Общий перечень вопросов к зачету.

Общий перечень вопросов к зачету.

Часть первая

1. Понятие, предмет, методология и источники науки конституционного права. Конституционное право, как учебная дисциплина.

Понятие:

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которые в свою очередь входят в систему общественных наук.

Наука конституционного права – отраслевая наука, изучающая отрасль конституционного права и представляющая собой систему взглядов, представлений, знаний о конституционных подотраслях и институтах, нормах, отношениях, закономерностях и эффективности их возникновения, функционирования и развития.

Наука конституционного (государственного) права в современном её понимании в России начала складываться в XIX веке.

Предмет:

Предмет науки – это то, на что направлена мысль в процессе изучения.

Предмет науки конституционного права - конституционное право, как отрасль права (история, современное состояние и тенденции развития).

Методы науки конституционного права:

Методология – учение о методах, способах научного познания.

Метод юридической науки – это приёмы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов.

Конституционное право использует множество методов исследования:

Обще-научные и частно-научные методы:

Метод системного анализа – позволяет рассматривать структуру отрасли конституционного права как систему взаимосвязанных элементов.

Диалектический метод способствует расширению объема знаний, благодаря осмыслению категорий и явлений в их развитии и взаимной связи.

Статистический методна основе количественного анализа расширяет возможности в изучении динамики и тенденций развития определённых явлений.

Конкретно-социологический метод. С помощью данного метода можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологические исследования содействуют разработке ключевых вопросов теории государства и права, для изучения которых они представляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных. В рамках конкретно-социологического метода исследования используются такие приёмы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др.

Специально-юридические методы:

Формально-. юридический метод позволяет уяснить содержание и смысл правовых норм, догму права. Данный метод создан преимущественно умозрительным путём. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определённости права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. – все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д.

Сравнительно-правовой метод – основан на познании государственно-правовых явлений на основе установления общего и различного в правовых нормах, институтах, отраслях и даже системах права. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах.

Метод государственного и правового моделирования – суть данного метода заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определённое сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них, можно с достаточной степенью точности судить о других. Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.

Историко-правовой метод.Наука конституционного права исследует конституционно-правовые институты и отношения в их связи с историческим развитием общества, государства и др.

Источники:

Источники КП:

- Нормы права (действующие и прекратившие своё действие);

- Юридическая практика;

- Труды учёных, политиков.

Юридическая практика:

- Правотворческую практику;

- Правоприменительную практику.

И.А. Конюхова - выделяет в качестве самостоятельного вида практики научную практику, события и результаты которой воплощаются в соответствующих печатных материалах и рекомендациях учёных для субъектов конституционных правоотношений, реализующих нормы конституционного права.

На наш взгляд, это такой источник науки конституционного права как труды учёных.

Наука конституционного права опирается на систему источников, которыми являются:

- труды отечественных и зарубежных ученых;

- конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права;

- практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Учеными разрабатываются теоретические проблемы конституционного права, высказываются суждения по общим и конкретным вопросам конституционно-правовой науки. К трудам ученых относятся многочисленные монографии и статьи, в которых дается критическое осмысление различных категорий и институтов. Ученые спорят между собой, отвергают старые и выдвигают новые научные концепции, направленные на дальнейшее совершенствование теории и практики конституционного права. Изучение и осмысление трудов ученых является важнейшей стадией научного познания.

Конституция и иные нормативно-правовые акты являются также важным источником конституционно-правовой науки. Они всегда находятся в центре внимания ученых, поскольку являются также и источниками отрасли конституционного права. Только научно обоснованные изменения и дополнения в конституцию и законодательство делают их жизнеспособными. Именно поэтому в нормотворческаяком процессе многих стран все более активную роль играют представители науки (эксперты, консультанты и т. п.).

Практика — неисчерпаемый источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изучает процессы, которые происходят в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов.

Конституционное право России как учебная дисциплина:

Предмет учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» - изучение основ действующего конституционного права, основ науки о нём.

Наука конституционного права по своему объему значительно шире, богаче содержания учебного курса.

Система учебного курса конституционного права

1) Основы теории конституционного права – учение о предмете, методе и источниках конституционного права, конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, конституционно-правовой ответственности и науке конституционного права.

2) Общая часть– основы конституционного строя России, её политико-территориальное устройство, основы правового статуса человека и гражданина в РФ.

3) Особенная часть – организация государственной власти (Президент РФ, Государственная Дума, Правительство РФ, Судебная власть, Органы государственной власти субъектов РФ и др.) и местного самоуправления в РФ.

