Конституционно-правовые нормы
Конституционно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения или учредительное (исходное) властное предписание, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.
Из самого определения вытекает, что все конституционно-правовые нормы в зависимости от их функционального назначения подразделяются на нормы-правила поведения и учредительные (исходные) нормы.
Правовая норма - правило поведения устанавливает для потенциальных участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности, определяет юридические факты, при наличии которых возникает, изменяется или прекращается конституционно-правовое отношение,
предусматривает последствия нарушения самой нормы.
Для наглядности приведем правовую норму-правило поведения, сформулированную в ст. 113 Конституции Испании:
Конгресс депутатов (нижняя палата парламента) может поставить вопрос о политической ответственности правительства посредством принятия резолюции порицания абсолютным большинством голосов.
Резолюция порицания должна быть предложена, по меньшей мере, одной десятой частью депутатов и должна включать в себя предложение о кандидатуре на должность председателя Правительства.
Резолюция порицания не должна ставиться на голосование ранее чем через пять дней со дня ее внесения. В течение двух первых дней упомянутого срока могут быть внесены альтернативные резолюции.
Если резолюция порицания не принята Конгрессом, подписавшие ее депутаты не могут вносить новое предложение о ней в период работы той же сессии.
В первой части ст. 113 Конституции Испании установлены взаимные права и обязанности Конгресса депутатов и Правительства как возможных участников конституционно-правового отношения, как субъектов права. Во второй и третьей частях - определены юридические факты, при наличии которых возникнет соответствующее правоотношение. В третьей части предусмотрены неблагоприятные последствия для депутатов, внесших резолюцию порицания в случае, если она не будет принята Конгрессом.
Однако специфика конституционного права заключается в том, что в его системе имеется немало учредительных (исходных) норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения общего характера или устанавливаются правовые состояния. Они закладывают фундамент правового регулирования общественных отношений, закрепляют основы конституционного строя государства, определяют конституционно-правовой статус человека, личности и гражданина, придают легальный характер понятиям и категориям конституционного права. Схематично учредительные нормы можно представить так:
Нормы-дефиниции. Они не только определяют конституционно-правовые термины и понятия, которые используются в содержании закона или в пределах тематических статей, но и властно предписывают, как их следует понимать. Благодаря этому термины и понятия становятся легальными, то есть законными, обязательными для всех возможных участников конституционно-правовых отношений.
Обычно нормы-дефиниции закрепляются в первых статьях закона, что позволяет использовать конституционно-правовые термины и понятия во всех его последующих разделах без каких-либо оговорок. Такой прием юридической техники, к примеру сказать, применен при разработке проекта Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 3).
Однако из общего правила имеются и некоторые исключения. В Конституции Кипра 1960 г. и Конституции Мальты 1964 г. нормы-дефиниции сформулированы в их заключительных разделах. Они определяют ключевые термины и понятия, которые используются в контексте конституций.
Нормы-декларации. Эти нормы предопределяют содержание конституций и устанавливают основные направления, своеобразный коридор конституционно-правового регулирования общественных отношений. Возьмем в качестве примера нормы-декларации вводной части Конституции РФ, которые предшествуют ее основному тексту. С их помощью сформулированы основополагающие цели становления и развития России, достижение которых является политической и правовой обязанностью государства. Нормы-декларации в данном случае порождают общее конституционно-правовое отношение, в котором государство должно исполнять следующие юридические обязанности:
утверждать права и свободы человека;
обеспечивать гражданский мир и согласие;
сохранять исторически сложившееся государственное единство;
соблюдать общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов;
возрождать суверенную государственность России;
утверждать незыблемость демократической основы России;
обеспечивать благополучие и процветание России;
проявлять заботу о нынешних и будущих поколениях людей;
стремиться занять достойное место в мировом сообществе.
Если основной текст конституции находится в противоречии с нормами-декларациями, то она априори, изначально является фиктивной.
