Подписание Президентом принятых законов
Подписание закона главой государства – это общепринятая практика в демократических парламентских государствах, никак не умаляющая принципа исключительности принятия закона парламентом в силу его представительной природы. Подписание закона президентом – это завершающая стадия законотворческого процесса, но собственно законотворчеством она не является. Текст закона полностью разрабатывается и принимается представительным (законодательным) органом, а глава государства лишь осуществляет функции вотирования и промульгации.
Принятый закон в течение 5 дней направляется для подписания и обнародования президенту, который осуществляет это в течение 14 дней.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда, все законы на подпись президенту должны поступать из Совета Федерации.
В отношении федеральных законов президент обладает правом отлагательного вето – это значит, что в течение 14 дней с момента поступления закона он может отклонить принятый закон с обоснованием причин и не подписать его. Таким образом если президент в течение 14 дней не воспользовался правом вето, он обязан подписать закон.
Право вето не распространяется на федеральные конституционные законы. Данные законы подлежат подписанию президентом и обнародованию в течение 14 дней с момента их поступления.
Вето Президента РФ может рассматриваться как один из важных элементов системы сдержек и противовесов. При этом вето будет способствовать сбалансированному разделению властей только в том случае, если будет предусмотрен усложненный, но реальный механизм его преодоления.
Анализ механизма повторного рассмотрения законов, отклоненных президентом, свидетельствует о том, что вето не является абсолютным и позволяет как преодолевать его, так и дорабатывать законопроект, улучшая его юридическое качество. Наложение вето не останавливает законотворческий процесс, а лишь добавляет в него дополнительную стадию, направленную на поиск компромисса между исполнительной и законодательной властью.
Преодоление вето Совета Федерации
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он возвращается в нижнюю палату и Советом Государственной Думы передается ответственному комитету для дачи заключения. Последний может рекомендовать Государственной Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять закон в ранее принятой редакции; снять закон с повторного рассмотрения.
Создание согласительной комиссии является удачной процедурой преодоления разногласий между палатами. Комиссия создается из представителей обеих палат на паритетных началах по инициативе любой из палат Федерального Собрания. Решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием депутаций Государственной Думы и Совета Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов каждой депутации. При этом примерно две трети из отклоненных Советом Федерации законов принимались в редакции согласительной комиссии.
При работе согласительной комиссии Совета Федерации и Государственной Думы практикуется приглашать представителей Президента. Таким образом, глава государства оказывается способным влиять на законодательный процесс еще до подписания закона, осуществляя как бы промежуточный контроль и выступая в роли арбитра между палатами парламента.
Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не принимает его в редакции согласительной комиссии, закон ставится на голосование в ранее принятой редакции, то есть предпринимается попытка «опрокинуть» вето Совета Федерации. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Принятый таким образом федеральный закон направляется непосредственно Президенту РФ для подписания и обнародования. Если же федеральный закон в редакции согласительной комиссии или в ранее принятой редакции не набрал установленного числа голосов, он считается отклоненным.
Преодоление вето Президента
В случае отклонения закона Президентом РФ[9] он возвращается в Государственную Думу для повторного рассмотрения с учетом замечаний.
Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного президентом, начинается с выступления полномочного представителя президента в Государственной Думе либо иного официального представителя президента.
По итогам обсуждения Государственная Дума может принять одно из следующих решений:
а) согласиться с решением президента об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения;
б) принять федеральный закон в редакции Президента Российской Федерации. В этом случае президент не может повторно наложить вето, ссылаясь на иные обстоятельства – он обязан подписать закон;
в) создать по предложению либо с предварительного согласия Президента РФ специальную комиссию для выработки согласованного текста федерального закона с учетом предложений Президента Российской Федерации. В этом случае процедура принятии закона фактически начинается опять со второго чтения;
г) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции двумя третями голосов, т.е. «опрокинуть» вето президента.
В последнем случае принятый Думой закон передается в Совет Федерации и может быть одобрен палатой только путем голосования квалифицированным большинством – две трети от общего числа членов палаты.
Практике известны только единичные случаи преодоления вето обеими палатами. Закон, как правило, либо отклоняется, либо дорабатывается с учетом замечания Президента РФ.
Совет Федерации в процедуре преодоления вето выступает дополнительным сдерживающим элементом. Если вторая палата не поддерживает закон квалифицированным большинством голосов, он считается отклоненным. Создание согласительной комиссии и повторное голосование в Государственной Думе уже недопустимы. Учитывая порядок формирования Совета Федерации, при котором половина членов фактически назначается командой Президента РФ, можно сделать вывод, что теоретически Президент имеет возможность отклонить любой закон, используя для этого возможности Совета Федерации. Небезынтересно напомнить, что аналогичным механизмом пользовался Николай II, а Государственный Совет (верхнюю палату парламента Российской Империи) некоторые депутаты называли «пробкой для Думы».