4) Специальная часть – конституционное (уставное) право субъектов РФ.

Виды законов в РФ.

Общий перечень вопросов к зачету. - student2.ru

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

Конституционные законы - это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

К ним, в частности, относятся законы:

- о военном положении;

- о чрезвычайном положении;

- о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;

- об изменении статуса субъекта РФ;

- государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

- о референдуме;

- о судебной системе;

- о судах основного звена;

- о Конституционном Суде РФ;

- о Верховном Суде РФ;

- о Высшем арбитражном суде РФ;

- о Конституционном собрании РФ.

Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.

Особенностьюзаконов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являютсяконституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

Виды законов по сроку действия:

  • постоянные;
  • чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию:

  • общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
  • специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

Политические партии.

Политические партии в Российской Федерации. - Политические партии играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, будучи одним из центральных компонентов политической системы. Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии, закрепленное в статье 30 Конституции, включает в себя право на добровольной основе создавать политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Правовое положение политических партий в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 11 июля 2001 года, который вступил в силу с момента его официального опубликования, т. е. 14 июля 2001 г.

В статье 3 Федерального закона дано следующее определение политической партии: "Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления".

Слово "партия" латинского происхождения. Однако для его перевода отдельные авторы берут слова с разным смысловым значением. Во-первых, о партии говорят, как о части какого-либо общественного класса, точнее, его наиболее активной и организованной части; во-вторых, о партии говорят, как о политической организации, выражающей интересы общественного класса или его определенного слоя, объединяющей их наиболее активных представителей для достижения определенных целей.

Требования, которым должна отвечать политическая партия, определены в п.2 статьи 3 Федерального закона: во-первых, политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации (принято считать, что это должно быть не менее 46 субъектов; во-вторых, в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии при условии, что более чем в половине субъектов партия должна иметь не менее ста членов политической партии, а в остальных региональных отделениях - не менее пятидесяти членов в каждом из субъектов Российской Федерации; в-третьих, руководящие и иные органы политической партии, ее региональных отделений должны находиться на территории Российской Федерация.

Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни и доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; и, главное, - выдвижение кандидатов в депутаты на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Конкретизируя эти положения п. 4 статьи 3, статья 36 Федерального закона устанавливает, что политическая партия является единственным общественным объединением, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и наиные выборные должности в органах государственной власти.

К числу ограничений на создание политических партий относятся прежде всего, ограничения, предусмотренные в статье 13 Конституции Российской Федерации, а также федеральный закон не допускает создание политических партий ни по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности; не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных Силах, в правоохранительных и иных государственных органах, государственных и негосударственных организациях. Запрещается также вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Такое установление Федерального закона привело к тому, что те политические общественные объединения, которые были созданы до вступления в силу названного Федерального закона, т. е. до 14 июля 2001 года, получили право преобразоваться в политическую партию в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона, т.е. до 14 июля 2003 года. К указанному сроку в Российской Федерации оказалось 44 таких политических партий. По истечение указанного срока, общероссийские общественные объединения, не преобразовавшиеся в политическую партию, утрачивают статус политического общественного объединения и действуют как общероссийские общественные объединения на основе устава, который не должен противоречить Федеральному закону "О политических партиях".

Членство в политической партий является добровольным и индивидуальным (ст. 23 Федерального закона). Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или его отсутствие. Никаких иных ограничений относительно членства в политической партии федеральный закон не предусматривает. Есть, однако, одно указание на то, что Президент Российской Федерации вправе приостанавливать членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

Политические партии и их региональные отделения подлежат обязательной регистрации, которая осуществляется соответствующим федеральным или территориальным регистрирующим органом. Такими органами в настоящее время в Российской Федерации является Министерство юстиции Российской Федерации и его структурные подразделения в субъектах Российской Федерации.

Многопартийность в Российской Федерации. - Статья 13 Конституции Российской Федерации, напомню, признает в Российской Федерации не только политическое многообразие, но и основанную на нем многопартийность.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/

Выход из гражданства

Выход из гражданства (или добровольная экспатриация) предусматривает обязательное первичное волеизъявление гражданина, ставящего вопрос о прекращении его российского гражданства. По общему правилу выход из гражданства осуществляется в разрешительном порядке. Лицо, желающее выйти из гражданства, обращается с заявлением на имя Президента РФ. Окончательное решение вопроса о выходе остается за Президентом.

