Теоцентристский тип правовой идеологии
Консерватизм – правовая идеология, сформировавшаяся в конце XVIII века как реакция на французскую революцию и на философию просвещения (либеральную идеологию). Стремится сохранить в культуре то что является выражением связи человека с богом. Высшие ценности: традиционная религия, институт семьи (божественное установление, а не договор между мужчиной и женщиной).
Право (позитивное) должно быть нравственно оправданным, соответствовать историческим традициям, духу народа. Представители: Ж.Д. Местр, Э. Берк, Н.М. Карамзин, Н.Я. Данилевский.
Социоцентристский тип правовой идеологии
1. Солидаризм
2. Коммунизм
3. Национализм
4. Расизм
Солидаризм
Сформировался во второй половине XIX века, основоположник – Дюги. В России – М.Н. Ковалевский.
Идея социальной солидарности; ее осознание порождает норму социальной солидарности – не делать ничего что нарушает социальную солидарность, и делать все чтобы ее укрепить.
Социальная норма солидарности – высшая ценность, являющаяся основой позитивного права, и ограничивающая возможность произвола государственной власти.
Солидаризм отрицает самостоятельное значение субъективного права.
Субъективное право – производное от первичных обязанностей – укрепление социальной солидарности, выполняя определенную социальную функцию. Например, собственность – это обязанность. Собственник должен использовать собственность чтобы поддерживать социальную солидарность. Пользование собственностью должно приносить пользу другим людям.
Коммунизм
Маркс и Энгельс.
Признание права относительной ценностью. Право – приходящее явление, то есть исчезающее в процессе социального развития.
Существование права обусловлено классовой структурой общества. Право – выражение воли экономически господствующего класса.
Общие социальные функции права отходят на второй план.
Элементы волюнтаризма: право – произвольное установление, но в интересах господствующего класса. Основная идея – ликвидация классового общества. Это возможно только вследствие ликвидации частной собственности на средства производства.
Национализм
Обосновывает идею прав нации.
Нация - общность людей, обладающих общей духовной культурой.
В национализме право – коллективный опыт нации, необходимость сохранения правовых традиций, неэффективность заимствования.
Расизм
Развитие культуры определенной расой (по принципу крови).
Главная задача права и государства – сохранение и улучшение расы.
Смешанные правовые идеологии
Социал-демократическая (коммунизм + либерализм + солидаризм)
Фашизм (антилиберален, является этатическим).
Правовая культура
Неокантианство – впервые происходит осмысление специфики культуры.
1.Культура – все созданное человеком, противопоставляется природе. П.А.Флоренский указал на недостатки такого определения.
2.Деятельностный подход к определению культуры: культура – специфический способ деятельности людей.
3.Ценностный подход: культура – система общесоциальных ценностей, создаваемых, воспроизводимых и передаваемых следующим поколениям.Сторонник – П.А. Сорокин: базовые ценности общества сообщают единство и целостность всем явлениям культуры.
4.Современный подход. Семиотическая концепция. Ю.М. Лотман. Культура имеет знаковую и коммуникативную природу. Создание и воспроизводство культуры возможно благодаря присущей исключительно человеку способности создавать тексты, системы знаков; они создаются для хранения, воспроизводства и передачи социально значимой информации в процессе коммуникации.
В качестве текстов культуры:
1. Устные и письменные тексты
2. Живописные полотна
3. Действия самих субъектов культуры
4. …
В текстах культуры воплощается ее основополагающие ценности. В процессе коммуникации происходит интерпретация текстов культуры, происходит в рамках определенного культурного контекста (смыслового пространства). Это смысловое пространство организует базовые ценности культуры. Культурный контекст обуславливает особенности понимания информации, которая заключена в текстах культуры, а, следовательно, отдельные аспекты информации могут актуализироваться, а другие – утратить свою актуальность.
Лотман: культура – механизм, создающий совокупность текстов.
Поляков: культура – система по созданию, хранению, воспроизводству и передаче текстов, содержащих социально значимую информацию (то есть содержащих накопленных социальный опыт).
Понятие правовой культуры
Л.Н. Гумилев «Несколько сакраментальных фраз».
Основные подходы к правовой культуре. В СССР впервые стала изучаться в 70-е годы.
1. Идеальный подход. Представители: С.С. Алексеев, проф. Венгеров. Алексеев: «Правовая культура – достигнутый общество либо конкретным субъектом определенный уровень знания и понимания права»
a. Правовая культура рассматривается как идеальное явление, ограниченное рамками либо индивидуальности, либо общественным сознанием.
b. На рациональном, интеллектуальном уровне правовая культура – знание позитивного права; на эмоциональном уровне правовая культура выражена в вере в право, в его регулирующие возможности.
