Тема 1. Конституционное право, как отрасль российского права.

Тема 1. Конституционное право, как отрасль российского права.

Конституционно-правовые нормы, их особенности.

Конституционно-правовые нормы – это формально определённое правило поведения, регулирующее общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, определяющие поведение их участников, рассчитанные на систематическое исполнение обязательных для неопределённого круга лиц и обеспеченное государственным принуждением.

Особенности конституционно-правовых норм:

1) Особое содержание – закрепляют принципиальное социально-экономическое, духовно-культурное, политико-правовое устройство общества.

2) Основополагающий источник – конституция России, конституции (уставы) субъектов РФ. Это акты, обладающие высшей юридической силой на определённой территории.

3) Общерегулятивный характер проявляется в нормах-принципах, нормах-целях, нормах-задачах.

4) Присущ общеутвердительный характер – определяет учреждение различных институтов.

5) Особая структура – конституционно-правовым нормам не характерно наличие санкции.

6) Повышенная охрана – обеспечивается КС РФ,на уровне субъектов – конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

7) Программный характер.

Виды конституционно-правовых норм:

1. По роли и назначению в правовой системе:

● Регулятивные;

● Охранительные;

● Дефинитивные;

● Гарантийные;

● Коллизионные;

● Оперативные;

● Нормы-цели;

● Нормы-принципы.

2. По характеру воздействия:

● Управомачивающие;

● Обязывающие;

● Закрепляющие.

3. По субъекту правотворчества:

● Принятые народом;

● Принятые законодательным органом;

● Принятые органами власти.

4. По территории действия:

● Территория России;

● Территория субъекта РФ;

● Территория муниципального образования.

5. По характеру предписаний:

● Императивные;

● Диспозитивные;

● Рамочные.

6. По юридическому назначению:

● Материальные;

● Процессуальные.

7. По юридической силе:

● Законные;

● Подзаконные.

Конституционно-правовые отношения.

Субъекты:

1) Физическое лицо – гражданин, лицо без гражданства, глава субъекта, беженец, Президент и т.д.

2) Коллективные субъекты – органы государственной власти, принимающие решения коллегиально (всем составом);

3) Политико-территориальные субъекты (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования);

4) Социальные общности – российский народ, нации, народности, коренные малочисленные народы.

Объекты: государственная территория, государственная граница, различные материальные блага, средства, казна, нематериальные блага (честь, достоинство, неприкосновенность), поведение людей, действия органов власти, правовые акты.

Классификация конституционно-правовых отношений:

1. По критерию определения сторон:

● Абсолютные;

● Относительные;

● Общерегулятивные.

2. По количеству участников:

● Односторонние;

● Двусторонние;

● Многосторонние.

3. По временному критерию:

● Постоянные;

● Временные.

4. По специфике установления прав и обязанностей:

● Материальные;

● Процессуальные.

Система конституционного права.

Система отрасли отражает внутреннее её устройство, представляя собой группировку конституционно-правовых норм в институты и подотрасли, их целостное соединение.

Авакьян С.А. выделяет подотрасли ориентированные на структуру конституции.

Кутафин: систему представлял, как совокупность институтов.

Саликов М.С.включал в систему и подотрасли (парламентское, конституционно-судебное, избирательное право) и институты.

Кокотов А.Н. в системе выделяет общую часть (совокупность конституционных принципов, распространяющих свое действие на всё право и общество, гл.1 и 2) и особенную (представлена двумя группами: государственное право – представляет совокупность норм, отвечающих за регулирование отношений в сфере отношений государственной власти (парламентское, конституционно-судебное, институт уполномоченного по правам человека, институт государственной символики и т.д.); гражданско-публичное право – представляет совокупность норм, регламентирующих исполнение публичных прав граждан, а также определяет правовые статусы индивидов и их объединения (гражданство, право политических партий, конституционно-публичное право социальных общностей).

Конституционно-правовое принуждение и конституционно-правовая ответственность.

Общее учение о конституции.

Устройство установления. Первая конституция (в современном понимании) была принята в США 1787.

Предпосылки появления Конституции:

1) Смена общественно-экономической формации;

2) Необходимость закрепления системы органов власти;

3) Необходимость закрепления нового положения личности в связи с обретением прав и свобод;

4) Закрепление новой формы государства;

Всё это ведёт к тому, что возникает потребность в появлении нового документа, которому бы подчинялись и государство, и люди.

