Источники конституционного права как отрасли права
Содержание
Тема 1. Конституционное право как отрасль права и учебная дисциплина 7
1. Конституционное право как отрасль права и наука:
предмет, метод. Понятия термина «конституционное право»................ 7
2. Нормы конституционного права, их виды и особенности.
Институты конституционного права....................................................... 11
3. Конституционно-правовые отношения: их субъект, объект и виды...... 15
4. Источники конституционного права как отрасли права........................ 18
Тема 2. Конституция Российской Федерации 1993 г.:
понятие, черты, особые юридические свойства...... 24
1. Понятие и типология конституций......................................................... 24
2. Основные этапы развития российской Конституции............................. 25
3. Структура Конституции РФ.................................................................... 34
4. Функции конституции.............................................................................. 35
5. Юридические свойства конституции...................................................... 36
7. Правовая охрана конституции................................................................ 41
Тема 3. Основы конституционного строя
Российской Федерации............................................... 45
1. Понятие основ конституционного строя................................................ 45
2. Принципы конституционного строя....................................................... 47
Тема 4. Конституционно-правовой статус личности.
Основные права и свободы. Гарантии прав и свобод 73
1. Правовой статус личности, основные элементы.................................... 73
2. Конституционные права, свободы и обязанности.................................. 75
3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.................................... 86
Тема 5. Гражданство Российской Федерации...................... 88
1. Понятие и принципы гражданства.......................................................... 88
2. Основания приобретения гражданства................................................... 90
3. Основания прекращения гражданства Российской Федерации............ 95
4. Порядок производства по делам о гражданстве.................................... 97
Тема 6. Правовой статус иностранных граждан, беженцев
и вынужденных переселенцев.
Институт политического убежища.......................... 100
1. Общая характеристика правового положения иностранных граждан. 100
2. Виды статусов иностранных граждан и лиц без гражданства
в Российской Федерации, основные понятия, источники................... 103
3. Правовое положение иностранных граждан
и лиц без гражданства в Российской Федерации................................. 108
4. Беженцы и вынужденные переселенцы................................................. 111
Тема 7. Политические партии
и иные общественные объединения....................... 117
1. Общественные объединения: понятие, формы.................................... 117
2. Политические партии: понятие, принципы, особенности
функционирования................................................................................. 120
3. Религиозные объединения: понятие, особенности деятельности........ 125
Тема 8. Избирательное право и избирательный процесс
в Российской Федерации.......................................... 127
1. Источники избирательного права......................................................... 127
2. Понятие и виды выборов...................................................................... 130
3. Понятие и принципы избирательного права........................................ 132
4. Понятие и виды избирательных систем............................................... 136
5. Стадии избирательного процесса.......................................................... 137
6. Порядок проведения выборов Президента РФ................................... 158
7. Порядок проведения выборов депутатов
Государственной Думы РФ................................................................... 159
Тема 9. Референдум Российской Федерации...................... 167
1. Понятие референдума РФ. Вопросы, выносимые на референдум..... 167
2. Инициатива проведения референдума.................................................. 168
3. Назначение референдума....................................................................... 172
4. Порядок проведения референдума....................................................... 173
Тема 10. Федеративное устройство...................................... 175
1. Понятие и признаки федеративного государства................................ 175
2. Становление и развитие Российской Федерации................................. 177
3. Конституционно-правовой статус РФ.................................................. 180
4. Компетенция Российской Федерации................................................... 182
5. Конституционно-правовой статус субъектов
Российской Федерации.......................................................................... 188
6. Автономия в РФ.................................................................................... 193
7. Административно-территориальное устройство РФ........................... 195
8. Основные направления сотрудничества Российской Федерации
с Содружеством Независимых Государств......................................... 200
Тема 11. Конституционно-правовой статус
Президента Российской Федерации...................... 203
1. Конституционно-правовой статус
Президента Российской Федерации, его функции............................ 203
2. Полномочия Президента Российской Федерации............................. 204
3. Акты Президента Российской Федерации......................................... 208
4. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.. 210
Тема 12. Федеральное собрание Российской Федерации. Внутренняя структура и компетенция палат
Федерального собрания Российской Федерации 213
1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.......... 213
2. Формирование Совета Федерации..................................................... 216
3. Внутреннее устройство и органы Государственной Думы............... 217
4. Внутреннее устройство и органы Совета Федерации....................... 222
5. Полномочия Федерального Собрания РФ........................................ 228
6. Правовое регулирование роспуска Государственной Думы............ 239
Тема 13. Законотворческий процесс.................................... 241
1. Понятие и стадии законотворческого процесса................................ 241
3. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе................... 245
4. Рассмотрение закона в Совете Федерации........................................ 248
5. Подписание Президентом принятых законов................................... 249
6. Преодоление вето Совета Федерации................................................ 250
