Референдум в системе прямого народовластия.

Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002, ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004, Постановление Конституционного Суда от 21 марта 2007, законодательство субъектов РФ, уставы муниципальных образований.

Референдум – процедура утверждения публично-властных решений путём организации голосования граждан, проживающих на соответствующей территории по вопросам соответствующего уровня с целью выявления их мнения.

Виды референдумов:

По правовой значимости выявляют:

● Властный референдум – принятое решение будет являться обязательным;

● Консультативный референдум – позиция граждан обязательна, но лишь для учёта мнения органами власти.

По территориальному уровню выделяют:

● Федеральный;

● Региональный;

● Муниципальный (местный).

В России данная форма прямой демократии не используется. Было проведено 4 референдума, в период с 1991 по 1993 годы:

1. 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении СССР. Население высказалось «за».

2. 17 марта 1991 г. по вопросу о необходимости введения поста Президента РСФСР.

3. 21 апреля 1993 г. по вопросу о доверии Президенту РФ, о одобрении социально-экономической политики президента, о необходимости досрочного выбора Президента и съезда народных депутатов.

4. 12 декабря 1993 г. по вопросу принятия Конституции РФ.

Решения властных референдумов:

● Являются обязательными для любых субъектов;

● Не нуждаются в дополнительном утверждении какими-либо органами и должностными лицами;

● Если для осуществления решения необходимо принятие нормативного акта, то уполномоченные органы обязаны их издать;

● Решение, принятое на референдуме может быть отменено:

1) путём проведения аналогичного референдума;

2) в судебном порядке на основании признания его недействительным, при этом действует только на основании законности, но не целесообразности.

Действенность решений зависит от организованности сообщества, от способности граждан высказываться, от готовности государства принять решение народа.

Право граждан на участие в референдуме – это конституционное право граждан РФ голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума.

Участвовать в референдуме имеют право граждане России, обладающие полной конституционной правосубъектностью (ст.60), а также активным и пассивным избирательным правом.

В общероссийском референдуме – любой гражданин РФ независимо от места проживания (+ за границей). В региональном референдуме – граждане РФ постоянно или преимущественно проживающие на территории субъекта. В местном референдуме – граждане России постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, иностранные граждане при условии вида на жительство, полной конституционной правосубъектности, наличия международного договора, предусматривающего участие иностранцев в выборах и референдумах.

Не имеют права участвовать в референдумах любого уровня недееспособные лица и лица содержащиеся в местах лишения свободы.

Вопросы, выносимые на референдум. На референдум могут выноситься любые общественно-важные вопросы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, находящиеся в их ведении, однако есть исключения. Закон даёт исчерпывающий перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум РФ:

1. Об изменении статуса субъекта;

2. Ряд кадровых вопросов: по Президенту, Государственной Думе, должностных лиц, в том числе органов, образованных в соответствии с международным договором;

3. О персональном составе федеральных органов власти;

4. О принятии чрезвычайных и срочных мер по принятию и обеспечению здоровья и безопасности населения.

На региональный референдум нельзя выносить аналогичные вопросы, находящиеся в ведении субъекта, а также вопросы федерального ведения, вопросы совместного ведения и вопросы ведения муниципальных образований (вопросы местного значения).

На местный референдум не могут выноситься аналогичные вопросы, а также вопросы, не находящиеся в ведении самостоятельного муниципального образования.

Вопросы, выносимые на референдум:

● не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гарантии их реализации.

● формулировка вопроса должна обеспечивать возможность ясного и однозначного ответа. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда, вопрос должен восприниматься как единое целое. В одном предложении не может содержаться несколько не связанных между собой вопросов.

● вопрос не может относиться к разным уровням законодательства.

● референдумы не проводятся в условии чрезвычайного или военного положения (если военное положение введено на территории РФ, её части и в течении 3-х месяцев после отмены).

● референдумы не проводятся в период избирательной кампании проводимой на территории России и повторный референдум с той же формулировкой вопроса не проводится в течении года после опубликования результатов.

Порядок организации проведения референдума включает следующие стадии:

1. Инициатива проведения референдума;

2. Назначение референдума;

3. Подготовка и проведение референдума;

4. Подведение итогов референдума.

Наши рекомендации