Нормы-принципы. Такие нормы закрепляют основные начала устройства государства, формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических партий и общественных объединений, осуществления местного управления и самоуправления, реализации прав социальных общностей, а также прав, свобод и обязанностей человека, личности и гражданина. Они определяют нормативно-ориентирующие направления конституционно-правового регулирования общественных отношений, за пределы которых не вправе выйти ни законодатель, ни правоприменители. Так, например, новейшие конституции многих государств закрепляют принципы формирования и деятельности судов. В их числе называются следующие принципы: самостоятельность судебной власти; отправление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только конституции и закону; открытость и гласность судебных заседаний; состязательность процесса; законность и обоснованность судебных решений (ст. 202-206 Конституции Португалии).
Нормы-цели. Посредством этих норм определяются основные направления политики государства, устанавливаются важнейшие ориентиры и приоритеты деятельности органов государственной и муниципальной власти как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. Тем самым они оказывают властно-организующее воздействие на деятельность субъектов конституционно-правовых отношений, ориентируя их на достиженбие обозначенных нормами права целей. В классическом виде норма-цель сформулирована в ст. 7 Конституции РФ, где записано, что политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В ст. 40 Конституции РФ закреплена норма-цель, определяющая приоритеты в системе удовлетворения жилищных потребностей общества. Ее суть заключается в том, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище» (ч. 2).
Нормы-расчеты. Они представляют собой законодательно оформленные выкладки, полученные в результате подсчитывания юридически значимых показателей и данных. Такие нормы широко представлены в Конституции Швейцарии 1999 г., которая с исчерпывающей полнотой и необходимой дифференциацией устанавливает размеры прямых налогов, налога на добавленную стоимость, особых акцизов, гербового сбора и перерасчитываемого налога (ст. 128, 130-132).
Конституция Исландии с помощью норм-расчетов закрепляет распределение мест в однопалатном Альтинге (парламенте) между избирательными округами страны пропорционально численности населения каждого округа. С учетом этого критерия от многомандантных округов в Альтинг избираются от 5 до 14 депутатов (ст. 31).
Оперативные нормы. Под оперативными нормами следует понимать узаконенные государством установления по правильной и быстрой реализации норм конституции, закона или иного нормативного правового акта или отдельных правовых институтов, а также по прекращению их действия. Они определяют даты вступления в силу нормативных правовых актов, внесения в их содержание изменений, отмены правовых актов. Зачастую оперативные нормы устанавливают переходный период со дня принятия и до вступления в силу конституции или закона.
Оперативные нормы обычно содержатся в разделах конституций и законов, посвященных заключительным и переходным положениям. Так, во втором разделе Конституции РФ оперативные нормы сформулированы следующим образом:
«Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями» (п. 1).
Практическое значение оперативных норм заключается в том, что без них нормативный правовой акт не может вступить в силу, породить конституционно-правовые отношения. Он изначально будет считаться юридически ничтожным.
Коллизионные нормы. Их можно определить как установленные государством нормативные, общеобязательные правила устранения противоречий между правовыми нормами или нормативными правовыми актами. Коллизионная норма закреплена, например, в ст. 76 Конституции РФ, где говорится, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В ст. 15 Конституции РФ сформулирована коллизионная норма, устраняющая противоречия между национальным законом и международным договором. «Если международным договором Российской Федерации, - констатирует правовая норма, - установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4).
Вместе с тем следует отметить, что в практике конституционно-правового регулирования общественных отношений встречаются и более сложные по своему объему коллизионные нормы. В частности, коллизионная норма ст. 140 Конституции Нидерландов 1983 г. предусматривает, что действующие Акты парламента и иные нормативные акты и указы, вступающие в противоречие с поправкой к Конституции, остаются в силе до приведения их в соответствие с Конституцией.