7. Преодоление вето Президента............................................................ 251
8. Обнародование законов и вступление их в силу............................... 252
Тема 14. Правовой статус члена Совета Федерации
и депутата Государственной Думы....................... 253
1. Общая характеристика статуса члена Совета Федерации и депутата
Государственной Думы....................................................................... 253
2. Депутатский мандат, его сущность. Правовая регламентация
статуса парламентария........................................................................ 257
3. Формы деятельности, права и обязанности депутатов
Государственной Думы, членов Совета Федерации........................ 260
4. Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы,
членов Совета Федерации, ответственность за нарушение статуса
парламентария..................................................................................... 264
Тема 15. Исполнительная власть
в системе разделения властей................................. 269
1. Исполнительная власть в системе разделения властей.................... 269
2. Состав и порядок формирования Правительства............................. 271
3. Полномочия Правительства............................................................... 273
4. Акты Правительства Российской Федерации................................... 276
Тема 16. Конституционные основы организации
и деятельности органов правосудия
и прокуратуры.......................................................... 279
1. Судебная власть в системе разделения властей
в Российской Федерации..................................................................... 279
2. Конституционные принципы правосудия.......................................... 280
3. Конституционно-правовой статус судей............................................ 283
4. Конституционный Суд Российской Федерации................................. 288
5. Прокуратура Российской Федерации................................................. 292
Тема 17. Конституционные основы
местного самоуправления....................................... 298
1. Понятие основ местного самоуправления......................................... 298
2. Европейская Хартия местного самоуправления как источник
муниципального права России........................................................... 301
3. Территориальная организация местного самоуправления............... 306
4. Компетенция муниципальных образований...................................... 309
5. Формы непосредственного осуществления
населением местного самоуправления
и участия в осуществлении местного самоуправления.................... 311
6. Органы и должностные лица местного самоуправления.................. 316
Принятые сокращения.......................................................... 322
Тема 1
Конституционное право
как отрасль права и учебная дисциплина
1. Конституционное право как отрасль права и наука: предмет, метод.
2. Нормы конституционного права, их виды и особенности. Институты конституционного права.
3. Конституционно-правовые отношения: их субъект, объект и виды.
4. Источники конституционного права как отрасли права.
1. Конституционное право
как отрасль права и наука: предмет, метод.
Понятия термина «конституционное право»
Термин «конституционное право» можно понимать в четырех смыслах: как отрасль права, как науку, как учебную дисциплину, как субъективное право человека.
Конституционное право как отрасль права – это упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения в сфере прав и свобод человека и учреждающих определенную систему государственной власти.
Конституционное право как наука – совокупность различных теорий, взглядов, идей по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли конституционного права.
Конституционное право как учебная дисциплина – это часть науки конституционного права, преподаваемая обучающимся в целях формирования необходимых знаний, умений и навыков.
Конституционное право как субъективное право человека – мера возможного поведения, закрепленная в конституции и гарантированная государством (например, право на жизнь).
Первые три понятия взаимосвязаны друг с другом, поскольку имеют общий источник – единую сферу базовых, исходных общественных отношений.
Конституционное право является одной из отраслей российского права, при этом ведущей отраслью. Конституционное право как отрасль права в любом государстве является составной частью его национальной правовой системы, занимая в ней ведущее положение. Отличительная особенность конституционного права от других отраслей права, воздействующих на общественные связи в какой-либо одной области жизни, заключается в регулировании отношений, складывающихся во многих важнейших сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной и др.).
Предметом конституционного права России являются те отношения, которые регулируются его нормами:
1) отношения между человеком и государством;
2) основы конституционного строя;
3) устройство государства;
4) форма правления;
5) основы правового статуса личности;
6) система государственной власти;
7) организация местного самоуправления.
Для разграничения отраслей права немаловажное значение имеет метод правового регулирования, под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.
В конституционном праве эти методы разнообразны и зависят от характера предмета правового регулирования. К ним можно отнести два основных:
императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности);
диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях).
В свою очередь они подразделяются на следующие способы воздействия:
1) дозволение (применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государственных органов);
2) обязывание (касается организации власти, исполнения долга гражданина перед государством);
3) запрещение (относится к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на государственные, общественные интересы).
В целом конституционно-правовые методы и способы регулирования общественных отношений основываются на властно-императивных началах, диспозитивный метод используется значительно реже. Их особенностью является достаточно часто встречающееся неравенство сторон – участников конституционного правоотношения, подразумевающее подчинение одной стороны другой. Например, возложение государством на гражданина конституционных обязанностей.
Конституционное право как наука
Конституционное право, ранее носившее название государственного права, всегда было в центре внимания отечественной юридической науки. Это объясняется, прежде всего, тесной связью этой отрасли права с политической жизнью страны, где национальный менталитет ориентирован на сильное государство. Нельзя забывать и о ведущей роли конституционного права в системе российского права как юридического фундамента для всех других отраслей права.
