет в следующих случаях:

a) оскорбления христианской или любой другой известной религии;

b) оскорбления личности Президента Республики;

c) помещения публикации, раскрывающей информацию о структуре, вооружении и размещении вооруженных сил или фортификационных укреплений страны, либо имеющей целью насильственное свержение государственного строя, либо направленной против территориальной целостности государства;

d) помещения неприличных публикаций явно оскорбляющих общественную мораль (ч. 3).

Порядок реализации права граждан на информацию регулируется актами текущего законодательства. В России, например, действуют Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», федеральные законы от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также подзаконные нормативные правовые акты.

На самом высоком уровне урегулирован порядок осуществления права граждан на информацию в Швеции. Это единственная в мире страна, где принят Основной закон о свободе высказываний (1991 г.), который является составной частью Конституции Швеции.

Право на объединение. Под этим правом следует понимать гарантированную конституцией возможность граждан создавать без предварительного разрешения органов государственной и муниципальной власти общественные объединения, добровольно вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Оно базируется на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности.

Право на объединение в той или иной формулировке закреплено почти во всех ныне действующих конституциях стран мира. В России на конституционном уровне установлено, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений (ст. 30).

Положения конституций о праве граждан на объединение получают более подробную регламентацию в текущем законодательстве. В России приняты федеральные законы от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 8 декабря 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 11 июля 2001 г. «О политических партиях». Законы о политических партиях, общественных объединениях и другие акты приняты в Германии, Венгрии, Японии, Австралии, Мексике и в ряде других стран.

Право на проведение массовых публичных мероприятий. Оно представляет собой гарантированную конституцией возможность граждан проводить массовые публичные мероприятия с целью выработки общего мнения их участников по общественно значимым вопросам, выражения своих интересов, требований, взглядов. В таком понимании это право закреплено в конституциях большинства стран мира. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Легальные определения форм реализации права граждан на проведение массовых публичных мероприятий сформулированы в ст. 2 Федерального закона от 13 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях». Развивая положения ст. 31 Конституции РФ, закон посредством норм-дефиниций дает следующие определения;

собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого места для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной

агитации;

шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Сходная модель конституционной регламентации форм осуществления права граждан на проведение публичных мероприятий применена в странах СНГ. В конституциях Армении (ст. 26), Беларуси (ст. 35), Казахстана (ст. 32), Молдовы (ст. 40), Таджикистана (ст. 29), Украины (ст. 39) и Узбекистана (ст. 33) названы в основном такие же формы публичных мероприятий, как и в российской Конституции.

Право на участие в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправления. Его следует понимать, как гарантированную конституцией возможность граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также самостоятельно осуществлять местное самоуправление. В Конституции РФ прежде всего сформулирована общая норма о праве граждан участвовать в управлении делами государства, а затем она детализируется путем нормативного определения конкретных форм его реализации, освещения категорий более низкого порядка.

Структурно общая норма обособлена в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, согласно которой «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Она детализируется нормой-принципом, на основании которой возникло правовое состояние равного доступа всех граждан России к государственной службе (ч. 4), которое является непрерывно длящимся правоотношением конституционного характера. Наконец, посредством регулятивной нормы установлено, что граждане РФ «имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5).

Прохождение государственной службы и отправление правосудия по смыслу норм ст. 32 Конституции РФ выступают в качестве самостоятельных форм осуществления права граждан России

участвовать в управлении делами государства.

Право граждан России на участие в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправления реализуется ими в следующих организационных формах:

выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительных органов местного самоуправления, высшего должностного лица субъекта РФ, главы муниципального образования;

обсуждение проекта Конституции РФ, проектов федеральных законов и законов субъекта РФ, устава муниципального образования и иных правовых актов местного самоуправления;

принятие важнейших решений на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта РФ и на местном референдуме;

прохождение в определенной законом должности государственной гражданской, воинской или правоохранительной службы, а также муниципальной службы;

отправление правосудия в должности федерального судьи, мирового судьи или присяжного заседателя.

Право на участие в выборах и референдумах. Его следует понимать как гарантированную конституцией возможность граждан участвовать в формировании выборных органов государственной и муниципальной власти, в принятии решений на референдуме. Оно закреплено практически во всех ныне действующих конституциях стран мира. Разница между конституциями заключается только в объеме нормативного регулирования самого права. В содержании одних конституций ему посвящены лишь отдельные статьи, а в других - выделены целые главы или разделы.

В Конституции РФ содержится чрезмерно лаконичная формулировка права граждан на участие в выборах и референдуме. Как сказано в ст. 32 Конституции, «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (ч. 2-3).

Таким образом, в Конституции РФ в самом общем плане закреплено лишь активное и пассивное избирательное право граждан, а также право на участие в референдуме. Это дает Федеральному Собранию РФ возможность беспредельного усмотрения в детализации конституционных норм актами текущего законодательства, менять перед каждой избирательной компанией по выборам Президента РФ и депутатов Государственной думы правила игры.

Право на обращения. Это право можно определить как гарантированную конституцией возможность граждан обращаться индивидуально или коллективно в органы государственной и муниципальной власти страны с предложениями, заявлениями и жалобами. Нормативно оно закреплено в ст. 33 Конституции РФ, согласно которой граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Классификация обращений на виды и легальное определение каждого из них даны в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон подразделяет все обращения на следующие виды:

предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Право на сопротивление угнетению и защиту конституционного строя. Оно представляет собой гарантированную конституцией возможность граждан оказывать сопротивление тоталитарному режиму, проводить кампании гражданского неповиновения, защищать конституционный строй государства. Первоначально право на сопротивление диктаторскому правительству было закреплено в Декларации независимости США 1776 г., в период борьбы североамериканских колоний

Великобритании за свое освобождение. В ней отмечается, что любое правительство должно осуществлять власть, основанную на согласии народа. «Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».

Право на сопротивление угнетению сформулировано в акте Великой Французской буржуазной революции - Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Согласно ст. 2 Декларации целью всякого политического Союза является обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека, в качестве которых выступают свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Поскольку этот документ является составной частью ныне действующей Конституции Франции, то можно с твердым основанием утверждать, что французские граждане реально обладают правом на сопротивление угнетению.

В конституциях социалистических стран политические обязанности граждан сформулированы таким образом, что они скорее напоминают моральные принципы строителей коммунизма или революционные призывы. Так, например, в соответствии с Конституцией КНДР граждане обязаны:

в высокой мере проявлять дух коллективизма;

уважать коллектив и организацию, создавать революционную атмосферу беззаветной борьбы в

защиту интересов общества и народа, интересов Родины и революции;

повышать революционную бдительность в отношении происков империалистов и враждебных элементов всех мастей, выступающих против социалистического строя страны;

строго соблюдать государственную тайну;

защищать Отечество, нести военную службу в установленном законом порядке (ст. 68, 71-72).

Столь абстрактные формулировки политических обязанностей граждан КНДР открывают широкий простор для произвола властей, массовым злоупотреблениям.

Наши рекомендации