Принципы государственного устройства.
1) Децентрализация;
2) Деконцентрация;
3) Приоритет прав и свобод;
4) Принцип разделения власти;
5) Единство системы органов власти;
6) Государственная целостность;
7) Разграничение полномочий;
8) Равноправие субъектов;
9) Самоопределение народов;
10) Равноправие народов.
Государственное устройство– это внутренняя упорядоченная система правоотношений по делению территории государства на территориальные единицы, включающая в себя способ создания таких территориальных единиц, их статус, систему взаимоотношений государства и его частей.
По способу создания федерации бывают:
1) Конституционные (учредительный акт – конституция);
2) Договорные (учредительным актом является федеративный договор).
По наличию статусных групп субъекта выделяют:
1) Симметричные федерации – все субъекты обладают равным юридическим статусом.
2) Ассиметричный федерации – субъекты обладают разным правовым статусом, имея особенности.
3) Симметричные с элементами ассиметричный, например, Россия (Постановление Конституционного суда от 07.06.2000 года).
По принципу создания выделяют:
1) Территориальные федерации – не имеют особых прав, этнических по природе;
2) Национальные федерации – состоят из национально-государственных субъектов, отражающих своеобразие национального состава населения.
По делимости законодательного верховенства федерации бывают:
1) С единым законодательным верховенством, иначе, коллизии между федеральными и региональными актами всегда разрешается в пользу действия федеральной нормы;
2) С разделённым законодательным верховенством, характерна приоритет федеральной нормы дополнен приоритетом актов субъектов, принимаемых в сфере ведения субъектов.
По характеру разграничения предметов ведения Федерации бывают:
1) Дуалистические предусматривают строго фиксированное разграничение предметов ведения между федерацией и субъектом;
2) Кооперативные – разграничение предметов ведения и полномочий дополняется совместной или конкурирующей компетенцией, при этом данные отношения возможны не только по вертикали, но и по горизонтали, то есть между субъектами, что достигается договорными процедурами.
По характеру полномочий:
1) Интеграционные (централизованные) – высокая степень централизации;
2) Деволюционные (децентрализованные) – учитывается специфика субъектов.
Федерации бывают:
1) С суверенными субъектами
2) С несуверенными субъектами.
Конфедерация.
Конфедерация – союз суверенных государств, объединившихся на основе договора для совместного и согласованного решения общих задач.
Признаки конфедерации:
1) Создаются на основе международного договора;
2) Отсутствует общая единая территория и государственные границы;
3) Отсутствует общие законодательные и органы исполнительной власти;
4) Отсутствует единая система законодательства;
5) Отсутствует единое гражданство;
6) Суверенитет сохраняется за государствами, входящими в состав конфедерации;
7) Может быть создан общий орган для решения задач, наделённый правом принятия актов, обращённых органом субъектов конфедерации, которые вправе эти акты нуллифицировать, имплицировать или ратифицировать;
8) Наличие права выхода из состава конфедерации.
Тема 9. Конституционно правовой статус Российской Федерации.
Становление федерации в России.
Баглай выделяет несколько основных этапа в развитии российского федерализма:
1) 1918-1936: создание основ социалистического федер
2) ализма;
3) 1937-1985: утверждение фактического унитаризма в России;
4) 1986-1993: этап реформирования государственного устройства России;
5) С 1993: современный этап.
Глигич-Золотарёва, Добрынин:
1) Дореволюционный этап, начиная с Петра I, который делит Россию на губернии;
2) Советский этап (1918) – становление федерализма, опирающегося как на территориальный, так и на национальный принцип. В этом этапе можно выделить этапы, которые выделил Баглай.
3) Современный – связан с заключением федеративного договора и принятием конституции 1993 года.
Федеративный договор:
a) Разграничил компетенцию между федерацией и субъектами;
b) Определил новые субъекты в составе России, используя территориальный принцип (края, области и города федерального значения)
22 апреля 1992 года РСФСР стало называться Российской Федерацией.