Правовая культура рассматривается как часть правосознания, положительный компонент правосознания. Венгеров: «Правовая культура – более высокая форма правосознания». Недостатки:
a. Правовая культура не может быть отождествлена с правосознанием или какой-то его частью.
b. Правовая культура не только идеальное явление, существующее в сознании субъекта; она имеет и внешнее выражение – памятники права, источники права, сложившаяся в обществе система юридических учреждений.
Точка зрения Тимошиной: правосознание – часть правовой культуры (именно субъект – главное действующее лицо правовой культуры).
2. Качественный подход. Представители: А.П. Семитко: Правовая культура – обусловленная социально-экономическим и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в:
a. Достигнутом уровне развития юридических актов
b. Достигнутом уровне правовой деятельности и правосознании субъекта
c. В степени гарантированности государством свободы поведения личности, в единстве с ее ответственностью перед обществом.
Общий недостаток двух подходов: неясность критерия отнесения явлений к культурным, он обозначен как «уровень развития» (где эталон измерения?). когда появляется этот критерий, неявно присутствует европоцентризм (западная культура – эталон); она и есть критерий оценки всех других правовых культур.
Нерсесянц выделяет три типа правовых культур:
1. Высокоразвитая
2. Среднеразвитая
3. Слаборазвитая
Его ученик Четвернин сказал что есть одна правовая культура (западная), а все другие – не культуры. Только в ней (западной культуре) реализован принцип формального равенства.
3. Деятельностная трактовка. Представитель: И.А. Иванников. Правовая культура – одна из форм социально значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выраженных в правовых нормах, институтах, способности оценки данных явлений.
Недостатки подхода: правовая культура – не только деятельность.
4. Ценностная (аксиологическая) трактовка. Представитель: В.П. Сальников. Правовая культура – система идеальных и материальных правовых ценностей, создаваемых, реализуемых, передаваемых в процессе совместной деятельности членов общества. «Юридическое богатство». Сальников: «Правовая культура – совокупность всех компонентов правовой действительности в их реальном функционировании в качестве эталонов деятельности субъектов права». в понятие правовой культуры включаются исключительно положительные ценности.
5. Семиотическая концепция. Сформировалась в неклассической науке. В центре этой концепции человек, который обладает исключительной особенностью создавать тексты для взаимопонимания и взаимодействия. Представители: Разуваев, И.Л. Честнов, А.В. Поляков. Правовая культура имеет текстуальную и коммуникативную природу. Разуваев: «Правовая культура – процесс создания, обмена и хранения правовых текстов, как вербальных (словесных), так и не вербальных (процесс поведения людей). Честнов называет свой подход «антропологическим». В его понимании правовая культура – постоянно воспроизводящаяся правовая реальность, существующая в знаково-символических формах, опосредующих и определяющих специфику человеческого взаимодействия.
Подход Полякова: правовая культура – совокупность текстов, отражающих правовую реальность, а также деятельность по их созданию, хранению, трансляции.
Подход Тимошиной: правовая культура – система по созданию, хранению и трансляции текстов правовой действительности, содержащих социально-значимую информацию.
Тексты правовой действительности:
1. Правовые тексты (источники права)
2. Тексты, которые в прошлом существовали в качестве правовых – памятники права.
3. Акты реализации субъективных прав и обязанностей.
4. Научные тексты о праве (правовые концепции).
5. Тексты правовой идеологии.
6. Тексты правовой психологии.
Тексты правовой действительности могут обладать как положительной, так и отрицательной ценностью. К положительной можно отнести источники права, господствующая в обществе правовая идеология, правомерное поведение субъектов правовой культуры. К отрицательным – правонарушающие действия субъектов, несправедливые законы, отрицательная правовая идеология. Отрицательные образуют периферию правовой культуры, а положительные – ее ядро (центральную зону правовой культуры).
В центральную зону входят доминирующие базовые общесоциальные ценности, которые определяют позитивные правовые ценности.
Базовые ценности обеспечивают целостность, стабильность, устойчивость, обособление правовой культуры от других правовых культур.
На периферии образуются субкультуры – правовые культуры, установленные социальными группами, которые различаются своим отношением к базовым ценностям культуры.
Классификация правовых субкультур:
1. Профессиональные
2. Конфессиональные
3. Этнические
4. Маргинальные (суб. неадаптированные).
5. Делинквентные (отрицающие базовые ценности правовой культуры)
Типы правовых культур
Классификация П.А. Сорокина по ценностному критерию:
1. Идеациональная (религиозная)
Культура:
a. Реальность в ней рассматривается как нематериальное бытие, не приходящее, а вечное.
b. Цели и потребности общества преимущественно духовные.
c. Степень удовлетворения этих потребностей максимальная.
d. Минимализация большинства физических потребностей (добровольная) и подчинение их ценностям духовным.
