Реализация Конституции (понятие, формы). Прямое действие конституционных норм. Правовая охрана конституции.
Понятие:
Реализация Конституции – это деятельность субъектов конституционного права по внедрению, воплощению положений Конституции в поведение граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, субъектов Федерации и России в целом для достижения целей, провозглашенных Конституцией.
Реализация Конституции - это целеустремленная деятельность компетентных субъектов - государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, граждан и их общественных объединений - по осуществлению основ государственного и общественного строя, прав и свобод личности. Реализация конституционных норм предполагает проведение их в жизнь на любом уровне в определенных формах.
Формы реализации конституции: 1.Использование -это осуществление возможностей, гарантированных Конституцией. «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч.2 ст.35); 2.Исполнение -это выполнение возложенных Конституцией обязанностей. «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ч.1 ст.59). 3.Соблюдение -это несовершение запрещенных Конституцией действий. «На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (ч.1 ст.74). 4.Применение -это деятельность компетентных органов по вынесению на основе КПН и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных предписаний («посредничество властных органов», акты применения). «Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища» (п. «а» ст. 89). |
Прямое действие конституционных норм:
ПРЯМОЕ (НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ) ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ — свойство конституционных норм оказывать (без каких-либо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения.
Согласно п. 1 ст. 15 КРФ “Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ”.
Конституция имеет прямое действие. В то же время сам текст Конституции содержит указания на необходимость принятия ряда ФКЗ и ФЗ, чье действие будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.
Прямое действие Конституции означает, что Конституция РФ действует на всей территории страны и не требует имплементации в законодательстве субъектов Федерации. Ее положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и граждан. Отсутствие конкретизирующих Конституцию РФ актов не означает невозможность применения ее положений, а лишь указывает на своеобразие их применения, связанное с использованием специфических правовых средств (к примеру, принятие судом решения на основе общего положения Конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан).
Практическое значение прямодействия конституции состоит в том, что у гражданина непосредственно на основе конституционных норм возникают права, за защитой которых он имеет право обратиться в суд, ссылаясь исключительно на статью конституции, а суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов. Таким образом,прямодействие конституции означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы конституции в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.
Нормативным актом прямого действия является и Конституция Российской Федерации, принятая путем референдума в декабре 1993 г. Часть 1 ст. 15 в ней гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». В предыдущих конституциях России такой записи не было. Она означает, что новая Конституция Российской Федерации - не торжественная декларация, а полноценно действующий нормативно-правовой акт, нормы которого можно использовать для решения конкретных споров, рассмотрения жалоб и заявлений граждан, то есть для разрешения дел по существу.
Правовая охрана конституции:
Под правовой охраной Конституции Российской Федерации понимается совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. В этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану Конституции в различных формах. Контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), а обеспечение соответствия конституций республик федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции РФ).
Особая роль в охране Конституции принадлежит Президенту Российской Федерации. Согласно ст. 80 Конституции Президент России как глава государства является гарантом Конституции, в содержание его присяги входит обязанность соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации.
Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд Российской Федерации. В соответствии со ст. 125 Конституции Конституционный Суд по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и её субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).
В охране Конституции участвуют также Верховный суд Российской Федерации и Прокуратура Российской Федерации в пределах их компетенции, установленной российским законодательством.