Конституция– это основной закон, выражающий волю и интересы народа, и закрепляющий важнейшее начало организации государственных и общественных институтов.

Сущность конституции проявляется в том, что она представляет собой компромисс интересов личности, общества, государства, различных общественно-политических сил.

Сущность конституции раскрывается через её функции. По Кокотову:

1) Учредительная функция. Конституция создала новое государство, систему органов власти, ценности (гл. 1) и структуру законодательства.

2) Регулятивная. Конституция выступает, как нормативный акт, регулирующий отношения путём рамочного и детального регулирования.

3) Духовно-мировоззренческая функция. Мировоззрение – это система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, определяющих жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы и их взаимосвязь с общественными и государственными ценностями.

4) Политико-идеологическая функция. Формирует взгляды на взаимоотношения граждан, их объединений и государства в сфере принятия государственно-властных решений.

5) Функция систематизации национального законодательства. Определена структура с учётом федеративного характера России, а также определена структура с учетом предмета регулирования (ст. 71, 72).

6) Функция стратегического целеполагания. Закрепляет цели развития государств и общества, определяет план правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, осуществляет ориентирование национального права, стимулируя его совершенствование.

Способы принятия конституции:

1) Референдум;

2) Парламентом (высшим законодательным органом государства);

3) Специально-учреждённым органом (ст.135);

4) Октроирование или дарование конституции единоличным органом власти;

5) Смешанный способ.

Способы отмены действия конституции:

1) Ординарный – принятие новой конституции;

2) Неординарный – ликвидация конституции путем государственного переворота.

Виды конституций.

1. По форме выражения:

● Писанные – НПА, регулирующий вопросы конституционного значения (форма государства, система власти, система прав и свобод человека);

● Неписанные – представляет собой совокупность норм, содержащихся в различных правовых актах (закон, судебный прецедент), закрепляющих основы существующего строя, но формально не объединённые в единый акт. Нормы такой конституции не обладают высшей юридической силой, но регулируют вопросы конституционного значения.

Писанные и неписанные конституции составляют группу юридических конституций, т.е. это совокупность юридических норм, регулирующих вопросы конституционного значения. Фактическую конституцию отличает от юридической то, что она отражает действительный строй общественного-государственных отношений, отчасти соответствующий юридической конституции или развивающий её предписания.

2. По критерию действенности:

● Реальные – имеют практическое воплощение в регламентации правоотношений;

● Фиктивные (декларативные) – нормы формируют модели, не реализованные на практике, либо отличающиеся от конституционной модели.

3. По субъекту принятия:

● Октроированные;

● Народные.

4. По порядку принятия:

● Гибкие – принимается и изменяется в том же порядке, что и обычные законы;

● Жесткие – принимаются и изменяются в более усложнённом порядке, чем обычные законы.

5. По форме государственного устройства:

● Федеративные;

● Унитарные.

Реализация Конституции.

Реализация Конституции – это деятельность субъекта конституционно-правовых отношений, направленная на осуществление конституционно-правовых норм:

1) Использование– способ осуществления норм, закрепляющих права, свободы и интересы личности и их объединения (гл.2 Конституции РФ).

2) Исполнение – способ осуществления обязывающих норм, предписывающих совершение определённого поведения. (ст.57-59 Конституции РФ).

3) Соблюдение– способ осуществления конституционных запретов (ч.1 ст.74 Конституции РФ).

4) Применение– принятие на основе конституционных норм уполномоченными субъектами каких-либо решений.

Толкование Конституции.

Причины толкования:

1) сложность юридического языка;

2) наличие специальных требований;

3) особенности формулировки норм;

4) наличие специальной юридической техники.

Этап.

Для создания и регистрации инициативной группы необходимо:

1) провести собрание (не менее 100 участников) по созданию региональных подгрупп, которые на собрании принимают следующие решения:

● создать региональную подгруппу;

● утвердить формулировку вопроса;

● назначить уполномоченных представителей данной подгруппы.

2) уполномоченные представители обращаются с ходатайством о регистрации подгруппы в избирательную комиссию субъекта, которая в свою очередь:

● сообщает ЦИК о вопросе референдума, которая должна проверить его на соответствие законодательству;

● проверяет ходатайство и документы региональной подгруппы на соответствие требованиям законодательства.