Правовая культура (законы 12 таблиц):
a. Законодательство – данное абсолютом.
b. Законы, которые рассматриваются как заповеди мудрого и справедливого бога, абсолютны и неизменны.
c. Законодательство не поощряет в человеке стремление к счастью, удовольствию, пользе; оно направлено на защиту ценностей, которые не имеют утилитарного выражения; эти законы запрещают многие удовольствия и устанавливают юридическую ответственность за деяния, направленные на получение такого удовольствия.
d. Преступление рассматривается как грех, нарушение божественных заповедей.
e. Идеациональное законодательство в качестве преступлений рассматривает деяния, которые нарушают правила отношений человека к богу.
f. Система наказаний включает в себя не только физические, но и сверхчувственные наказания: уголовное наказание со стороны государства всегда сопровождается искуплением греха, дисциплиной покаяния, совершением жертвоприношения и т.п..
g. Своеобразие системы судебных доказательств: она основана на признании вмешательства Абсолюта в юридический процесс. Следовательно, в идеационализрованной правовой культуре присутствуют сверхъестественные методы определения виновности подсудимого.
h. Действие по совершению юридических сделок также представляют собой религиозный ритуал, который расписывается до мельчайших подробностей.
i. Судебный процесс – разновидность религиозного ритуала; судьи – священнослужители.
j. Идеационализированное право не руководствуется соображениями пользы и выгоды даже в сфере экономических и производственных отношений. Экономические отношений допустимы до тех пор, пока они не противоречат религиозным ценностям (запрет заниматься ростовщичеством).
k. Социальные отношения не являются объектом свободного выбора заинтересованных сторон (например, брак). Регулирование социальных отношений осуществляется двумя способами:
a. Путем ограничения отношений, противоречащих божественным заповедям
b. Путем стимуляции долга, жертвенной любви.
l. Правительство, публичная власть получает свою легитимность от Абсолюта. В противном случае она рассматривается как тираническая, деспотическая. Политический режим – теократический (например, культура древнего Рима, средневековой Европы (до XIII века), России (XV век).
2. Чувственная (светская) (пример – западная культура, 40-е годы XX века).
Культура:
a. Реальность только то, что воспринимается органами чувств. Следовательно, отсутствует вера в существование сверхчувственной реальности.
b. Потребности и стремление субъекта чувственной культуры в основном физические. Они должны быть максимально удовлетворены. Способом их удовлетворения является эксплуатация внешнего мира.
c. Главная ценность и субъект – человек с набором чувств, материальными, физическими потребностями, которые нуждаются в разнообразном удовлетворении.
Правовая культура:
a. Право – созданное человеком; инструмент эксплуатации, подчинения одной социальной группой другой; цель права исключительна утилитарна: обеспечения жизни, безопасности, собственности; нормы чувственного права относительны, изменяемы и условны; нормы, целесообразные при одних обстоятельствах и для одной группы людей, меняются, коль скоро они оказываются вредными и бесполезными.
b. В системе социального регулирования отсутствует обращение к сверхчувственным ценностям: личные и имущественные отношения между людьми регулируются исключительно с точки зрения их пользы, целесообразности.
c. Наказания преследуют утилитарные цели в виде перевоспитания преступника; правила юридического процесса гибки, изменяемы, условны. Судьи – светские лица.
d. Публичная власть не имеет теократического характера, не нуждается в санкции абсолюта.
3. Идеалистическая (средневековая европейская культура XIII-XIV веков). Культура: смешанный, интегрированный тип культуры, сбалансированное соединение признаков, гармоническое единство основных признаков идеациональной и чувственной культуры.
Три стадии развития западной культуры:
1. V-XIII века – идеациональная культура
2. XIII-XIV века – идеалистическая
3. XVI-сегодняшний день - чувственная
Кризис чувственной культуры запада сегодня обусловлен утилитарной природой этической и юридической ценностей. Как только провозглашается, что добро – то что полезно и приносит выгоду, а зло – то что бесполезно и не приносит выгоду, люди утрачивают правовой ориентир, логическое развитие принципов чувственной культуры приводит к ее разрушению. Этот кризис породил проблему тоталитаризма. Без перехода к идеациональному праву чувственная правовая культура не сможет выйти из кризиса.
Право и государство
Связь государства и права
Зависит от типа правопонимания.
1. Государственная власть может инициировать возникновение права. Такая творческая деятельность государственного аппарата – законотворчество.
2. Государство может придать правовой характер уже сложившимся общественным отношениям, не имеющим правового характера, закрепив модель этих отношений в соответствующей норме права.
3. Государство может санкционировать уже сложившиеся в обществе правовые отношения, придав сложившимся правовым нормам статус официального права (включение правового обычая в государственно устроенное право).