Выход из гражданства может иметь место и в упрощенном порядке. Во-первых, если лицо, желающее выйти из российского гражданства, постоянно и на законных основаниях проживает на территории иностранного государства. Во-вторых, если выходит из российского гражданства ребенок по заявлению родителей, один из которых — российский гражданин, а другой — иностранец, либо по заявлению единственного родителя — иностранца. В этих случаях выход из российского гражданства оформляется решениями органов миграционной службы, органами Министерства иностранных дел РФ.

Право лица на выход из гражданства вытекает из ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах. Но это право не означает незаконности, с точки зрения международного права, существования разрешительной системы экспатриации. Иное вело бы к подрыву государственного суверенитета. Однако каждое государство обязано в собственном законодательстве четко сформулировать основания отказа в выходе, в том числе и содержащие элемент усмотрения. В нашей стране такие основания сформулированы в ст. 20 Закона о гражданстве.

Выход из российского гражданства не допускается в общем и в упрощенном порядках, если гражданин имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом, привлечен компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда, не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Отклонение заявления о выходе из гражданства должно быть мотивировано полномочными органами.

Гражданство и брак.

Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей известные трудности. Значительные трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. в целях защиты интересов женщин предусматривает, что заключение или расторжение брака с иностранцем, как и перемена гражданства мужем во время существования брачного союза, не должны автоматически отражаться на гражданстве жены.

Для современной России данные нормы весьма актуальны. Если в СССР долгое время браки с иностранцами были просто запрещены, то с переходом к демократии и в связи с растущими связями между людьми разных стран они становятся все более распространенными. В связи с этим Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 8) закрепил три важные нормы:

  • заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц;
  • изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга;
  • расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

На защиту интересов детей направлены положения Закона на случай изменения родителями своего гражданства. Установлено общее правило: гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с рассматриваемым Законом. Для приобретения или прекращения гражданства ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Ряд норм гарантирует право на гражданство детей по усыновлению, при опеке и попечительстве.

Личные права и свободы.

Личные права и свободы - это права и свободы, вытекающие из естественного статуса человека как такового, присущи от рождения.

Признаки личных прав и свобод:

А) неотчуждаемость;

Б) не увязаны с принадлежностью к гражданству государства;

Виды личных прав:

- Право на жизнь.

- Право на выбор гражданства.

- Право рассмотрения дела обвиняемого судом присяжных.

- Право на личное достоинство.

- Право на свободу и личную неприкосновенность.

- Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

- Право на неприкосновенность жилища.

- Право на определение и указание своей национальной принадлежности.

- Право на пользование родным языком, на выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

- Право на свободу передвижения и выбор места жительства, въезда и выезда из страны.

- Свобода совести и вероисповедания.

- Свобода мысли и слова.

- Право на создание не политических объединений.

http://allstatepravo.ru/mpkp/mkp2/mkp25/kons251.html

Федеральное вмешательство федеральных органов власти в функционирование органов власти субъектов РФ.

Под федеральным вмешательством следует понимать конституционно-правовой институт, представляющий собой совокупность норм, определяющих основания, формы и порядок действия федеральных органов власти по отношению к органам власти субъектов федерации в случаях совершения ими конституционных правонарушений или при угрозе наступления последних в целях охраны интересов населения, обеспечения государственного и правового единства государства.

Таким образом, применение мер федерального вмешательства в дела субъектов является одним из правовых инструментов регулирования федеративных отношений. Однако допустимыми данные меры являются только в том случае, если они предварительно закреплены в конституционном законодательстве, и все субъекты федерации осведомлены о возможных инструментах правового воздействия.

Действующим законодательством, в частности, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрены две меры федерального вмешательства – роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти и отрешение от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» также предусматривается применение отдельных мер федерального вмешательства в отношении субъектов федерации - полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и введение особого управления территорией (ст.11).

Следовательно, нужно констатировать правовую регламентацию лишь отдельных мер федерального вмешательства и отсутствие специального закона, который бы всесторонне регулировал институт федерального вмешательства, «стал бы гарантией прав и Российской Федерации, и ее субъектов, так как каждая из сторон хорошо бы представляла свои возможности и последствия в связи с применением той или иной меры федерального вмешательства»

http://www.chegdomun.ru/poleznaya-informaciya/zakonodatelstvo/institut-federalnogo-vmeshatelstva-i-vozmozhnye-mery-federalnogo-vmeshatelstva-s-tochki-zreniya-prava

Общий перечень вопросов к зачету.

Часть первая

1. Понятие, предмет, методология и источники науки конституционного права. Конституционное право, как учебная дисциплина.

