Экономические и политические основы конституционного строя.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельности в России произошли принципиальные изменения - государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики. Именно такой подход закреплен в российском основном законе. К конституционным принципам рыночной экономики можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): - единство экономического пространства; - свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; - свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции; - многообразие и равенство форм собственности. Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы. Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в главе 1 Конституции РФ, подкрепляются и развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Свобода экономической деятельности, как и всякая свобода, небеспредельна, не допускается лишь произвольное вмешательство в экономическую, предпринимательскую деятельность. Однако если такая деятельность направлена на ограничение конкуренции и связана с монополизацией рынка, то государство должно иметь возможность ограничивать и пресекать (в том числе и силой принуждения) ее. В системе федеральных органов исполнительной власти России имеется специальный антимонопольный орган, призванный обеспечивать развитие конкурентной экономики в стране
Среди политических основ конституционного строя РФ, относящихся к осуществлению государственной власти можно назвать следующие: - народ - носитель суверенитета и единственный источник власти, он осуществляет свою власть непосредственно (на референдуме, на свободных выборах, в других формах) через органы государственной власти и через органы местного самоуправления; - государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и федеральные суды; - государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти; - государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную; - органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны; - предметы ведения и полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов разграничены; - захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону; - Российская Федерация - светское государство (никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом); - идеологическое многообразие, при котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; - политическое многообразие и многопартийность, при которых все общественные объединения равны перед законом. Народовластие - основа конституционного строя России. В РФ единственный источник власти - народ. Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ. Местное самоуправление (ст. 12 Конституции в РФ) относится к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность населения муниципальных образований (городских, сельских поселений и других территорий) осуществлять в рамках закона самостоятельно, под свою ответственность и в собственных интересах решение вопросов местного значения, его органы не входят в систему органов государственной власти. http://studopedia.org/2-15206.html

Политические партии.





Политические партии в Российской Федерации. - Политические партии играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, будучи одним из центральных компонентов политической системы. Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии, закрепленное в статье 30 Конституции, включает в себя право на добровольной основе создавать политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Правовое положение политических партий в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 11 июля 2001 года, который вступил в силу с момента его официального опубликования, т. е. 14 июля 2001 г.

В статье 3 Федерального закона дано следующее определение политической партии: "Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления".

Слово "партия" латинского происхождения. Однако для его перевода отдельные авторы берут слова с разным смысловым значением. Во-первых, о партии говорят, как о части какого-либо общественного класса, точнее, его наиболее активной и организованной части; во-вторых, о партии говорят, как о политической организации, выражающей интересы общественного класса или его определенного слоя, объединяющей их наиболее активных представителей для достижения определенных целей.

Требования, которым должна отвечать политическая партия, определены в п.2 статьи 3 Федерального закона: во-первых, политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации (принято считать, что это должно быть не менее 46 субъектов; во-вторых, в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии при условии, что более чем в половине субъектов партия должна иметь не менее ста членов политической партии, а в остальных региональных отделениях - не менее пятидесяти членов в каждом из субъектов Российской Федерации; в-третьих, руководящие и иные органы политической партии, ее региональных отделений должны находиться на территории Российской Федерация.

Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни и доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; и, главное, - выдвижение кандидатов в депутаты на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Конкретизируя эти положения п. 4 статьи 3, статья 36 Федерального закона устанавливает, что политическая партия является единственным общественным объединением, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и наиные выборные должности в органах государственной власти.

К числу ограничений на создание политических партий относятся прежде всего, ограничения, предусмотренные в статье 13 Конституции Российской Федерации, а также федеральный закон не допускает создание политических партий ни по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности; не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных Силах, в правоохранительных и иных государственных органах, государственных и негосударственных организациях. Запрещается также вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Такое установление Федерального закона привело к тому, что те политические общественные объединения, которые были созданы до вступления в силу названного Федерального закона, т. е. до 14 июля 2001 года, получили право преобразоваться в политическую партию в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона, т.е. до 14 июля 2003 года. К указанному сроку в Российской Федерации оказалось 44 таких политических партий. По истечение указанного срока, общероссийские общественные объединения, не преобразовавшиеся в политическую партию, утрачивают статус политического общественного объединения и действуют как общероссийские общественные объединения на основе устава, который не должен противоречить Федеральному закону "О политических партиях".

Членство в политической партий является добровольным и индивидуальным (ст. 23 Федерального закона). Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или его отсутствие. Никаких иных ограничений относительно членства в политической партии федеральный закон не предусматривает. Есть, однако, одно указание на то, что Президент Российской Федерации вправе приостанавливать членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

Политические партии и их региональные отделения подлежат обязательной регистрации, которая осуществляется соответствующим федеральным или территориальным регистрирующим органом. Такими органами в настоящее время в Российской Федерации является Министерство юстиции Российской Федерации и его структурные подразделения в субъектах Российской Федерации.

Многопартийность в Российской Федерации. - Статья 13 Конституции Российской Федерации, напомню, признает в Российской Федерации не только политическое многообразие, но и основанную на нем многопартийность.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/

Наши рекомендации