в результате чего, избирательная комиссия субъекта может принять одно из двух решений:

● о регистрации подгруппы;

● об отказе в регистрации подгруппы, который может быть обжалован.

Полномочия ЦИК оспаривалось в Конституционном Суде, он пришёл к выводу, что проверка – это необходимый элемент механизма защиты граждан, в результате которого выявляется смысл вопросов и их правовые последствия. Проверка – это не лишение граждан продолжить процедуру, а возможность устранить нарушение, что соответствует статусу ЦИК.

После регистрации избирательной комиссии субъекта региональной подгруппы начинается создание аналогичных подгрупп в других субъектах. Если их будет зарегистрировано более, чем в половине субъектов, тогда принимается решение об обращении в Центральную избирательную комиссию с ходатайством о регистрации инициативной группы.

Ходатайство должно быть направлено не позднее 2-х месяцев со дня регистрации первой региональной подгруппы. Иначе ЦИК принимает решение о прекращении процедуры по проведению референдума.

ЦИК принимает решение о регистрации группы в течении 10 дней, при этом выдаётся разрешение на открытие специального счёта и регистрационное свидетельство.

Этап – сбор подписей

Необходимо собрать не менее 2-х миллионов, при этом на один субъект не более 50 тысяч. За пределами территории России не более 50 тысяч в общей сложности.

Сбор осуществляется в течении 45 дней. Подписи должны быть сданы в ЦИК не позднее 18 часов по МСК.

Подписей может быть больше, но не более, чем на 5%.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ.

Если разработан проект новой Конституции, то Конституционное Собрание вправе вынести его на референдум. Порядок определяется ФКЗ, который ещё не принят.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ.

Федеральный орган власти в соответствии с международным договором может вынести на референдум проект нормативного акта или вопрос государственного значения. Это право реализует тот орган, который определён международным договором.

Стадия. Подготовка и проведение голосования.

На этой стадии активно участвуют избирательный комиссии всех уровней, а также на этой стадии участвуют граждане, уполномоченные представители инициативных групп, которые проводят агитацию по вопросам референдума за счёт специальных фондов референдума. Агитация – это различные формы и способы, побуждающие поучаствовать в референдуме, поддержать вопрос, выносимый на референдуме, или выступить против.

Гарантии.

Гарантии –это материальные, организационные и иные условия и средства, предназначенные для обеспечения полного и эффективного осуществления гражданами прав, свобод и обязанностей.

Выделяют общие гарантии

● закрепление прав и свобод в Конституции;

● определение равенства прав и свобод, независимо от их закрепления;

● определение прав и свобод, как высшей ценности;

● закреплён в ст.1.

Выделяют специальные (внесудебные) гарантии

● ч.3 ст.15 – неопубликованные акты не подлежат применению;

● ч.1 ст.45 – государственная защита;

● ч.2 ст.45 – защищаться всеми способами;

● ч.2 ст.55 – не допускается издание законов, умаляющих права;

● ч.2 ст.56 – ограничение допускается в исключительных случаях.

Выделяют специальные (судебные) гарантии:

● ч.1 ст.19;

● ч.1 ст.46;

● ч.1 ст.47;

● ч.2 ст.47;

● ст.48;

● ч.1 ст.49;

● ч.2 и 3 ст.49;

● ст.50;

● ч.1 ст.51;

● ч.2 ст.46.

Гражданство.

Гражданство (как суверенное право) – это один из видов государственного суверенитета; это признак наличия суверенитета, поскольку только суверенное государство может определять гражданскую принадлежность индивидов; это юридическое право государства в одностороннем порядке регулировать вопросы гражданства.

Гражданство(как естественное публично правовое состояние личности) – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ФЗ «О гражданстве).

Естественное состояние указывает на связь гражданина с государством с рождения и до конца жизни. Когда мы говорим о состоянии, то подразумеваем экономическую, политическую, дипломатическую, военную защиту граждан от различного рода посягательств.

Устойчивость даёт уверенность в стабильном положении индивида и заключается

1) в бессрочности;

2) неизменности;

3) принцип экстерриториальности;

4) принцип невосприимчивости гражданства к изменению прочих статусов;

Гражданство и подданство. Общее – устойчивая правовая связь лица с государством. Основной критерий – это принадлежность власти в государстве.