Наука российского конституционного права – это отрасль знания, предметом которой является правовое регулирование основ построения и функционирования государства и его институтов, взаимоотношений с индивидами, общественными объединениями и территориальными образованиями по поводу осуществления политической власти.
Конституционное право относится к числу отраслевых юридических наук. Отраслевой она называется потому, что в системе российского права имеется самостоятельная отрасль – конституционное право. Нормы отрасли и выступают специфическим источником познания науки конституционного права.
К предмету науки российского конституционного права относится следующее:
1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;
2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права России;
3) практика реализации норм конституционного права;
4) история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы.
Таким образом, наука конституционного права России – это отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания.
Наука конституционного права России включает в себя следующие разделы:
1) исследование соответствующего понятийного аппарата;
2) учение о Конституции России в ее историческом развитии;
3) сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ;
4) системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя;
5) изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина;
6) анализ формы правления и государственного устройства Российской Федерации.
Российская наука конституционного права основывается на данных общественных наук (политической экономии, философии и других), которые носят методологический характер, тесно связана с наукой «История государства и права России», изучающей процесс исторического становления и развития институтов конституционного права, с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права (согласно Конституции РФ) включены в российскую правовую систему и имеют приоритет над внутригосударственным законодательством.
Методы науки конституционного права являются традиционными для любой юридической науки: формально-юридический, сравнительно-правовой и т.д.
2. Нормы конституционного права, их виды и особенности.
Институты конституционного права
Нормы конституционного права являются исходными для других отраслей права, представляя собой основу для их развития.
Конституционно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем, что нормам конституционного права присущи общие признаки правовых норм, они обладают своей спецификой.
Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государственности. Важнейшее место среди них занимают нормы-принципы, реализация которых имеет опосредованный характер. Нормы-принципы конкретизируются в других статьях Конституции, законов и подзаконных актов (например, базовый принцип разделения властей). Особенностью конституционного права является то, что не все конституционные нормы способны породить правоотношения в силу наличия большого количества декларативных норм, которые реализуются не через конкретные правоотношения, а путем их провозглашения.
Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли.
По сравнению с нормами других отраслей права они отличаются:
1) своим содержанием, той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены;
2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе – в Конституции Российской Федерации;
3) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают обязательный для создания всех правовых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти;
4) особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);
5) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы;
6) особенностями структуры. Для них не характерна трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция.
При этом, учитывая многообразие конституционных норм, следует их классифицировать по следующим основаниям:
1) по содержанию, т. е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых выражаются основы конституционного строя, другие – с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи – с федеративным устройством, четвертые – с системой органов государства. Внутри этих наиболее крупных группировок норм по содержаниют выделяются, в свою очередь, и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений;
2) по юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы, федеральные законы. На основе Конституции и федерального законодательства издаются все другие правовые акты;
3) по территории действия. По этому признаку различают нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление;
4) в зависимости от способа воздействия на субъекты права: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (ст. 71–73, 83–90 Конституции Российской Федерации).
Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме. Так, например, ст. 107 Конституции обязывает Президента Российской Федерации подписать и обнародовать закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен в ранее принятой редакции.
Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это оформляется обычно в правовых установлениях такого рода: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Так, например, ст. 13 Конституции Российской Федерации предусматривает запрещение создания и деятельности общественных объединений по указанным в ней основаниям. Определение вида нормы по характеру содержащегося предписания важно при ее применении для точного понимания содержащегося в ней предписания, границ и рамок правообязанностей субъектов регулируемых отношений;
5) по методу правового регулирования. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы – такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.
Диспозитивныв нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ст. 23 Закона «О гражданстве Российской Федерации». Пункт 2 содержит диспозитивную норму, устанавливающую, что ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено при наличии предусмотренных в норме условий. Пункт 3 закрепляет императивную норму, в соответствии с которой выход из гражданства не допускается при указанных в норме условиях;
6) по назначению в механизме правового регулирования. Принято различать материальные и процессуальные нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако применение многих норм данной отрасли сопряжено с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.
Если материальные нормы предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы представительных органов, процедуру принятия законов и иных актов. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов представительных органов государственной власти, о проведении референдумов.
Указанные выше критерии классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые стоят при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с другими родственными ей нормами.
Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты.
Институт конституционного права – это совокупность взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в пределах данной отрасли права. Он объединяет в себе нормы, различные по юридической силе, территории действия и другим признакам. Эти нормы могут содержаться в Конституции РФ, законах, подзаконных актах.