Понятие:

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которые в свою очередь входят в систему общественных наук.

Наука конституционного права – отраслевая наука, изучающая отрасль конституционного права и представляющая собой систему взглядов, представлений, знаний о конституционных подотраслях и институтах, нормах, отношениях, закономерностях и эффективности их возникновения, функционирования и развития.

Наука конституционного (государственного) права в современном её понимании в России начала складываться в XIX веке.

Предмет:

Предмет науки – это то, на что направлена мысль в процессе изучения.

Предмет науки конституционного права - конституционное право, как отрасль права (история, современное состояние и тенденции развития).

Методы науки конституционного права:

Методология – учение о методах, способах научного познания.

Метод юридической науки – это приёмы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов.

Конституционное право использует множество методов исследования:

Обще-научные и частно-научные методы:

Метод системного анализа – позволяет рассматривать структуру отрасли конституционного права как систему взаимосвязанных элементов.

Диалектический метод способствует расширению объема знаний, благодаря осмыслению категорий и явлений в их развитии и взаимной связи.

Статистический методна основе количественного анализа расширяет возможности в изучении динамики и тенденций развития определённых явлений.

Конкретно-социологический метод. С помощью данного метода можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологические исследования содействуют разработке ключевых вопросов теории государства и права, для изучения которых они представляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных. В рамках конкретно-социологического метода исследования используются такие приёмы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др.

Специально-юридические методы:

Формально-. юридический метод позволяет уяснить содержание и смысл правовых норм, догму права. Данный метод создан преимущественно умозрительным путём. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определённости права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. – все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д.

Сравнительно-правовой метод – основан на познании государственно-правовых явлений на основе установления общего и различного в правовых нормах, институтах, отраслях и даже системах права. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах.

Метод государственного и правового моделирования – суть данного метода заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определённое сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них, можно с достаточной степенью точности судить о других. Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.

Историко-правовой метод.Наука конституционного права исследует конституционно-правовые институты и отношения в их связи с историческим развитием общества, государства и др.

Источники:

Источники КП:

- Нормы права (действующие и прекратившие своё действие);

- Юридическая практика;

- Труды учёных, политиков.

Юридическая практика:

- Правотворческую практику;

- Правоприменительную практику.

И.А. Конюхова - выделяет в качестве самостоятельного вида практики научную практику, события и результаты которой воплощаются в соответствующих печатных материалах и рекомендациях учёных для субъектов конституционных правоотношений, реализующих нормы конституционного права.

На наш взгляд, это такой источник науки конституционного права как труды учёных.

Наука конституционного права опирается на систему источников, которыми являются:

- труды отечественных и зарубежных ученых;

- конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права;

- практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Учеными разрабатываются теоретические проблемы конституционного права, высказываются суждения по общим и конкретным вопросам конституционно-правовой науки. К трудам ученых относятся многочисленные монографии и статьи, в которых дается критическое осмысление различных категорий и институтов. Ученые спорят между собой, отвергают старые и выдвигают новые научные концепции, направленные на дальнейшее совершенствование теории и практики конституционного права. Изучение и осмысление трудов ученых является важнейшей стадией научного познания.

Конституция и иные нормативно-правовые акты являются также важным источником конституционно-правовой науки. Они всегда находятся в центре внимания ученых, поскольку являются также и источниками отрасли конституционного права. Только научно обоснованные изменения и дополнения в конституцию и законодательство делают их жизнеспособными. Именно поэтому в нормотворческаяком процессе многих стран все более активную роль играют представители науки (эксперты, консультанты и т. п.).

Практика — неисчерпаемый источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изучает процессы, которые происходят в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов.

Конституционное право России как учебная дисциплина:

Предмет учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» - изучение основ действующего конституционного права, основ науки о нём.

Наука конституционного права по своему объему значительно шире, богаче содержания учебного курса.

Система учебного курса конституционного права

1) Основы теории конституционного права – учение о предмете, методе и источниках конституционного права, конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, конституционно-правовой ответственности и науке конституционного права.

2) Общая часть– основы конституционного строя России, её политико-территориальное устройство, основы правового статуса человека и гражданина в РФ.

3) Особенная часть – организация государственной власти (Президент РФ, Государственная Дума, Правительство РФ, Судебная власть, Органы государственной власти субъектов РФ и др.) и местного самоуправления в РФ.

4) Специальная часть – конституционное (уставное) право субъектов РФ.

Наши рекомендации