В государствах, где первичным субъектом власти является народ действует институт гражданство. В государствах, где власть принадлежит единоличному главе, а подданный наделяется лишь конкретным набором прав и свобод мы говорим об институте подданства.

Гражданство (как конституционно правовой институт) – совокупность конституционных и обычных норм, опосредующих отношение между государством с одной стороны, гражданами, иностранными гражданами, апатитами с другой.

Нормативная основа:

1. Конституция ст.6, 61 – 63, 71.

2. ФЗ «О гражданстве» от 31.05.2002.

3. ФЗ «О государственной политике России в отношении соотечественников» от 1999

4. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утверждённого указом Президента от 2002

5. Договор между Россией и Таджикистаном (вопросы двойного гражданства) от 07.09.1995;

6. Договор между Россией и Туркменистаном (вопросы двойного гражданства) от 23.12.1993;

7. Соглашение между Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией об упрощённом приобретении Российского гражданства.

Гражданство (как принадлежность лица государству).

Гражданство(как элемент конституционного статуса личности).

Гражданство (как конституционно-правовое отношение).

Принципы российского гражданства:

1. Принцип равного гражданства означает независимо от основания приобретения и времени состояния в гражданстве, гражданин России на территории России обладает равными правами и обязанностями.

2. Принцип единого гражданства – единственного гражданство Российской Федерации.

3. Принцип добровольности выбора гражданства означает что лицо самостоятельно решает вопросы, связанные с приобретением, прекращением гражданства. Никто не вправе принудить человека к изменению гражданства.

4. Принцип недопустимости произвольного лишения гражданства. Лишение гражданства - одностороннее прекращение государством по собственной воле гражданства отдельных лиц.

5. Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса.

6. Принцип экстерриториальности – состояние лица в гражданстве России не связано с обязательным проживанием в России.

7. Принцип защиты своих граждан за рубежом:

a. Россия обеспечивает покровительство и защиту своих граждан.

b. Государство обеспечивает покровительство своих граждан.

c. Россия не высылает граждан РФ.

8. Принцип допущения двойного гражданства. Два и более гражданства – человек приобретает второе гражданство без ведома государства, гражданином которого он является. Двойное гражданство – человек приобретает второе гражданство с согласия государства, гражданином которого он уже является (ст.62 К РФ, ст.3 ФЗ). Двойное гражданство возможно в результате приобретения иного гражданства, но в условиях отсутствия соответствующего международного соглашения между государствами, иное гражданство приобретается в условиях наличия соглашений между государствами. Таких соглашений у России два. Тогда проявляется специфика статуса бипатрида. Они сохраняют гражданские права обоих государств, вопросы налогообложения, социального обеспечения, военной службы. Такой гражданин решает, в той из двух стран, где он постоянно проживает. Находятся под защитой покровительства и защиту других государств, и дети также получают двойное гражданства. В случае с двумя гражданствами на территории России, гражданин России будет считаться исключительно таковым.

9. Если иностранный граждан хочет приобрести гражданство РФ, то он должен отказаться от имеющегося у него гражданства. В августе 2014 закон претерпел изменения.

10. Гражданин России имеющий иное гражданство, либо вид на жительство, или документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, проживая на территории России обязаны письменно уведомить ФМС в течении 60 дней со дня приобретения ими иного гражданства. За несвоевременную подачу заявления или некорректные сведения возможен штраф (до 1 тыс. рублей), если умышленно скрыты сведения, то штраф в размере до 200 тыс. рублей или 400 часов обязательных работ.

11. Принцип сокращения числа лиц без гражданства. Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства.

12. Принцип незыблемости права на гражданства. Гражданство ребёнка не может быть прекращено, если он станет лицом без гражданства. В возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства России требуется согласие. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства родителей, лишённых родительских прав и не требуется их согласие при изменении гражданства ребёнка.

Основания приобретения гражданства:

1. Филиация – приобретение гражданства по рождению – самый распространённый способ. Гражданство приобретается с момента рождения независимо от воли. Но в основе лежат два принципа: принцип почвы (все дети, родившиеся на территории государства становятся его гражданами независимо от гражданства родителей) и принцип крови (дет111111111111111111111111и лиц, являющихся гражданами конкретной страны, становятся её гражданами независимо от места рождения и воли родителей.