Исходя из объема регулируемых отношений, числа норм и юридической силы выделяют различные институты. Комплексные институты включают в себя подинституты. Например, такой комплексный институт, как основы правового статуса человека и гражданина включает в себя подинституты гражданства, личных прав человека, Уполномоченного по правам человека и др. Другим важнейшим комплексным институтом является народовластие, в понятие которого входят такие подинституты, как референдум, избирательное право, система народного представительства и др. Простые институты не включают в себя нормы смежных институтов конституционного права, подинститутов (например, институт главы государства, правительства и т.д.).
По мнению большинства исследователей, нормы, регулирующие местное самоуправление, образуют укрупненный институт или подотрасль конституционного права, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права, хотя существуют и другие мнения.
3. Конституционно-правовые отношения:
их субъект, объект и виды
Будучи разновидностью правоотношений, конституционные отношения представляют собой наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности. Им присущ такой признак, как массовость. Конституционно-правовые отношения, целями которых выступают социально-экономические и политические ценности, составляют предмет регулирования отрасли конституционного права.
Конституционно-правовым отношениям свойственны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфические. Они имеют единую для всех правоотношений структуру: субъект, объект и содержание (субъективное право; юридическая обязанность), но отличаются своим субъектным составом и сложным характером юридических связей между субъектами.
Всю систему конституционно-правовых отношений можно разбить на две большие группы.
В первую из них входят отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Они регулируются конституционным правом не в полном объеме, а только в своих основах, более детальное и конкретное их регулирование происходит в других отраслях права.
Вторую группу составляют общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы человека и гражданина, возникающие на основе института гражданства, организация и функционирование органов государственной власти. Отношения, складывающиеся в названной сфере, находят проявление в государственно-властной деятельности, поэтому они определяются как властеотношения, т.е. отношения в связи с осуществлением власти. В отличие от первой группы они регулируются конституционным правом не в основных чертах, а в полном объеме.
Для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений необходим определенный юридический факт (например, достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост Президента РФ).
К числу субъектов конституционного права относятся индивиды, организации, сообщества, которые участвуют в политической деятельности государства. Таким образом, субъектами конституционного права являются все те, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают конституционные обязанности и предоставляют соответствующие права.
Конституция РФ 1993 г. значительно повлияла на содержание категории «субъект конституционного права», расширив и обновив перечень субъектов. В настоящее время субъекты отрасли конституционного права подразделяются на три большие группы: физические, лица, государственные образования и негосударственные объединения. К физическим лицам относятся:
1) граждане Российской Федерации;
2) иностранные граждане;
3) лица с двойным гражданством (бипатриды);
4) лица без гражданства (апатриды);
5) участники избирательного процесса как лица со специальной правоспособностью.
Конституционная правоспособность физических лиц определяется нормами Конституции, устанавливающими основные права и свободы (например, право участвовать в управлении делами государства). К государственным образованиям относятся:
1) государство в целом (Российская Федерация – Россия);
2) субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область;
3) органы государственной власти – как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
К негосударственным объединениям относятся:
1) общности людей – народ Российской Федерации, народы субъектов Федерации, малочисленные коренные народы Севера, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований;
2) органы местного самоуправления;
3) ассоциации граждан – политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения и др.;
4) группы граждан – собрания избирателей, сходы граждан и др.
Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.
Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их характерной чертой, в отличие от правоотношений общего назначения, является четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.
Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования.
В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальные отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий.
По целевому назначению принято различать правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. Во-первых, в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения, во-вторых, права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.
Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.
Таким образом, юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов.
Структура Конституции РФ
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, лежащей в основе конституции, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.
Структура Конституции Российской Федерации: краткая преамбула, два раздела; первый охватывает 9 глав:
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Федеративное устройство.
4. Президент.
5. Федеральное собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.
Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».
Указанная структура Конституции России существенно отличается от имеющейся в предшествующей, даже в самой поздней ее редакции. В последней выделялись преамбула, одиннадцать разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве приложения включался Федеративный Договор.
В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.
Раздел II Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела – явление нередкое.
В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Следует обратить внимание на местоположение и объем главы «Права и свободы человека и гражданина», она располагается непосредственно следом за основами конституционного строя и обладает самым большим объемом.
Функции конституции
Функции конституции – различные проявления ее назначения, ее отражения в жизни общества и государства.
Основными функциями каждой конституции являются:
1) учредительная;
2) организаторская;
3) внешнеполитическая;
4) идеологическая;
5) юридическая.
Содержание функций конституции.
1. Учредительная функция. Смысл данной функции в том, что она подтверждает существующий общественный порядок или создает условия для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без «помощи» конституции. Конституция может иметь учредительное значение как для политической системы в целом (например, учреждение новой формы правления – республики вместо монархии и др.), так и для отдельных государственных институтов (например, учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т.д.).
2. Организаторская функция состоит в том, что конституция закрепляет определенные «правила игры» в обществе, которым необходимо подчиняться. Конституция нап