Нормы-гарантии. В конституционном праве как отрасли национальной системы права любой страны имеется много норм-гарантий. Их можно рассматривать как установленный государством минимальный норматив (стандарт) обеспечения реализации регулятивных норм конституционного права. Они создают правовые условия и предпосылки для сохранения суверенитета, целостности и неприкосновенности территории государства, единства его экономического пространства, обеспечения верховенства конституции и закона, самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, для осуществления основных прав и свобод человека, личности и гражданина, исполнениями ими своих обязанностей и т. п. Эффективность норм-гарантий можно определить лишь путем обобщения и научного анализа конституционно-правовой практики.
Конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права особенностями своей структуры.
В отечественной теории права преобладает позиция, согласно которой структура любой нормы права включает три взаимосвязанных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Под гипотезой понимают ту структурную часть нормы права, которая указывает на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции.
Диспозицией называют ту структурную часть юридической нормы, в которой определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются варианты их поведения.
Под санкцией подразумевают ту структурную часть правовой нормы, которая предусматривает неблагоприятные последствия нарушения правовой нормы, а также устанавливает вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее требований. Ответственность наступает за нарушение правила поведения, сформулированного в диспозиции нормы права.
Однако в конституционном праве нет классических по своей структуре норм. Для регулятивных норм наиболее характерными являются правовые нормы, состоящие из гипотезы и диспозиции. Причем гипотеза может быть как простой, так и сложной.
Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, с которым связывается реализация диспозиции конституционно-правовой нормы. Такая гипотеза сформулирована, например, в структуре правовой нормы ст. 109 Конституции РФ: «В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска» (ч. 2).
Сложная гипотеза связывает действие диспозиции конституционно-правовой нормы не с одним каким-либо юридическим фактом, а с определенной совокупностью жизненных условий и обстоятельств, именуемых в общей теории права фактическим составом. Такова, к примеру, гипотеза правовой нормы, содержащейся в ст. 97 Конституции РФ: «Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах» (ч. 1).
Разновидностью сложной гипотезы как составной части конституционно-правовой нормы является альтернативная гипотеза. Ее сходство с другими сложными гипотезами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий реализации правовой нормы. Однако согласно альтернативной гипотезе для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней жизненных условий или обстоятельств. Так, нормой ст. 92 Конституции РФ предусмотрено, что «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности» (ч. 2). Согласно гипотезе этой нормы любое из трех указанных в ней обстоятельств является основанием досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий.
Центральное место в структуре конституционно-правовых норм занимает диспозиция. Именно она устанавливает правило поведения субъектов конституционного права, выступает при наличии предусмотренных гипотезой условий в качестве регулятора общественных отношений.
Однако в отличие от других отраслей национальной системы права любого государства в конституционном праве численно преобладают нормы, состоящие из одних диспозиций, в которых не содержатся четкие указания на субъективные права и юридические обязанности возможных участников конституционно-правовых отношений. Например, в ст. 118 Конституции РФ установлено, что «правосудие осуществляется только судом» (ч. 1). Сама конструкция этой нормы показывает, что она состоит только из одной диспозиции, в которой сформулировано правило, исключающее возможность присвоения функции правосудия иными органами государства или общественными объединениями.
В зависимости от формы выражения содержания диспозиций норм конституционного права все они подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие диспозиции представляют субъектам конституционного права возможность совершать предусмотренные в их содержании положительные действия, определяют вариант дозволенного поведения. В форме управомочивающих диспозиций конституционных норм закреплены основные права и свободы человека, личности и гражданина, предметы ведения и полномочия федеративного государства и его субъектов, компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок их формирования и деятельности.
Обязывающие диспозиции возлагают на субъекты конституционного права юридическую обязанность совершения определенных действий, предписывает им вариант должного поведения. Диспозициями конституционно-правовых норм установлена всеобщая обязанность соблюдать конституцию и действующие законы, возложена на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2, 15 Конституции РФ). Каждому предписано платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 57-58 Конституции РФ).
Запрещающие диспозиции представляют собой нормативно закрепленные требования воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. В конституционном праве преобладают диспозиции, запрещающие без законных на то оснований ограничивать права и свободы человека, личности и гражданина. В Конституции РФ, например, сформулировано около двадцати запрещающих диспозиций такого вида.
