Конституционное право – ведущая отрасль системы права РФ
Предмет, метод и задачи конституционного права Конституционное право России как отрасль представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих положение человека в российском обществе и государстве, определяющих основы общественного строя, принципы организации и деятельности органов государства, а также органов местного самоуправления.
Конституционное право составляет основу, ядро правовой системы Российской Федерации. В нем зафиксированы правовые идеи, общие принципы, основные начала, в соответствии с которыми строятся и функционируют все отрасли права.
Особая значимость конституционного права России в правовой системе обусловлена спецификой предмета правового регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, образующие основу устройства общества и государства, связанные с реализацией государственной власти, а также взаимоотношения человека с обществом и государством, устанавливающие содержание
и гарантии прав человека. Следовательно, предметом правового регулирования в конституционном праве являются конституционно-правовые отношения. особая разновидность властных политических отношений, урегулированных нормами конституционного права. Особенности этих отношений следующие:
• устанавливают основные права и свободы человека и учреждают в целях их гарантии систему органов государственной власти;
• определяют принципы организации и функционирования экономической, политической и духовной жизни общества и органов местного самоуправления.
В самом деле, человек не может жить вне государственно организованного общества, поскольку это порождает хаос, вседозволенность, анархию. Чтобы гарантировать себя от произвола сильного, сделать свои взаимоотношения с другими людьми упорядоченными и предсказуемыми, человек создает государство.
Первоначально отношения между государством и человеком строились на отношениях господства и подчинения. В результате эволюции человеческого общества возникает потребность в ограничении абсолютной власти государства и ее разумной организации путем разделения на законодательную, исполнительную и судебную, формирования независимого суда и органов местного самоуправления. В условиях развитого гражданского общества государство служит человеку, охраняет его свободу и содействует благополучию. Правила взаимоотношений государства и общества с личностью фиксируются в конституции.
Исходя из властной природы конституционно-правовых отношений, можно констатировать, что преобладающим методом правового регулирования является императивный метод. Конституционно правовое регулирование осуществляется с помощью субординации, т.е. на основе властно императивных начал: обязывания и запретов. Реже в конституционном праве встречается диспозитив ный метод — метод координации: предоставление субъектам права на активные действия, обусловленные необходимостью согласования воль.
Главными средствами воздействия конституционного права на общественные отношения являются установление компетенции властных органов государства, определение правоспособности государственных органов и должностных лиц, установление правового статуса личности и реализация прав и обязанностей через конституционные правоотношения.
Среди правовых средств воздействия выделяется метод позитивного обязывания; это относится в первую очередь к деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Так, в ст. 2 Конституции РФ говорится, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Наряду с этим в конституционном праве используется метод запрета. Так, в п. 2 ст. 19 говорится о том, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В то же время статус человека и гражданина регулируется в основном методом дозволения. Например, ≪каждый имеет право на жизнь≫ (ст. 20), ≪каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность≫ (ст. 22) и т.п.
14. Определение Конституции РФ, ее содержание, прямое действие и охрана
Конституция Российской Федерации 1993 г. — Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Она впитала основные достижения передовой правовой науки. Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей, она не лишена недостатков и, вероятно, в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях.
Одной из особенностей Конституции РФ 1993 г. является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признаниеи соблюдение и защита — главная обязанность государства. Кроме этого, Конституция РФ 1993 г. закрепила смешанную форму правления — президентско-парламентскую республику с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента и его администрации, премьер-министра и правительства.
Структура Конституции Российской Федерации 1993 г. Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей. Содержание преамбулы Конституции не имеет правового характера. В ней выражены намерения о целях принятия Конституции. Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности.
Наиболее значимой является глава 1, закрепляющая основы конституционного строя. Под основами понимаются основополагающие принципы устройства общества и государства, реализация которых гарантирует создание демократического, правового государства. Эти принципы имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции. Глава 2 устанавливает права и свободы человека и гражданина. Наряду с ними закрепляются и конституционные обязанности. Значение этой главы состоит в том, что ее нормы и принципы воспрещают издание законов и актов, умаляющих и ограничивающих права и свободы человека, признанные высшей ценностью.
Поскольку Россия является федеративным государством, глава 3 определяет федеративное устройство, принципы взаимоотношений между субъектами, предметы ведения и полномочия субъектов и Федерации. Глава 4 посвящена институту президентства. В ней устанавливаются компетенция и полномочия Президента Российской Федерации. Главы 5, 6, 7 соответственно посвящены устройству законодательной власти (Федеральное Собрание — парламент РФ), исполнительной власти (ПравительствоРФ),судебной власти. Глава 8 определяетполномочия органов местного самоуправления. Наконец, глава 9 определяет порядок внесения поправок и изменений в Конституцию РФ