О социально-правовом статусе представителей гражданского общества, включенных в механизм противодействия коррупции.

Представляется, что институт общественного участия в механизме противодействия коррупции может осуществляться в следующих трех основных формах:

1. Непосредственно участие граждан в противодействии коррупции путем включения их в соответствующие антикоррупционные комиссии.

Особого внимания заслуживают комиссии с участием представителей гражданского общества при органах, осуществляющих принятие, прежде всего на федеральном уровне, соответствующих антикоррупционных нормативных и правоприменительных актов, их изменения и отмены. То есть это комиссии, формируемые при органах государственной власти России, в состав которых, помимо чиновников и государственных служащих, включаются представители гражданского общества.

Также к первой группе следует отнести альтернативные государственным экспертные агентства, формируемые из представителей гражданского общества, цель которых - анализ качества соответствующих законов и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления через призму общественных потребностей и стремлений современного гражданского общества. Статья 5 ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" допускает некоторую возможность участия в подобной деятельности институтов гражданского общества и отдельных граждан <5>. В специальной литературе негосударственные экспертные учреждения также выступают предметом научного исследования <6>. Сегодня следует повысить внимание к подобным организациям.

Здесь также можно говорить о комиссиях, принимающих решение о коммерческой деятельности гражданского служащего после своей отставки. Формирование подобных комиссий предусмотрено Указом Президента РФ от 21 июля 2010 г. <7>. Важно понять, что такое включение граждан в подобную деятельность должно быть нормативно выверенным и социально гармонизированным.

2. В рамках второй формы участия граждан в механизме противодействия коррупции можно говорить о включении этих лиц в отдельные процедурные мероприятия, которые только косвенно способны повлиять на коррупционную обстановку в системе государственного механизма. Следует обратить внимание на возможность участия граждан в работе органов государства. Это, например, присяжные заседатели, которые имеют важное значение в механизме работы судебных органов. Либо это представители гражданского общества, участвующие в работе различных конкурсных комиссий. Сегодня предлагается ввести институт общественных помощников, особенно по линии надзора за исполнением законодательства. Так, эти люди, не принимая процессуальных решений, могут быть, например, помощниками прокуроров на общественных началах <8>.

3. В рамках третьей формы речь должна идти о формировании идеологии общего нетерпимого отношения граждан и общества в целом к коррупционным проявлениям в функционировании государственного и муниципального механизмов. Некоторые авторы предлагают в целях антикоррупционной деятельности осуществлять пропаганду антикоррупционного поведения, воспитание у населения негативного отношения к коррупции во всех ее проявлениях. Это, например, оказание государственной поддержки в формировании и деятельности общественных объединений, созданных в целях противодействия коррупции, проведение мероприятий, направленных на антикоррупционное образование и пропаганду <10>. Частично такая работа также может быть возложена на представителей гражданского общества, с предоставлением последним особых организационно-правовых средств (возможностей) при выполнении подобных задач.

В итоге основными мероприятиями в процессе формирования социально-правового статуса представителей гражданского общества, включенных в механизм противодействия коррупции в современной России, как видится, должны выступить следующие:

1. В сложившейся ситуации значимой является необходимость научного осмысления такой категории, как социально-правовой статус лиц, включенных в механизм противодействия коррупции. Здесь необходимо задействовать знания не только юриспруденции, но и таких общегуманитарных наук, как философия, история, социология, политология, этнография и др. Очень важно сформировать целостный характер статуса данных лиц, который бы соответствовал не только современным социальным интересам российского общества и общегосударственным потребностям, но и общемировым вызовам.

2. Мы полагаем, что нормативное, организационное, идеологическое сопровождение процесса формирования социально-правового статуса новой общественной группы - представителей гражданского общества, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, должно осуществляться системно и последовательно. Кроме того, в основу перспективного развития данного института следует положить такие принципы, как исторические, национальные, культурно-духовные особенности развития российского общества, солидарность и консолидация общественного мнения, эффективность работы органов власти и их ответственность перед обществом, конструктивное взаимодействие различных научных сообществ и школ. Такая работа сегодня может выступить магистральным направлением в борьбе с преступностью в целом.

3. Важной представляется необходимость принятия федерального закона, закрепляющего правовую технологию, принципы, условия участия представителей гражданского общества в деятельности антикоррупционных комиссий. В нормативном правовом акте целесообразно закрепить перечень соответствующих комиссий, в рамках которых допускается возможность участия представителей гражданского общества с целью осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. В законе важно конкретизировать статус данных лиц как на федеральном, так и на региональном уровнях, что существенно усилило бы антикоррупционное законодательство в целом.

4. В системе юридического образования достаточно востребованной является разработка учебной дисциплины, предметом которой могут выступить правовой статус и сложившаяся практика деятельности антикоррупционных комиссий, институтов гражданского общества. Возможное название дисциплины - "Социально-правовые вопросы антикоррупционного механизма. Роль гражданского общества". Студент ознакомится и поймет специфику антикоррупционного законодательства, динамику его развития, а также конкретные результаты деятельности государства и общества в этой сфере. Учебная дисциплина могла бы стать факультативной на юридических, впрочем, и на иных гуманитарных факультетах вузов. Очень важно наделить данными знаниями современного студента, человека, который в ближайшем будущем станет активным участником процесса развития российского гражданского общества и правового государства.

5. Сегодня в современной российской жизни необходимо серьезно отнестись к формированию сценария реализации идеологической модели в отношении статуса представителей гражданского общества, включенных в механизм противодействия коррупции. В системе управленческих отношений важно определить место не только данных граждан и общественных объединений, включенных в механизм противодействия коррупции, но и результаты их деятельности, отношение к подобному институту самой общественности. В рамках подобной идеологической структуры можно обратиться к восстановлению и конкретизации института общественного долга. Эти категории позволят не только выявить современные тенденции развития общества, но и создать социально-правовую "платформу" реализации законных интересов и убеждений современного гражданина с активной жизненной позицией.

6. При введении исследуемого института в систему общественных отношений требуется постоянный научный и методологический анализ. В силу этого в системе государственного управления необходимо разработать правовую основу проведения эксперимента в отдельных регионах России. Кроме того, важным представляется создание критериев оценки качества и результативности института общественного контроля в механизме противодействия коррупции. Здесь необходимо определить, что должно быть положено в основу подобной оценки. Например, в ряду прочих критериев могут быть: эффективность соответствующего законодательства, потенциал российского гражданского общества, востребованность получаемых научно-исследовательских теорий и концепций, состояние коррупциогенности в системе общественных отношений России, отзывы российской и мировой общественности.

В итоге вышеназванные предложения, являясь отправными точками для новых исследований, безусловно, нуждаются в своей оценке со стороны российского законодателя и правоприменителя. Российская история еще предоставит общественности, практике и юридической науке необходимый лимит времени для принятия ключевых решений в вопросе противодействия коррупции. При этом качественные составляющие технологии противодействия коррупции, модель общественного присутствия в этом вопросе, характер социального портрета гражданина, участвующего в антикоррупционном механизме, будут находиться в общем русле развития России как цивилизованного правового государства.

Наши рекомендации