2. Приём гражданства (натурализация) – осуществляется в общем и упрощённому порядке. Требования, предъявляемые к лицу, сроки рассмотрения вопросов и органы, участвующие в принятии решения.

a. Приём гражданства в общем порядке. Субъектами инициативы выступают иностранные граждане и апатриды, обладающие общей конституционной правосубъектностью. Условия – наличие вида на жительства (факт проживания в России не менее 1 года на основании разрешения, непрерывное проживание в течение 5 лет со дня получения вида на жительства, обязательство соблюдать, наличие законного источника средств, что подтверждается документом, трудовой книжкой и иными документами), заявление от отказе от имеющегося гражданства, знание русского языка (подтверждается документом об образовании СССР или о получении Российского образования, либо сертификатом о получении образования, либо документом об образовании, выданном на территории иностранного государства и имеющим запись об изучении курса русского языка. Освобождаются от этого условия мужчины 65 и старше, женщины 60 и старше, недееспособные лица и инвалиды первой группы.

Признание гражданства.

Нельзя рассматривать в качестве способа приобретения, но признание означает подтверждение имеющегося у лица гражданства.

Конфедерация.

Конфедерация – союз суверенных государств, объединившихся на основе договора для совместного и согласованного решения общих задач.

Признаки конфедерации:

1) Создаются на основе международного договора;

2) Отсутствует общая единая территория и государственные границы;

3) Отсутствует общие законодательные и органы исполнительной власти;

4) Отсутствует единая система законодательства;

5) Отсутствует единое гражданство;

6) Суверенитет сохраняется за государствами, входящими в состав конфедерации;

7) Может быть создан общий орган для решения задач, наделённый правом принятия актов, обращённых органом субъектов конфедерации, которые вправе эти акты нуллифицировать, имплицировать или ратифицировать;

8) Наличие права выхода из состава конфедерации.

Правовой статус столицы.

Самостоятельно.

Государственный язык.

Самостоятельно ФЗ.

Эволюция статуса субъекта.

Январь 1918– Россия провозглашена в качестве Федерации. С этого же периода происходит образование автономных республик в составе России в рамках административно-территориальных единиц.

Процесс образования федерации шёл снизу, т.к. В момент провозглашения у РСФСР не было субъекта. Они выделялись постепенно, на основании решения местных органов, которое закреплялось декретами высших органов власти.

1922 год приостановил развитие территории в составе РСФСР. Более того, многие автономии в составе РСФСР утратили свой статус субъекта, став союзными республиками, отдельные субъекты, такие, как автономные области стали республиками.

Субъекты по конституции РСФСР:

● 1918 – субъекты РСФСР национальные республики.

● 1925 – тоже национальные республики.

● 1937 – новый вид субъекта автономная область.

● 1978 – республики, автономные области и автономные округа.

31 марта 1992 года принимается федеративный договор, который признает в качестве субъектов административно-территориальные единицы, входившие в состав России, такие как край, область и города федерального значения.

По конституции 1993 года в состав России входит 89 субъектов (на момент принятия), шести видов, определены ст.5,65. С марта 2004 происходят территориальные преобразования, связанные с образованием новых субъектов в составе России: Пермский край (2004), Красноярский край (2005), Камчатский край (2006), Иркутская область (2006), Забайкальский край (2007). В марте 2014 в состав России было принято два новых субъекта на основании международного договора между Россией и Крымом. Таким образов сегодня в составе России 85 субъектов, из них:

● Национальные государственные образования:

o Республики (22);

● Территориальные государственные образования:

o Край (9);

o Область (46);

o Город федерального значения (3).

● Национально-территориальные государственные образования:

o Автономная область (1);

o Автономный округ (4).

Новеллы конституции 1993 регулирующие статус субъектов Федерации:

1. Положение ч.3 ст.5 Конституции РФ, провозглашающее равноправие субъекта;

2. Вся территория России без исключений включена в федеративные отношения, в том числе, бывшие административно-территориальные единицы;

3. Установлена новая схема распределения полномочий между федеральными и региональными органами.

4. Предусмотрены формы преобразований внутри Федерации (объединения субъектов), а также возможно изменение статуса субъекта по взаимному согласию России и субъекта.

Субъекты РФ –это территориальные единицы, находящиеся в составе России и обладающие определенной государственной самостоятельностью.

Классификация субъектов.