К особенностям конституционно-правовых норм следует отнести и то обстоятельство, что структура нормы очень редко содержит санкцию. Это объясняется тем, что регулятивные нормы конституционного права в большинстве случаев обеспечиваются универсальными санкциями административного, уголовного и гражданского права. Достаточно сказать, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях сформулировано более двадцати составов правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушения избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме.
Санкциями уголовного права обеспечиваются конституционно-правовые нормы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека и гражданина, принцип народовластия, национального, расового и религиозного равноправия, равенства всех граждан России перед законом и судом (ст. 136-142, 148- 149, 278-281 УК РФ).
Санкции гражданского права применяются, например, для обеспечения нормы ст. 53 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
Тем не менее, в конституционном праве встречаются и охранительные нормы, для которых характерно строение через диспозицию и санкцию. В таких нормах санкции устанавливают виды и меры конституционно-правовой ответственности за нарушения их диспозиций, о чем подробно пойдет речь в специальном разделе учебника.
Конституционно-правовые нормы классифицируются на основе критериев, разработанных применительно к юридическим нормам специалистами по общей теории права. Чтобы не тиражировать дополнительно их научные труды, ограничимся самыми общими констатациями.
В зависимости от видов субъектов правотворчества все конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, исходящие от государства, муниципальных образований и непосредственно от гражданского общества. Соответственно они принимаются органами государствен ной власти, органами местного управления и самоуправления и на референдумах.
По содержанию конституционно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют правовой статут субъектов, их права и обязанности, процессуальные - порядок реализации материальных норм конституционного права.
Большое практическое значение имеет классификация конституционно-правовых норм по форме выражения их содержания. По этому критерию все нормы конституционного права подразделяются на конкретно-определенные, бланкетные и отсылочные.
Конкретно-определенные нормы содержат описание правил поведения субъектов конституционного права непосредственно в статьях закона или иного акта, в которых они излагаются. Например, в ст. 38 Конституции РФ четко сформулирована конкретно-определенная норма: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей».
Бланкетные нормы в конституционном праве или управомочивают законодательные (представительные) органы государственной власти принять определенный закон, или делают отсылку в самом общем виде к нормативному правовому акту в целом или к его части. Так, в ст. 114 Конституции РФ закреплена бланкетная норма, согласно которой «порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом» (ч. 2). Эта норма управомочивает Федеральное Собрание РФ принять в установленном порядке Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», что и было сделано после вступления в силу Конституции РФ.
Типичным примером второго вида бланкетных норм конституционного права может служить норма, сформулированная в ст. 133 Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».
Нетрудно заметить, что в этой норме лишь упоминаются предполагаемые решения, нарушающие запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Для ее применения необходимо в обязательном порядке уяснить содержание норм ст. 3, 12, 130-132 Конституции РФ и норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющих права местного самоуправления.
Отсылочные нормы конституционного права содержат ссылку на конкретную норму, которая закреплена в другой статье конституции или иного нормативного правового акта. Так, в ст. 20 Конституции Франции сформулирована отсылочная норма об ответственности Правительства Республики. Она устанавливает, что Правительство
Республики ответственно перед Парламентом на условиях и в соответствии с процедурами, предусмотренными ст. 49-50 Конституции Франции.
В приведенном примере видно прямое указание на необходимость использования других норм Конституции Франции, без чего практически невозможно применить норму об ответственности Правительства Республики.
По сфере действия в пространстве нормы конституционного права подразделяются на нормы, действующие на территории государства, субъекта федерации, национально-территориальной автономии, муниципального образования.
В зависимости от сферы действия конституционно-правовых норм во времени среди них различают постоянные и временные нормы.
Вполне естественно, что существуют и другие критерии классификации конституционно-правовых норм. Но они служат основанием для классификации норм практически всех отраслей права, носят общетеоретический характер. Поэтому их использование не дает возможности выявить особенности именно конституционно-правовых норм, глубже познать их специфику.