Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений
Конституционно-правовые отношения всегда находятся в динамике, постоянном развитии. Они возникают, изменяются и прекращаются в связи с действительными событиями и явлениями общественной жизни, реальными обстоятельствами, предусмотренными нормами конституционного права. В совокупности они называются юридическими фактами, поскольку обозначаются в содержании норм конституционного права и влекут за собой определенные правовые последствия. Такие последствия всегда проявляются в возникновении, изменении или прекращении конституционно-правовых отношений.
Сказанное позволяет сделать вывод, что под юридическими фактами следует понимать конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которых нормы конституционного права связывают возникновение, изменение или прекращение конституционно-правовых отношений.
В зависимости от волевого характера юридических фактов все они подразделяются на события и действия.
События представляют собой такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов конституционно-правовых отношений. В их числе можно назвать: стихийные бедствия, истечение сроков полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также должностных лиц; социальное происхождение человека, достижение лицом определенного возраста, смерть человека. Проиллюстрируем это конкретными примерами.
В соответствии с Федеральным законом от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении» Президент Российской Федерации может ввести в районе стихийных бедствий чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ст. 56 Конституции РФ).
В приведенном примере юридическим фактом будет такое событие, как стихийное бедствие. Нормы Федерального закона о чрезвычайном положении связывают с ним возникновение конкретного конституционно-правового отношения с участием Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы. Для его урегулирования Президент РФ должен издать Указ о введении чрезвычайного положения в районе стихийного бедствия (ст. 90 Конституции РФ).
Социальное происхождение человека как событие, не зависящее от его воли, служит юридическим фактом, вызывающим возникновение конституционно-правовых отношений при занятии вакантного трона в государствах с монархической формой правления и замещении в парламенте депутатских мест по собственному праву или в порядке назначения.
Законом Великобритании о престолонаследии 1701 г. предусмотрено, что королевский трон передается по наследству старшему из сыновей бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери. При этом трон может быть наследуем лишь лицами английского вероисповедания.
В Катаре, гласит ст. 21 Конституции 1970 г., власть - наследственная по линии семейства Аль Тани. Она переходит от отца к одному из сыновей. Если же их нет, то передается по выбору эмира одному из членов семейства Аль Тани. Эмир назначает наследника престола своим указом.
В Великобритании до 2001 г. членами Палаты лордов по собственному праву были наследственные пэры: герцоги, маркизы, виконты и бароны. Вместе с дворянскими титулами потомки пэров наследовали и право заседать в Палате лордов, принимать законы.
Согласно Конституции Ботсваны 1966 г. высшим органом законодательной власти страны является
Парламент, состоящий из Национального собрания и Палаты вождей. В Палате вождей, обладающей
совещательными функциями, представлены по собственному праву традиционные вожди всех племен Ботсваны (ст. 37).
По Конституции Буркина-Фасо 1991 г. Палата представителей Национального собрания страны формируется в порядке назначения из «активных сил нации», то есть местной знати (ст. 25).
Нетрудно заметить, что во всех случаях юридическим фактом, вызывающим установление различных по содержанию конституционно-правовых отношений, служит социальное происхождение человека, его принадлежность или к монаршей семье, или к дворянскому сословию, или к родоплеменной верхушке, или к местной знати.
Однако в числе событий, служащих основанием установления конституционно-правовых отношений, чаще всех закрепляются в конституциях и законах юридические факты, связанные с достижением гражданами государства определенного возраста. В конституциях почти всех стран мира определен минимальный возраст граждан, при достижении которого они пользуются избирательными правами. В таком же порядке устанавливаются возрастные цензы в отношении кандидатов на пост президента страны и кандидатов в депутаты парламента и представительные органы местного управления и самоуправления.
