Порядок проведения выборов Президента РФ
Президент избирается на шесть лет гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента определяется федеральным законом.
Выборы Президента назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Если Совет Федерации не назначит выборы, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ.
В случае досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы. Днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.
Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. О месте и времени проведения собрания группы избирателей должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Право выдвижения кандидатов также принадлежит политическим партиям, при этом не обязательно, чтобы кандидат был членом партии.
Предполагаемый кандидат должен быть поддержан на съезде партии тайным голосованием.
После выдвижения следует регистрация кандидатов.
Для регистрации кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, либо партия, выдвинувшая кандидата, обязаны собрать в поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. На один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей.
Те политические партии, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов на выборах в Государственную Думу, предшествующих президентским выборам, подписи не собирают.
Для финансирования избирательной кампании кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды. Они формируются за счет:
1) собственных средств кандидата;
2) средств, выделенных кандидату выдвинувшей его партией;
3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
Далее следует стадия голосования и определения результатов выборов.
Результаты определяются Центральной избирательной комиссией РФ в течение 10 дней после голосования. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если не один из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов, проводится повторное голосование (второй тур выборов).
7. Порядок проведения выборов
депутатов Государственной Думы РФ
Выборы депутатов Государственной Думы складываются из нескольких этапов.
Назначение выборов. Конституция возлагает назначение выборов Государственной Думы на Президента РФ. Такое решение принимается не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до голосования. При этом днем голосования считается первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок полномочий Государственной Думы. Начало полномочий исчисляется со дня ее избрания. При роспуске Государственной Думы глава государства назначает досрочные выборы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца с момента ее роспуска. В качестве страховочного варианта выборы могут быть назначены Центральной избирательной комиссией, если по каким-либо причинам Президент не сделает этого.
Образование избирательного округа и участков.
Депутаты нижней палаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками (пропорциональная система). Федеральный избирательный округ включает всю территорию России.
Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы образуют систему, в состав которой входят Центризбирком РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные и участковые избирательные комиссии. Из процесса формирования избирательных комиссий (территориальных и участковых) исключены представительные органы. Территориальные избиркомы образуются по решению избирательных комиссий субъектов Федерации. Участковые комиссии формируются вышестоящими (территориальными) комиссиями. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. Подробным образом определены полномочия избирательных комиссий. Территориальные комиссии ответственны за составление списков избирателей. Избирательные комиссии субъектов Федерации рассматривают жалобы на действия (бездействие) нижестоящих комиссий.
Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы осуществляется политическими партиями.
Выдвижение федерального списка кандидатов возможно только политической партией тайным голосованием на партийном съезде. Политическая партия может выдвигать в состав списка кандидатов лиц, не являющихся членами данной партии.
Состав федерального списка, порядок размещения в нем кандидатов определяются политической партией.
Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать пятисот человек.
Федеральный список подразделяется на общефедеральную часть, в которую может входить не более трех кандидатов, и региональные группы. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть списка кандидатов должна охватывать все субъекты РФ.
Центральная избирательная комиссия не позднее чем за 20 дней до окончания срока, в течение которого должны быть назначены выборы депутатов, определяет границы частей территорий субъектов РФ, которым могут (должны) соответствовать региональные группы кандидатов, и публикует перечень этих частей территорий с указанием их наименований и наименований входящих в них административно-территориальных единиц или муниципальных образований или населенных пунктов.
Число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ или территориях группы субъектов РФ или части территории субъекта РФ, которым соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 млн. Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта РФ, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тыс.
Весь пакет документов (решение съезда; нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о партии в единый государственный реестр юридических лиц; нотариально удостоверенная копия партийного устава; список уполномоченных представителей партии, их доверенности; сведения о кандидатах) направляется в Центризбирком РФ для выдачи заверенных копий списков кандидатов и начала сбора подписей избирателей.
В поддержку федерального списка кандидатов политическая партия обязана собрать не менее 200 тыс. подписей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 10 тыс. подписей. Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5% и более от общего количества подписей, подлежащих проверке, проверка подписных листов прекращается, и федеральный список кандидатов не регистрируется.
Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог.
Регистрация федерального списка кандидатов производится не позднее десяти дней после приема необходимых документов.
Для регистрации федерального списка кандидатов в Центризбирком РФ представляются:
подписные листы или копия платежного поручения о внесении избирательного залога с банковской отметкой;
протокол об итогах сбора подписей избирателей (если он осуществлялся);
сведения об изменениях, произошедших в федеральном списке кандидатов после заверки его копии и в данных о каждом кандидате;
первый финансовый отчет партии.
В случае отказа в регистрации федеральный список кандидатов может быть выдвинут повторно.
Предвыборная агитация. Со дня выдвижения федерального списка кандидатов и до ноля часов за сутки до дня голосования разрешается предвыборная агитация. Ее формы и методы определяются самими партиями. Они вправе привлекать к ее проведению иных лиц. Методы агитации распространяются в равной мере на всех участников избирательной кампании: на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; посредством проведения массовых мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. Формами агитации выступают публичные дебаты, круглые столы, дискуссии, пресс-конференции, интервью, выступления, видео фильмы и т. д.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1 000 доверенных лиц. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившей их политической партии.
Все партии обязаны создать собственные избирательные фонды. Избирательный фонд политической партии формируется из двух источников: собственных средств; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Все расходы осуществляются только из средств избирательного фонда.
Итоги выборов
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися в следующих случаях:
1) если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
2) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными:
1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 % от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
3) по решению суда.
Признание выборов недействительными или несостоявшимися влечет назначение Центризбиркомом РФ повторных выборов.
До распределения депутатских мандатов осуществляется передача депутатских мандатов федеральным спискам кандидатов, получившим менее 7, но не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов.
Федеральному списку кандидатов, получившему менее 6, но не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передается один депутатский мандат.
Федеральному списку кандидатов, получившему менее 7, но не менее 6% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передаются два депутатских мандата. Депутатские мандаты переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.
Политические партии участвуют в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу на основе следующих правил.
1. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.
2. Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 60 или менее процентов голосов избирателей, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 60% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
3. Если за один федеральный список кандидатов подано более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7% голосов избирателей, к распределению депутатских мандатов допускаются указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей из списков, набравших менее 7% голосов избирателей.
Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов. Эта сумма голосов избирателей делится на 450 – число депутатских мандатов. Полученный результат есть первое избирательное частное.
Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.
Если после первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.
После распределения депутатских мандатов между списками производится их распределение внутри каждого федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется). В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов.
Затем мандаты распределяются внутри списка между региональными группами. Сумма голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в тех субъектах Российской Федерации, которым соответствуют региональные группы кандидатов, делится на число оставшихся нераспределенными внутри федерального списка кандидатов депутатских мандатов. Полученный результат есть второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов. Если после указанных действий остаются нераспределенными депутатские мандаты, они передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.
Тема 9
Референдум Российской Федерации
1. Понятие референдума РФ. Вопросы, выносимые на референдум.
2. Инициатива проведения референдума.
3. Назначение референдума.
4. Порядок проведения референдума.
1. Понятие референдума РФ.
Вопросы, выносимые на референдум
Порядок организации и проведения референдума регламентируется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.
Вопросы, выносимые на референдум:
1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации.
2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.
3. Иные вопросы государственного значения.
На референдум не могут выноситься вопросы:
1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3) об избрании, назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
7) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.