Конституионно-процессуальное обеспечение реализации всех мер принуждения
В странах с прочными демократическими традициями, высоким уровнем правовой культуры и правосознания населения реализация норм конституционного права в подавляющем большинстве случаев осуществляется добровольно и сознательно, по убеждению. Тем не менее, в целях укрепления законности и правопорядка, защиты конституционного строя государства, охраны собственности, прав и законных интересов юридических и физических лиц, создания благоприятных условий для нормального функционирования органов государственной и муниципальной власти применяется конституционно-правовое принуждение.
По своей сущности конституционно-правовое принуждение представляет собой насильственное побуждение государством субъектов конституционно-правовых отношений совершить помимо их воли и желания юридически значимые действия, исполнить свои правовые обязанности, претерпеть определенные неблагоприятные последствия. Оно применяется разнообразными инстанциями конституционно-правового принуждения, в соответствии с нормами конституционного права, в особых процессуальных формах, только к конкретным субъектам конституционно-правовых отношений путем принятия юрисдикционных, правоприменительных актов.
Инстанциями конституционно-правового принуждения являются обладающие государственновластными полномочиями субъекты конституционно-правовых отношений, специально уполномоченные принимать в пределах своей компетенции меры конституционно-правового принуждения. В качестве таковых выступают органы государственной власти, местного управления и самоуправления, должностные лица, избиратели, наделенные в законодательном порядке государственно-властными полномочиями по применению мер принуждения, закрепленных нормами конституционного права.
В соответствии с законом инстанции конституционно-правового принуждения оказывают властное воздействие на всех субъектов конституционно-правовых отношений, обладающих публичновластными полномочиями, либо имеющих (пытающихся приобрести) специальный конституционнеправовой статус. Под категорию субъектов конституционно-правового принуждения не подпадают лишь государство, народ и другие этнические общности, хотя они и обладают специальными конституционно-правовыми статусами
Государство является субъектом международно-правового принуждения. Уставом ООН предусмотрено, что в отношении государств, действия которых представляют угрозу миру и международной безопасности, могут быть введены по решению Совета Безопасности экономические санкции, осуществлен разрыв дипломатических отношений, применимы вооруженные силы (ст. 41- 42). Кроме того, к государству могут применяться меры гражданско-правового принуждения с целью побуждения его к выполнению своих материальных обязательств, возмещению вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных
лиц (ст. 53 Конституции РФ).
В странах с тоталитарными политическими режимами применялось государственное принуждение к целым народам. Хорошо известны случаи уничтожения евреев и цыган в фашистской Германии, депортации многих народов в СССР, угнетения коренных народностей в расистской ЮАР. И хотя в этих случаях государственное принуждение осуществлялось на основании законов и подзаконных актов, оно ничего общего не имело с конституционно-правовым принуждением. Скорее всего, такое принуждение следовало квалифицировать как произвол, государственный терроризм, геноцид.
Характерная особенность конституционно-правового принуждения заключается в том, что оно осуществляется в самых разнообразных процессуальных формах. В отличие, скажем, от уголовноправового принуждения оно не имеет единой процессуальной формы. Почти каждой мере конституционно-правового принуждения соответствует свой особый порядок ее применения.
Конституционно-правовое принуждение осуществляется посредством применения комплекса взаимосвязанных мер. В его состав входят следующие виды мер: 1) конституционно-правового предупреждения; 2) конституционно-правового пресечения; 3) конституционно-правового восстановления; 4) конституционно-правовой ответственности; 5) конституционно-процессуального обеспечения реализации всех мер принуждения.