Конституционно-правовые отношения с участием индивидуальных субъектов права.
Конституционное законодательство на первое место по своей значимости ставит человека. В Швеции «государственная власть должна осуществляться с уважением к достоинству всех людей вообще и к свободе и достоинству каждого человека» (§2 гл. 1 Конституции Швеции 1974 г.).
Согласно Конституции Казахстана 1995 г. для государства высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы (ст. 1).
Человек своей правоспособностью порождает социально-гуманитарное правовое состояние. Он обладает естественными, неотчуждаемыми правами, которые возникают у него с момента рождения, а в отдельных странах и до появления на свет. В Конституции Ирландии 1937 г., например, записано, что «государство признает право на жизнь нерожденного и, имея в виду равное право на жизнь матери, гарантирует в своих законах уважение и, насколько это возможно, защищает и поддерживает своими законами это право» (ст. 40). В этой связи государство обязано в соответствии с конституцией и общепризнанными принципами и нормами международного права признавать, соблюдать и защищать права человека.
Человек, получивший в установленном законом порядке статус гражданина, порождает своей правоспособностью правовое состояние гражданства. В этой связи государство обязано постоянно защищать своего гражданина и оказывать ему покровительство как внутри страны, так и за ее пределами. Как сказано в ст. 14 Конституции Португалии, граждане, временно пребывающие или постоянно проживающие за границей, пользуются защитой государства при осуществлении своих прав и несут обязанности, не требующие нахождения в стране.
Однако гражданин в отличие от человека обладает конституционной правосубъектностью. В Российской Федерации гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60 Конституции РФ). Поэтому между гражданином и государством складываются во многих аспектах и конкретные конституционно-правовые отношения.
В правоотношениях граждане реализуют свои конституционные права и свободы, а государство обязано создать для этого благоприятные условия, предоставить необходимые гарантии. Если, например, граждане осуществляют в конкретном правоотношении конституционное право на объединение, то государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими своих уставных задач. В Германии пошли еще дальше. Там на конституционном уровне признали недействительными все соглашения между работодателями и профсоюзами, ограничивающими право граждан создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономического положения работников (ст. 9 Основного закона ФРГ).
Вместе с тем граждане вступают в конституционно-правовые отношения с государством и в качестве правообязанной стороны. Так, Конституция РФ признает защиту Отечества и несение военной службы долгом и обязанностью каждого гражданина (ст. 59). Государству в данном правоотношении принадлежит право требовать от граждан исполнения этой обязанности.
Правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства несколько ограничена нормами законодательства. Они вступают в конституционно-правовые отношения с государством наравне с гражданами, кроме случаев осуществления политических прав и свобод. Иногда иностранцам, постоянно пребывающим на территории страны, предоставляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 30 Конституции Словакии 1992 г.).
По заявлению иностранца и лица без гражданства между ними и государством возникают конституционно-правовые отношения о предоставлении политического убежища. Почти во всех странах политическое убежище предоставляется всем лицам, которые преследуются на родине за демократические политические убеждения и деятельность.
Конституционно-правовые отношения между лицом без гражданства и государством складываются также в связи с предоставлением ему статуса гражданина.
Вопрос о возможности возникновения конституционно-правовых отношений между лицами, обладающими гражданством двух и более государств, и государством их постоянного пребывания решается по-разному, в зависимости от объема конституционной правосубъектности этих лиц. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором. Наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из состояния российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором (ст. 62 Конституции РФ).
В Испании договоры о двойном гражданстве могут заключаться с иберо-американскими странами или же со странами, имевшими или имеющими особые связи с Испанией. В этих странах, даже если они не признают за своими гражданами такого права на взаимной основе, испанцы могут натурализоваться без потери испанского гражданства (ст. 11 Конституции Испании).
В соответствии с Законом КНР от 10 сентября 1980 г. «О гражданстве» не признается за китайскими гражданами двойное гражданство. Если китайские граждане, постоянно проживающие на территории другой страны, добровольно приобрели иностранное гражданство, то они утрачивают гражданство КНР (ст. 3, 9).
Должностные лица органов государства и органов местного самоуправления вступают в конституционно-правовые отношения в пределах своих полномочий, строго очерченных конституцией, законами, хартиями (уставами) муниципальных образований, подзаконными актами и регламентами деятельности законодательных (представительных) органов государственной и муниципальной власти. Так, Президент Российской Федерации вступает в конституционно-правовые отношения с членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы и судьями Конституционного Суда РФ в связи с принесением присяги при вступлении в должность. Свои полномочия он осуществляет в конституционно-правовых отношениях с Государственной Думой, Советом Федерации, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, постоянными комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с гражданами, иностранцами и лицами без гражданства (ст. 82-85, 89 и 93).
Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти и местного самоуправления выступает как бы в трех ипостасях. Во-первых, он является членом коллегиального органа государственной или муниципальной власти, во-вторых, полномочным представителем всего народа или населения муниципального образования и, в-третьих, полномочным представителем публичной власти. В этой связи он осуществляет свои субъективные права и исполняет юридические обязанности в конституционно-правовых отношениях с законодательным (представительным) органом государственной или муниципальной власти, с его постоянными и временными комитетами и комиссиями, партийными фракциями. Депутат участвует в качестве управомочного и правообязанного лица в формировании повестки заседания законодательного (представительного) органа публичной власти, в обсуждении и принятии законопроектов и проектов иных правовых актов, в работе комитетов и комиссий, партийных фракций и депутатских групп.
Представляя интересы народа или населения муниципального образования, депутат, как правило, не связан в своей деятельности императивным мандатом. Депутаты Бундестага, как сказано в ст. 38 Основного закона Германии, «являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести». Тем не менее депутат постоянно вступает в конституционно-правовые отношения со своими избирателями. Он проводит встречи с избирателями, информирует их о своей деятельности и деятельности законодательного (представительного) органа публичной власти, рассматривает их жалобы и заявления. В муниципальном образовании депутат представительного органа местного самоуправления выступает в качестве организатора самоуправления.
Вместе с тем следует отметить, что институт императивного мандата или его отдельные элементы имеется в конституционном законодательстве Вьетнама, Кубы, Китая и в Княжестве Лихтенштейн. На их основе складываются конституционно-правовые отношения между депутатом и избирателями по поводу выполнения наказов, отчетов перед избирателями, отзыва депутата из состава законодательного (представительного) органа государственной или муниципальной власти.
Депутат как полномочный представитель публичной власти вступает в конституционно-правовые отношения с исполнительными органами государственной и муниципальной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. В этих правоотношениях он реализует свое право депутатского запроса, беспрепятственного посещения предприятий, учреждений и организаций, право требовать от должностных лиц принять меры по немедленному пресечению нарушения прав и свобод граждан.