По принципу формирования можно выделить:

● Национальные;

● Территориальные.

По национальному составу:

● Абсолютное большинство, то есть более 50% населения – это титульная нация (Тыва, Чувашия, Ингушетия);

● Относительное большинство, по отношению к другим нациям представлено большинство;

● Меньшинство.

Количественный:

● Размер территории (крупные или компактные субъекты);

● По численности населения (многонаселенные и малонаселенные);

Географический:

● Континентальные

● Материковые – отделены от основной части (Калининградская область, Крым);

По внутренней структуре:

● Обычные;

● Сложносоставные (Тюменская область и Архангельская область).

Выборы. Понятие и виды.

Согласно Конституции РФ, выборы – это

● Высшее непосредственное выражение власти народа (ч.3 ст.3);

● Форма осуществления местного самоуправления (ч.2 ст.130);

● Форма реализации субъективного конституционного права (ч.2 ст.32);

● Способ осуществления государственной власти и местного самоуправления (ч.2 ст.130, ч.1 ст.81, ч.1 ст.96).

Выборы– это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемая в соответствии с законодательством в целях формирования органов публичной власти и наделения полномочиями должностных лиц.

Выборы бывают:

1. В зависимости от видов избирательных органов (депутатов Государственной Думы, Президента и т.д.);

2. В зависимости от целей выборов:

a. Очередные (проводятся по истечению установленного срока полномочий. Цель – обеспечить преемственность публичной власти).

b. Дополнительные (связаны с замещением вакантных депутатских мандатов в представительном органе работающего созыва. Цель – обеспечить максимально уровень представительности).

c. Досрочные выборы (проводятся в случае досрочного прекращения полномочий. Цель – обусловлена чрезвычайным характером и необходимостью восстановить власть).

d. Повторные выборы (проводятся в случае, если очередные и досрочные признаются несостоявшимися недействительными. Цель: в упрощённом порядке завершить начатые выборы. Следует отличать повторные выборы от повторного голосования, при котором проводится только акт голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов).

3. По территории:

a. Общероссийские;

b. Региональные;

c. Местные;

4. По количественному критерию:

a. Альтернативные;

b. Безальтернативные;

5. По характеру голосования:

a. Прямые;

b. Косвенные (система выборщиков);

c. Многостепенные (выборы главы МО в некоторых МО представительным органом из числа депутатов).

Избирательный процесс.

Избирательный процесс – это регламентированная законодательством и осуществляемая в определенной последовательности деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц, направленная на подготовку и проведение выборов органов публичной власти.

Закон об основных гарантиях избирательных прав

Закон об основных гарантиях избирательных прав Закон о выборах президента РФ Закон о выборах депутатов ГД (2003)
ПЕРВАЯ СТАДИЯ. Организационно подготовительная стадия включает следующие мероприятия: 1. Назначение выборов. 2. Составление списков избирателей и знакомство с ними избирателей; 3. Формирование избирательных комиссий; Иные мероприятия, которые необходимы.
Назначение выборов означает старт избирательной кампании.
День голосования определяется федеральным законом. Единый день: второе воскресенье сентября года, в который истекают скроем полномочий данных органов. Второе воскресенье месяца, в котором провозилось голосование на предыдущих выборах и в котором был избран президент (Март). Третье воскресенье месяца, в который истекает конституционный срок полномочий государственной думы. Конституционный срок исчисляется со дня её избрания, которым является день голосования, в результате которого она была избрана.
Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный и предшествующий ему день, день, следующий за нерабочим (праздничным), воскресенье, которое объявлено рабочим днём.
Решение о назначит выборов осуществляется уполномоченным органом на уровне субъекта за 190 дней, в муниципальных образованиях за 90-80 дней. Выборы назначаются советом федерации за 190 дней. Назначаются президентом за 110-90 дней.
В случае, если соответствующие субъекты не назначат выборы в срок, то их назначает соответствующая избирательная комиссия. Если она не назначает или отсутствует, то по заявлениям избирателей, избирательных объединений органов власти, прокурора назначено суд общей юрисдикции. А выборы организует и проводит временная избирательная комиссия. При назначении досрочных выборов сроки сокращаются на 1/3.   При назначении досрочных выборов сроки сокращаются на 1/4
Образование избирательных округов и избирательных участков. Виды: ● Единый; ● Одномандатный; ● Многомандатный. Единый избирательный округ – округ, включающий в себя всю территорию на которой проводятся выборы. (Выборы 225 мандатов государственной думы, президента, главы субъекта, главы муниципального образования проводятся по единому округу).   Одномандатный избирательный округ – округ в котором избирается один депутат.   Многомандатный округ – это округ в котором избираются несколько и за каждого из них избиратели голосуют персонально. Допускается избрание до 5 мандатов (используя мажоритарную систему 225 депутатов избираются по одномандатному округу, а также формирование региональных парламентов и представительных органов муниципальных образований).   Одномандатные округа образуются сроком на 10 лет на основании данных о численности избирателей.   Требования к созданию округов: ● Учёт деления субъекта на административно территориальные единицы и муниципальные образования; ● Соблюдение примерного равенства округов по числу избирателей (исключение составляют труднодоступные и отдаленные местности на 30%, а также территории компактного проживания коренных малочисленных народов до 40%). Выборы проходят по единому избирательному округу. Не допустимо образование округа из территории двух и более субъектов, то есть на территории одного субъекта должен быть хотя бы один избирательный округ.   Распределение округов между субъектами обеспечивает равенство представителей государственной думы от субъекта.
Избирательные участки – это низовое звено избирательной территории, предназначенной для проведения голосования и подсчета голосов. Участки образуются сроком на 5 лет с учётом местных и иных условий, создавая максимальное удобство для избирателей. Образуются из расчета не более 3 тыс. избирателей на один участок и границы участков не должны пересекать границы избирательных округов. Образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями.