Значительное место в числе юридических фактов, вызывающих прекращение конституционноправовых отношений, занимает такое событие, как истечение срока полномочий субъектов правоотношений. Истечение срока полномочий парламента, к примеру сказать, служит основанием для прекращения конституционно-правовых отношений с участием депутатов, правительства, главы государства. Как записано в Конституции РФ, Государственная Дума избирается сроком на пять лет. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва, полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются (ст. 96, 99).
Еще более четко аналогичные нормы сформулированы в Конституции Албании 1998 г. По смыслу и букве Конституции Кувенд (парламент) Албании избирается на четыре года. Его мандат продолжается до первой сессии нового Кувенда. В этот период Кувенд не может выпускать законы или принимать решения, за исключением случаев принятия чрезвычайных мер (ст. 65).
Чрезвычайным юридическим событием считается смерть лица, участвующего в качестве одной из сторон в конкретных конституционно-правовых отношениях. В США при исполнении своих обязанностей скончался Президент Ф. Д. Рузвельт (1945 г.), был убит Президент Д. Ф. Кеннеди (1963 г.), что сразу же повлекло прекращение конституционно-правовых отношений, в которых они участвовали. Их вакантные посты были немедленно замещены в соответствии с Конституцией США действовавшими в то время вице-президентами.
В отличие от событий действия напрямую зависят от воли и сознания людей, являются результатом их волеизъявления. Как юридические факты они служат формой проявления деятельности субъектов конституционного права, вследствие чего устанавливаются конкретные правоотношения.
В юридической науке под действиями понимаются не только активные, положительные действия субъектов конституционного права, но равным образом и бездействие в тех случаях, когда нормы права обязывают их к активным действиям. Для субъектов конституционного права наиболее характерны активные действия по реализации своих властных полномочий.
В зависимости от социального содержания юридически значимых действий, отношения к ним государства все они подразделяются на правомерные и неправомерные действия.
Правомерные действия совершаются в строгом соответствии с нормами конституционного права, не нарушают их требований. Они направлены на достижение субъектами конституционно-правовых отношений положительных результатов, предусмотренных нормами права.
Правомерные действия субъектов конституционного права в зависимости от их целевой
направленности подразделяются на юридические поступки и юридические акты.
Юридические поступки представляют собой действия, совершаемые субъектами конституционного права в силу требований правовых норм, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий. Для поступков не имеет принципиального значения, были они направлены на достижение предусмотренных нормой права юридических последствий или нет. Так, согласно ст. 85 Конституции РФ, «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае не достижения согласованного решения, он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда» (ч. 1).
В данном примере фактическим основанием для возникновения конституционно-правового отношения с участием Президента РФ является его юридический поступок по использованию согласительных процедур для разрешения спорных вопросов, независимо от того, будут ли они разрешены по существу или нет.
Юридический акт - единичное правовое действие, которое совершается субъектом конституционного права со специальной целью - вызвать определенные юридические последствия, связанные с возникновением, изменением или прекращением конституционно-правовых отношений. Видами юридических актов являются такие единичные правовые действия, как принятие в установленном порядке новой конституции, парламентского закона, устава (хартии) муниципального образования, заключение федеративного договора и т. п. В количественном отношении они, пожалуй, преобладают над всеми другими видами юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение или прекращение конституционно-правовых отношений.
Неправомерные действия представляют собой проявление деятельности субъекта конституционного права, которое совершается с нарушением требований конституционно-правовых норм. Для краткости его именуют правонарушением.
Неправомерные действия как юридические факты служат основанием возникновения охранительных конституционно-правовых отношений. В них реализуются санкции норм правового института конституционной ответственности.
В ряде случаев для возникновения конституционно-правового отношения требуется несколько юридических фактов, в числе которых нормы права называют как события, так и действия. В таких случаях нормы права определяют фактический состав конституционно-правового отношения. Например, для приобретения субъективного права стать кандидатом на пост Президента США необходимо быть прирожденным гражданином США, достигнуть 35-летнего возраста и иметь в течение 14 лет постоянное жительство в Соединенных Штатах (п. 5 раздела 1 ст. 2 Конституции США).