Регистрация кандидата.

Два условия:

1) Сбор подписей.

В отношении президента: самовыдвиженец обязан собрать не менее 300 тыс. подписей, при этом на один субъект не более 7,5 тыс. подписей. Кандидат от политической партии должен представить не менее 100 тыс. подписей. При этом на один субъект не более 2,5 тыс. В случае проведения досрочных или повторных, количество подписей сокращается вдвое. Политическая партия освобождается от сбора подписей, если участвует в распределении мандата депутатов государственной думы или одной трети законодательных органов субъектов РФ.

На выборах депутатоввыдвижение политической партии, списка или кандидата считается поддержанным и не требует сбора подписей избирателей, если список кандидатов был допущен к распределению мандатов хотя бы одно законодательного органа субъекта, Список кандидатов был допущен к распределению мандатов в государственной думе, список кандидатов получил не менее 3% голосов избирателей при последних выборах. Иначе политические партии в поддержку списка кандидатов должны собрать не менее 200 тыс. подписей (не более 7 на 1 субъектов). В поддержку выдвижения политической партии кандидата, либо самовыдвижение необходимо собрать не менее 3 % от числа избирателей, зарегистрированных в округе. Если избирателей менее 100 тыс., то не мене 3 тыс. подписей. Представленных подписей не должно быть больше, чем на 5%. Проверке подвергаются все или часть, ноне мене 20%. В регистрации может быть отказано, если: среди проверяемых подписей 5 и более недостоверных (подпись, выполненная от имени одного лица другим) или недействительных (подпись, собранная с нарушением порядка сбора, либо нарушением оформления подписного листа); недостаточное количество представленных подписей, наличие среди подписей более 5 для президента и более 10 для государственной думы подписей, собранных в местах, где сбор запрещён.

2) Создание кандидатом избирательного фонда.

Кандидат, баллотирующийся в составе списков не вправе создавать собственный избирательный фонд. Фонд формируется за счёт следующих средств:

● Собственные средства кандидата, либо избирательного объединение (для президента не более 10%, для депутата ГД РФ не более 50%).

● Юридические и физические лица. Доля пожертвований не должна превышать определённые проценты.

● Предельная сумма расходов кандидата не может превышать 400 млн (для президента), учитывая повторное голосование – 500 млн.

● Для кандидатов в депутаты государственной думы по федеральным спискам затраты не могут превышать 700 млн. Сюда не включены расходы региональных отделений политических партий, которые в зависимости от численности избирателей могут составлять от 15 до 100 млн. В региональных группах может быть несколько.

● Для кандидата-одномандатники – до 40 млн.

● Пожертвования не могут вносить иностранным государствам, организациям, движения, граждане и лица без гражданства; граждане России не достигшие 18-летнего возраста; органы власти

Наши рекомендации